Уходящий год стал временем качественных перемен в технологической сфере Казахстана. Они связаны и с прорывами в распространении современных технологий, и появлением новых долгосрочных трендов, и, увы, с появлением некоторых негативных явлений, которые предстоит преодолевать в будущем. Подчеркну, эти перемены связаны не столько с самими технологиями, сколько с качественными изменениями в IT-индустрии страны.
Облака
Первый из итогов уходящего года, которые хотелось бы выделить – явное изменение отношения заказчиков к облакам. Еще в 2020 году предприятия республики не просто не желали, а были не готовы даже рассматривать вопрос об использовании облачных решений и сервисов. В 2021 году ситуация радикально изменилась. Заказчики проявляют к облакам живой интерес, в разных сегментах рынка начинают осуществляться проекты, связанные с переходом на облачные вычисления. Облака стали нормальностью, и это не может не радовать.
Первыми к облакам обратились заказчики, для которых критичными являются расходы на IT. Одно из свойств облаков – возможность существенной экономии, причем многомерной. Это – и снижение затрат на содержание инфраструктуры, которая часто используется только в короткие периоды пиковых нагрузок, и недорогой доступ к сложным сервисам, таким как Kubernetes или решения класса Big Data, и перевод капитальных затрат в операционные.
Связан рост облачности в IT и с вниманием правительства к развитию каналов связи. Качество их работы постоянно мониторится, причем по всей стране, жестко контролируется реальное качество связи к тому, что декларируют операторы в своей рекламе. Это оказывает серьезное влияние на уровень сервиса, который обеспечивает множество сфер деятельности бизнеса, в том числе – и облачные услуги.
Качественно изменилась работа облачных провайдеров. Они не только развивают собственные сервисы. Поставщики услуг озаботились еще и такой стороной работы, как помощь заказчикам в осуществлении миграции своих инфраструктур в облака. Это – проведение экономических обоснований и практическая реализация таких проектов.
Активизировались и иностранные облачные провайдеры. Например, «Яндекс» объявил о своем намерении построить в республике свой дата-центр. Пока таких планов не имеют другие компании, но будем учитывать, что «Яндекс», пожалуй, имеет наибольшую долю на нашем локальном рынке, и, принимая решение о таком масштабном проекте, явно рассчитывает на дальнейший рост бизнеса. Пришел на казахстанский рынок и VK Cloud Solutions. Будет очень интересно наблюдать за активностями этой компании: ей явно придется догонять «Яндекс», который предлагает большое количество разнообразных сервисов.
Перегрев рынка труда в IT-сегменте
А вот второе явление, которое приходится отмечать, окрашено отнюдь не позитивно. В IT-индустрии Казахстана происходят колоссальные изменения на рынке труда. Они вызваны косностью местных компаний, которые застряли в доковидной эпохе и отказываются пересматривать свои операционные модели по работе с персоналом. Они отказываются повышать заработные платы, становиться гибче, упрощать HR-процедуры и ускорять процесс поиска и найма новых сотрудников. Не идет речи и о пересмотре формы работы. В казахстанском IT-сегменте не получили распространения ни гибридный, ни тем более удаленный режимы занятости.
Но за два года специалисты переосмыслили свои ценности. Удаленка доказала свою эффективность, она привлекательна для значительной части сотрудников IT-компаний, к такому режиму их склоняет сама логика работы и специфика деятельности.
То есть мы сейчас видим, что заказчики начинают требовать от своих работников выходить в офлайн и возвращаться к старому режиму работы. Но проблема в том, что люди за два года переосмыслили свою парадигму существования, они переосмыслили комфортность своего бытия. Они увидели, что можно работать удаленно довольно эффективно. Особенно это касается работников IT-подразделений. Ведь на рынке всегда есть дефицит таких специалистов. Сама логика работы и специфика деятельности позволяет большинству из них работать удаленно.
