Загипа Балиева не разделила доводы правозащитников
Законно ли добавлять до 10 лет тюрьмы за членовредительство тем, кто уже лишен свободы? – ответ на этот вопрос за «круглым столом» на минувшей неделе в столице усердно искали сотрудники МВД, прокуратуры и правозащитники.
Споры вокруг 361-й статьи УК РК разгорелись месяц назад, когда в Капшагайском суде рассматривалось уголовное дело по обвинению 111 заключенных колонии 155/8 в поселке Заречный в совершении акта членовредительства. О том, что членовредительство является незаконным и расценивается как преступление - подсудимые не знали. Новый закон вступил в силу 13 апреля - за два дня до массовой попытки суицида в колонии поселка. И сегодня главный вопрос - каким образом подсудимые дестабилизировали обстановку в колонии, остается открытым. На него не могут ответить ни подсудимые, ни прокуроры, ни адвокаты.
«Ни в постановлении, ни в материалах дела не сказано, в чем заключалась дестабилизация, дезорганизация учреждения, когда они нанесли сами себе телесные повреждения. Сейчас мы устанавливаем, в чем это заключалось», – пояснила адвокат Наталья Гутарова. К тому же во время судебного заседания выяснилось, что первая и четвертая части указанной статьи, под которую подпадают порезавшие себя подсудимые, не соответствуют ряду норм Конституции, а она, как известно, защищает права и свободы каждого гражданина, даже если он находится за решеткой.
Но и это еще не все. Оказывается, история возникновения отдельных норм пресловутой 361-ой и для самих членов Конституционного совета стала неприятным открытием. «Поправки появились неизвестным образом, - разводит руками председатель Конституционного совета Игорь Рогов. - Из стенограмм заседаний депутатов непонятно, кто является их автором, кто выступал «за» и «против». И хотя сегодня правительство выступает за ее сохранение - в правительственном варианте законопроекта такой нормы не было».
«С чьего-то голоса, кто-то из депутатов, имея право законодательной инициативы, вносит поправку, очень существенную в УК. При этом в стенограммах нет обсуждения, никакой научной экспертизы, Правительство свое мнение не высказало официально. О каком качестве законов можно говорить?», – возмущается Николай Белоруков, член Конституционного совета РК.
Однако добавить заключенным, которые покушаются на собственную жизнь, «десятку», то есть ввести нормы 361-й статьи в правоприменительную практику, уже настаивают силовики. «Чуть что - они вспарывают себе животы, тем самым дестабилизуя обстановку в исправительном учреждении», - поясняют сотрудники КУИС. Это мнение разделяют, в принципе, и представители генпрокуратуры. «Если заключенные разбивают головы о стену, они знают, что их повезут в лазарет, и все силы будут брошены на то, чтобы спасти их жизни. Считаю, что эта норма должна быть тормозом», – высказался заместитель генпрокурора Асхат Даулбаев.
Однако правозащитники с силовиками не согласны. Доктор юридических наук Анатолий Матюхин, например, считает, что ввести эту норму, значит силовым способом задавить любую форму протеста, которая сама по себе законна и конституционна.
«Плохо человек делает лишь себе, и это его собственное убеждение. А предлагаемая поправка противоречит Основному закону страны, затрагивает конституционные права и свободы граждан», - заявил он.
С ним согласны президент Союза адвокатов Казахстана Ануар Тугел и руководитель Национального центра по правам человека Вячеслав Калюжный. Обращаясь к международному опыту, г-н Калюжный пояснил, что ни в одном из решений Страсбургского суда нет уголовной ответственности за членовредительство.
«Предусматривается создание таких условий для заключенных, которые бы исключали самоубийство», – отметил правозащитник. Окончательное решение было отложено на основании ходатайства премьер-министра о переносе рассмотрения на более поздний срок с тем, чтобы министр юстиции Загипа Балиева смогла принять участие в конституционном производстве.
В ходе состоявшегося вчера заседания были заслушаны мнения депутатов парламента и позиция минюста. Также были представлены экспертные заключения ученых. В частности, депутат мажилиса Николай Турецкий отметил, что «чистота этой нормы вызывает определенные нарекания, определенные сомнения».
Говоря о позиции министерства, г-жа Балиева заявила, что представление Капшагайского городского суда было внимательно изучено. «Считаем, что указанные нормы статьи не противоречат Конституции Республики Казахстан», - подчеркнула она.
«В рамках основополагающих конституционных постулатов нормы Уголовного кодекса направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что для государства высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы. При этом государство должно не только провозглашать и признавать данные ценности, но и всеми имеющимися законными средствами и способами защищать их», - пояснила глава минюста.
Кроме того, Загипа Балиева считает, что «осужденные находятся под постоянным наблюдением в учреждениях, которые не только должны выполнять функцию их содержания, но и охранять их здоровье и жизнь. Поэтому одним из способов охраны здоровья осужденных и является привлечение к ответственности за членовредительство». По ее мнению, «законом от 26 марта 2007 года был устранен пробел, из-за которого учреждения не могли в достаточной мере обеспечить охрану здоровья граждан».
«Доводы о том, что совершение членовредительства является одной из форм выражения своего мнения, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, несостоятельны, поскольку совершение акта членовредительства направлено не на ущерб жизни и здоровью человека, а, в первую очередь, на нарушение установленного порядка содержания группой лиц», - подчеркнула г-жа Балиева. В целом дата оглашения решения Конституционного совета будет объявлена позднее.