USD
449.58₸
-0.490
EUR
486.94₸
-1.570
RUB
4.86₸
BRENT
86.27$
BTC
70601.10$
+1205.900

Пандемия не помеха: рынок франшиз вырос на 8%

О трендах 2021 года рассказал глава Казахстанской ассоциации франчайзинга

Share
Share
Share
Tweet
Share
Все про бизнес

Все про бизнес

Мировая экономика начала восстанавливаться, бизнес приспособился к карантинным ограничениям и «придумал» новые форматы работы. Поэтому в 2022 году Казахстанская ассоциация франчайзинга ожидает существенного роста на рынке франшиз, который замедлился во время пандемии. Думаю, мы увидим новые и интересные форматы.

Отмечу, что статистика по франчайзингу приблизительная, ведь рынок не регулируется официальными цифрами. И при анализе мы опираемся как на данные государственных служб, так и на неофициальные данные. Хотелось бы добавить, что из-за этой непрозрачности трудно оценить оборот реально действующих франшиз и компаний, которые работают, не зарегистрировав свои франчайзинговые договоры или товарный знак. Из статистики по обороту также исключены международные франчайзинговые сети.

Начнем по порядку... В 2020-2021 годах из-за коронакризиса, по данным ассоциации, в Казахстане закрылось около 20 точек, работающих по франшизе. В реальности, как я уже объяснял выше, цифра может быть и больше. Особенно сильно пандемия ударила по сфере HoReCa и туристическим франшизам. Например, только в туротрасли закрылись 12 точек. Однако к концу 2020 года рынок «собрался» и показал рост на 3,5%. К концу 2021 года мы зафиксировали рост уже на уровне 8%. На сегодня можно отметить, что франчайзинговая сфера хоть и потеряла темпы роста, постепенно возвращается к допандемийным показателям. И если в будущем мы не увидим жестких карантинных ограничений, то в 2022 году рынок может продемонстрировать рост даже выше, чем в среднем за год. Обычно среднегодовые  темпы роста фиксируются на уровне 15%.

Сейчас структура казахстанского франчайзинга выглядит следующим образом: доля сферы общественного питания составляет 41%, сферы услуг - 32%, торговли - 24%, на другие отрасли, в том числе производство, приходится 3%. Примерный оборот франчайзингового рынка страны достигает 40 млрд тенге без учета показателей крупных международных сетей. В секторе трудятся более 60 тыс. человек.

В 2021 году продолжил расти сегмент услуг и сегмент продовольственной розницы. А вот доля франшиз общественного питания и непродовольственной торговли, по сравнению с данными прошлого года, сократилась на 5% и 2% соответственно. Также продолжила снижаться доля международных проектов.

Географическое распределение казахстанских франчайзеров выглядит следующим образом: 27% приходится на Алматы, 14% на столицу и 59% на остальные регионы Казахстана.

Тренды 2021 года

Предприниматели стали чаще обращать внимание на регистрацию интеллектуальной собственности. По данным Казпатента, в Казахстане зарегистрировано 121 096 товарных знаков. Из них только за 2021 год было зарегистрировано 4610. Это говорит о том, что предприниматели заинтересованы в развитии своего бизнеса «по всем правилам», ведь интеллектуальная собственность -  основное ядро любого франчайзингового договора.

2021 год показал и взрывной рост франчайзинговых договоров. По данным Казпатента, в Казахстане зарегистрировано 473 франчайзинговых договора. За 2021 год зарегистрировано более 70. Это намного выше, чем в среднем в год в допандемийные времена и может говорить о качественном росте рынка.

Некоторые известные бренды решили запустить свои франчайзинговые системы. Среди них можно отметить Dolce Vita. Компания работает с 1998 года, но перейти на франчайзинговые рельсы решила недавно. Отметим и бренд Bauyrdaq, национальный фастфуд, который только за 2021 год продал несколько франшиз. Новые франшизы появились и на рынке образования, услуг и торговли. Только за текущий год в ассоциацию обратилось около 10 предприятий из сферы детского образования с желанием франчайзироваться. Кстати, мировым лидером в этой области является сеть образовательных детских центров Kumon Math & Reading Centers.

Заметна и так называемая регионализация франшиз: если раньше они формировались в основном в Алматы или Нур-Султане, то сегодня, укрепившись в регионах, компании начинают штурмовать рынки мегаполисов. Например, интересные концепции предлагают предприниматели из Кызылорды, Шымкента, Караганды. Здесь я бы отметил «Мегаоптику» и «Мадлен» из Шымкента, кызылординские «Брауни» и «Тагам», павлодарские «Айкуне» и «Крендель». Конечно, самыми распространенными форматами в регионах являются кофейни и сети фаст-фуда. Эти франшизы рассчитаны на молодежную аудиторию и развиваются достаточно динамично.

Еще один тренд 2021 года - еда на вынос. А дистанционная работа, предпочтение свободного графика, запросы миллениалов делают это направление все более перспективным.

А что в мире?

Из-за пандемии франчайзинг, как и в целом бизнес во всем мире, испытывает не лучшие времена. Зафиксировано много банкротств. И если раньше основными причинами закрытия франшизы являлись финансовая дисциплина, нарушение регламента и стандартов, несоблюдение франчайзинговой политики и т.д., то на сегодня - это убыточность точек. По самым скромным подсчетам экспертов, мировой франчайзинговый рынок просел на 10-12%.

Однако именно пандемия заставила бизнес быть более клиентоориентированным. Это касается персонализации предложений и так называемой «клиентской сенсорности», а также «дополнительных сервисов за ту же цену». Франчайзеры не стали исключением, предлагая франчайзи порой лучшие условия, которые были невозможны до пандемии. Кроме того, в канву клиентоориентированности ложится и цифровизация франчайзинга, куда можно отнести разнообразие моделей онлайн-маркетинга, использование социльных сетей для лучшего реагирования на нужды аудитории, рассылку и мессенджер-ботов.

Бекнур Кисиков, президент Казахстанской ассоциации франчайзинга

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.