Это противоречие – причина коллизий, которые сегодня возникают повсеместно. Специалисты, которые занимаются в компаниях-заказчиках поддержкой серьезных, сложных систем, сегодня могут устроиться на работу в иностранные IT-компании, которые в состоянии предложить им и удаленный режим работы, и более привлекательную зарплату. Это явление пока не стало повсеместным трендом, но несет в себе серьезную угрозу. Заказчики рискуют остаться без своих команд поддержки и сопровождения, которые обслуживают сложные системы, в том числе и ERP. Зато иностранные работодатели, наоборот, получают возможность привлечь грамотных и опытных специалистов.
Инсорсные проекты
С изменениями на рынке труда связано еще одно явление уходящего года. Некоторые компании-заказчики, столкнувшись с потерей лояльности своих сотрудников, решили, что наилучшим выходом из этой ситуации будет формирование собственных инсорсных структур, которые будут заниматься разработкой продуктов, приложений, их развитием и сопровождением.
Но для формирования таких суперсервисных подразделений тоже нужны специалисты, привлечь которых можно при помощи либо очень больших зарплат, либо очень интересных задач. Перегрев рынка труда в части зарплат, как известно, ни к чему хорошему не приводит. Вместе с зарплатами работодатели повышают и ожидания, делая их просто неразумными. Суперпривлекательные задачи как инструмент мотивации тоже не слишком эффективны. Самая крупная казахстанская компания не сможет соперничать в этой области с иностранными, даже не гигантами, а рядовыми разработчиками ПО и сервисов.
Попытки создать инсорсные IT-компании чреваты потерей заказчиками внутренней экспертизы: отраслевой, клиентской, сервисной.
В 2021 году заметно усилилась роль государства в формировании цифровой повестки. Оно стало активно реагировать на происходящее, выступать с цифровыми инициативами и, тем самым, стимулировать быструю реакцию рынка на происходящие изменения. В качестве примера могу привести запуск системы QR-кодов ASHYQ. Проект был быстро реализован, что позволило эффективно поддержать работу компаний, которые развивают публичные пространства: торговые центры, кинотеатры, рестораны и т. п. Продолжение их работы стало возможным благодаря непосредственному вмешательству министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности и коллаборации с крупнейшими в стране Kaspi Bank и Halyk Bank.
Активная интеграция государственных цифровых сервисов с сервисами крупнейших коммерческих компаний - еще одно явление уходящего года. Если в 2020 году данный процесс только начинался, то в этом году он уже стал системным. Открытость государственных сервисов позволила тем же Halyk Bank и Kaspi.kz начать формирование собственных экосистем и выпустить первые казахстанские суперприложения.
ESG-повестка
Наконец, отмечу еще одно явление уходящего года – внимание бизнеса к ESG-повестке. Она во многом перекликается с доктриной устойчивого развития, которая сегодня рассматривается в правительстве страны. Вовлеченность в ESG демонстрируют и многие заказчики. Они создают собственные профильные структуры, формируют запрос на ESG-консалтинг и спрос на специалистов.
Проблематика ESG сегодня рассматривается комплексно, с точки зрения ее синергии с основными направлениями деятельности бизнеса: автоматизацией, цифровизацией, комплаенсом. При этом регуляторы занимают здесь активную позицию. Например, министерство экологии, геологии и природных ресурсов планирует ввести в 2022 году инструменты мотивации бизнеса, налоговые меры, которые заставят компании обратить внимание на такую проблему, как сокращение углеродного следа.
Уверен, что произошедшие на IT-рынке Казахстана события будут во многом формировать повестку и следующего года. Более того, такие тренды, как распространение облачных технологий или ESG-повестка будут нарастать быстрыми темпами. В пользу такого предположения говорит внимание, которое прямо или косвенно уделяется этим моментам регуляторами. Все это означает, что наступающий 2022 год имеет все шансы для того, чтобы стать временем еще более значимых изменений.
Мирас Касымов, директор по развитию Accenture в Казахстане