Стипендию не отменят, но изменят
Болашак – казахстанский бренд, инновационный продукт, который уже копируют за рубежом, считает вице-президент Центра международных программ Асет Абдуалиев. «И мы уже реально продаем этот опыт за деньги», – сказал он, презентуя продукт перед зарубежными гостями на конференции Digital Communications Kazakhstan 2011 в Астане. Опыт казахстанской программы «Болашак» уже собираются внедрять в России, Украине и Азербайджане, утверждает г-н Абдуалиев.
Что отрадно, Казахстан не теряется на фоне мировых держав США и Китая. У нас студентов, обучающихся за рубежом, меньше, однако если вычислять пропорцию относительно всего населения, то наши цифры впечатляют.
Так, у американцев при численности населения 300 млн за границей учится 300 тыс. студентов. То есть один студент на 1000 человек. В Китае на 1,3 млрд человек за рубежом обучается 350 тыс., один студент на почти 4000 человек. Из них за счет государства – только десятая часть.
Россиян за границей – 20 тыс. человек, это один «заграничный» студент на 7000 человек. В Бразилии ежегодно за границу едет 4000 студентов (из 193 млн населения), всего лишь один студент на 48 тыс. человек.
Асет Абдуалиев сослался на данные Минобразования о количестве казахстанцев, обучающихся за рубежом, – 30 тыс. человек. Это один студент на 533 (!!!) человека. Из них 3000 человек получили и получают образование по программе «Болашак».
- Обучение за рубежом – крайне важно для построения конкурентной экономики. Если мы сократим количество студентов за границей, то проиграем в глобальной гонке уже через 10 лет, – говорит Асет Абдуалиев. – В Турции на такие образовательные госпрограммы выделяют 100 млн евро ежегодно, и это большая страна, сейчас на «Болашак» каждый год государство выделяет $100 млн.
Спикер напомнил собравшимся, что одним из факторов столь успешного развития Китая считаются подготовленные за границей кадры, которые смогли вывести китайскую экономику в мировые лидеры: 13% китайских министров, 80% ученых-академиков и 32 из 39 ректоров ведущих вузов получали образование в США и Европе.
- Просто представить налоговые преференции – это не основной двигатель экономики, – считает Асет Абдуалиев. – Основной «драйвер» – люди. И этим драйвером в Казахстане становятся выпускники «Болашака».
Однако государство начинает менять свою политику подготовки. По сравнению с показателями 2005 года количество специалистов-бакалавров сократилось в два раза. Уже через год готовить будут магистров, докторов философии и финансировать научные стажировки.
- Магистратура – то связующее звено между нашим и зарубежным образованием, которое позволит «быстро окупиться», если выражаться бизнес-терминами, – объясняет Асет Абдуалиев. – Какие ориентиры мы планируем реализовать в будущем? Теперь не будет хаотичной подготовки кадров, мы будем готовить кадры под госпрограммы развития – в сфере медицины, образования и индустриально-инновационного развития. В рамках программы индустриально-инновационного развития основной упор будет сделан на технические специальности. Логика простая – стране нужны ученые, технари, а не юристы и финансисты.
Ожидается, схема станет примерно следующей: госорган (например, министерство – возьмем Министерство индустрии и новых технологий) подает заявку, что в рамках программы инновационного развития нужно 50 инженеров. Министерство через предприятия собирает данные о специалистах, потенциальных магистрах и отправляет в Центр международных программ. Какая-то часть желающих отсеется при отборе, прошедшие поедут за рубеж. Потом они вернутся в свои компании, чтобы после учебы привнести полученный опыт в работу.
- Так, мы не только готовим специалистов точечно, но и обеспечиваем им трудоустройство. Опыт показывает, что порой высококлассные специалисты не могут найти работу, потому что существует ряд бюрократических и других преград, – говорит Асет Абдуалиев. – Сейчас в страну вернулось более 2000 стипендиатов, половина – технари. И они вышли на рынок труда. Мы хотим показать работодателям, что на рынке есть определенное количество сотрудников, которые обладают необходимыми навыками и владеют как минимум одним иностранным языком.
Есть такой миф, что мы обязываем выпускников идти работать на госслужбу, – продолжает спикер. – Но нет смысла ядерного физика обязательно отправлять на работу в МИНТ, а, например, айтишинка – в Министерство информации и связи. По нашим данным, 55% выпускников работает в частном бизнесе, и мы это поощряем.
Постепенно отказаться от «Болашака» в вопросе подготовки бакалавров, – говорит Асет Абдуалиев, – решено и потому, что практика показывает – самые талантливые ребята все-таки «вымываются» из страны, уезжая учиться за рубеж. Мы также хотим развивать местную высшую школу – создан Назарбаев Университет, есть КБТУ, КИМЭП, IT-Университет. Само собой, мы оставим квоты для самостоятельно поступивших.
Казахстанская международная образовательная программа «Болашак» существует уже 18 лет, с 2003 года. До 2005 года было выдано всего 700 стипендий, однако уже с 2005 года их количество возросло до 3000. Всего с 2005 по 2011 год распределено 7000 стипендий, сообщает Асет Абдуалиев.