Мировая экономика начала восстанавливаться, бизнес приспособился к карантинным ограничениям и «придумал» новые форматы работы. Поэтому в 2022 году Казахстанская ассоциация франчайзинга ожидает существенного роста на рынке франшиз, который замедлился во время пандемии. Думаю, мы увидим новые и интересные форматы.
Отмечу, что статистика по франчайзингу приблизительная, ведь рынок не регулируется официальными цифрами. И при анализе мы опираемся как на данные государственных служб, так и на неофициальные данные. Хотелось бы добавить, что из-за этой непрозрачности трудно оценить оборот реально действующих франшиз и компаний, которые работают, не зарегистрировав свои франчайзинговые договоры или товарный знак. Из статистики по обороту также исключены международные франчайзинговые сети.
Начнем по порядку... В 2020-2021 годах из-за коронакризиса, по данным ассоциации, в Казахстане закрылось около 20 точек, работающих по франшизе. В реальности, как я уже объяснял выше, цифра может быть и больше. Особенно сильно пандемия ударила по сфере HoReCa и туристическим франшизам. Например, только в туротрасли закрылись 12 точек. Однако к концу 2020 года рынок «собрался» и показал рост на 3,5%. К концу 2021 года мы зафиксировали рост уже на уровне 8%. На сегодня можно отметить, что франчайзинговая сфера хоть и потеряла темпы роста, постепенно возвращается к допандемийным показателям. И если в будущем мы не увидим жестких карантинных ограничений, то в 2022 году рынок может продемонстрировать рост даже выше, чем в среднем за год. Обычно среднегодовые темпы роста фиксируются на уровне 15%.
Сейчас структура казахстанского франчайзинга выглядит следующим образом: доля сферы общественного питания составляет 41%, сферы услуг - 32%, торговли - 24%, на другие отрасли, в том числе производство, приходится 3%. Примерный оборот франчайзингового рынка страны достигает 40 млрд тенге без учета показателей крупных международных сетей. В секторе трудятся более 60 тыс. человек.
В 2021 году продолжил расти сегмент услуг и сегмент продовольственной розницы. А вот доля франшиз общественного питания и непродовольственной торговли, по сравнению с данными прошлого года, сократилась на 5% и 2% соответственно. Также продолжила снижаться доля международных проектов.
Географическое распределение казахстанских франчайзеров выглядит
следующим образом: 27% приходится на Алматы, 14% на столицу и 59% на остальные регионы Казахстана.
Тренды 2021 года
Предприниматели стали чаще обращать внимание на регистрацию интеллектуальной собственности. По данным Казпатента, в Казахстане зарегистрировано 121 096 товарных знаков. Из них только за 2021 год было зарегистрировано 4610. Это говорит о том, что предприниматели заинтересованы в развитии своего бизнеса «по всем правилам», ведь интеллектуальная собственность - основное ядро любого франчайзингового договора.
2021 год показал и взрывной рост франчайзинговых
договоров. По данным Казпатента, в Казахстане зарегистрировано 473 франчайзинговых
договора. За 2021 год зарегистрировано
более 70. Это намного выше, чем в среднем в год в допандемийные времена и может говорить о качественном росте рынка.
Некоторые известные бренды решили запустить свои франчайзинговые системы. Среди них можно отметить Dolce Vita. Компания работает с 1998 года, но перейти на франчайзинговые рельсы решила недавно. Отметим и бренд Bauyrdaq, национальный фастфуд, который только за 2021 год продал несколько франшиз. Новые франшизы появились и на рынке образования, услуг и торговли. Только за текущий год в ассоциацию обратилось около 10 предприятий из сферы детского образования с желанием франчайзироваться. Кстати, мировым лидером в этой области является сеть образовательных детских центров Kumon Math & Reading Centers.
Заметна и так называемая регионализация франшиз: если раньше они формировались в основном в Алматы или Нур-Султане, то сегодня, укрепившись в регионах, компании начинают штурмовать рынки мегаполисов. Например, интересные концепции предлагают предприниматели из Кызылорды, Шымкента, Караганды. Здесь я бы отметил «Мегаоптику» и «Мадлен» из Шымкента, кызылординские «Брауни» и «Тагам», павлодарские «Айкуне» и «Крендель». Конечно, самыми распространенными форматами в регионах являются кофейни и сети фаст-фуда. Эти франшизы рассчитаны на молодежную аудиторию и развиваются достаточно динамично.
Еще один тренд 2021 года - еда на вынос. А дистанционная работа, предпочтение свободного графика, запросы миллениалов делают это направление все более перспективным.
А что в мире?
Из-за пандемии франчайзинг, как и в целом бизнес во всем
мире, испытывает не лучшие времена. Зафиксировано много банкротств. И если раньше основными причинами закрытия франшизы являлись финансовая дисциплина, нарушение регламента и стандартов, несоблюдение франчайзинговой политики
и т.д., то на сегодня - это убыточность точек. По самым скромным
подсчетам экспертов, мировой франчайзинговый
рынок просел на 10-12%.
Однако именно пандемия заставила бизнес быть более клиентоориентированным. Это касается персонализации предложений и так называемой «клиентской сенсорности», а также «дополнительных сервисов за ту же цену». Франчайзеры не стали исключением, предлагая франчайзи порой лучшие условия, которые были невозможны до пандемии. Кроме того, в канву клиентоориентированности ложится и цифровизация франчайзинга, куда можно отнести разнообразие моделей онлайн-маркетинга, использование социльных сетей для лучшего реагирования на нужды аудитории, рассылку и мессенджер-ботов.
Бекнур Кисиков, президент Казахстанской ассоциации франчайзинга