Благотворительность будет контролировать акимат
Для целей реализации социальной деятельности и привлечения других работающих в этом направлении организаций и фондов участники консультативно-координационного совещания (состоящего из бизнес-структур и местной власти) приняли решение об организации паритетного представительства сторон в создаваемых представительских центрах во всех районах города Алматы.
По общей задумке организаторов, Центр будет аккумулировать интеллектуальные и ресурсные средства местного бизнеса, новые технологии государственных органов и других организаций, чтобы в дальнейшем распределять их для решения насущных, локальных вопросов сообщества в соответствии с целями и спецификой социальных проектов.
Создание подобного Центра, как отметил «Капитал.kz» экономист Канат Берентаев, можно назвать стремлением местных органов контролировать финансовые потоки на всех уровнях. По существу это создание новых рабочих мест для органов местной власти, которые финансируются бизнес-сообществом на «добровольной» основе.
Напомним, что договоренность о создании представительского центра была предусмотрена в рамках подписанного на прошлой неделе Меморандума о взаимном сотрудничестве между Министерством труда и социальной защиты населения РК, акиматом Алматы и бизнес-предприятиями Алматы по реализации социальных проектов в рамках корпоративной социальной ответственности бизнеса.
Как сказал министр труда и социальной защиты населения РК Бердибек Сапарбаев в ходе форума «Социальная ответственность бизнеса – 2008», «в стране получила развитие практика заключения меморандумов и соглашений по социальной ответственности бизнеса». Подтверждением тому служит то, что за 8 месяцев в Казахстане заключено свыше 2410 меморандумов на сумму свыше 43 млрд. тенге.
По сведениям министра, из общего числа заключенных меморандумов на Акмолинскую область приходится 873, на Алматинскую - 85, Актюбинскую - 27, Атыраускую - 67, ВКО - 574, Жамбылскую - 48, ЗКО - 16, Карагандинскую - 3, Кызылординскую - 7, Костанайскую - 369, Мангыстаускую - 11, Павлодарскую - 56, СКО - 46, ЮКО - 196. Кроме того, 31 меморандум приходится на Астану и 1 - на Алматы.
Однако опрошенные нами экономисты видят в этом только лишь традицию. В частности, г-н Берентаев сказал: «Достаточно вспомнить ежегодно заключаемые меморандумы по сдерживанию цен на бензин и дизельное топливо, а также по сдерживанию цен на хлеб и продукты питания. Как правило, эти меморандумы либо не выполняются, либо приводят, после истечения срока действия, к новому ухудшению уровня жизни населения. Можно предположить, что такая же участь ожидает и это соглашение о партнерстве в реализации социальных проектов».
Заключение соглашений акиматов и местных предпринимателей по реализации тех или иных социальных проектов решению местных вопросов и т.п., по словам г-на Берентаева, является просто дополнительной нагрузкой, которая снижает и без того не очень высокую рентабельность большинства хозяйствующих субъектов, за исключением отдельных крупных экспортоориентированных производств и торгово-финансового сектора.
«В этом плане заключение настоящего меморандума можно оценить, как попытку местных властей привлекать средства бизнес-сообщества для решения своих проблем на квази-законных основаниях. Не секрет, что широко распространена практика принуждения предпринимателей к «добровольному» участию во многих мероприятиях местных органов власти, - поясняет экономист. - Если до заключения соглашения эти действия можно было рассматривать как административный нажим, который можно обжаловать, то теперь все переводится на «добровольную» основу».
По мнению же Виктора Ямбаева, президента Алматинской ассоциации предпринимателей, социальную ответственность бизнеса отчасти подменяет меценатство. «И в данном случае сказанное не нужно возводить в ранг государственно-социальной политики, так как чиновники зачастую могут испортить даже самые добрые начинания, - поясняет он. – Вот почему партнерство бизнеса и государства и составляет основу взаимной социальной ответственности перед обществом. Работодатель несет социальную ответственность перед наемным работником. Государство, являясь работодателем и выстраивая экономическую политику в стране, тоже несет социальную ответственность перед обществом за рост цен не продукты, дефицит энергоресурсов, электроэнергии».
Кроме того, Виктор Ямбаев считает, что данный меморандум говорит о том, что власть и предприятия берут обязательства на себя осуществлять совместные проекты. «Здесь нет обязательств. Это не контрольно-надзорный орган, это добровольные шаги друг к другу», - уточнил он. Ему вторит министр труда и социальной защиты населения РК Бердибек Сапарбаев. «Бизнес должен помогать государству в решении некоторых социальных проблем, но это не говорит о том, что правительство не будет заниматься данными вопросами или будет принуждать бизнесменов оказывать содействие. Это добровольное, по мере возможностей, оказание помощи», - сообщил он в ходе форума.
Стоит отметить, что в рамках подписанного Меморандума предполагается установление законодательством страны преференций для участия бизнес-компаний и предоставления налоговых льгот НПО. Однако, по словам экономиста, обещанные налоговые преференции и другие льготы выходят за пределы полномочий местных органов власти, и их предоставление регулируется Налоговым и Бюджетным кодексами. В этом плане компании ничего не выигрывают.
«И здесь вопрос состоит не в том, сколько средств уйдет на содержание аппарата, транспорта и офиса новых центров. Просто часть средств, выделенных бизнес-сообществом на реализацию конкретных проектов, уйдет на содержание этого аппарата, то есть не дойдет до конечного адресата. Кроме того, если компании выделяли средства на реализацию конкретного проекта, то теперь, эти средства растворятся в общей массе, потеряется адресность, а право распоряжения ими, в том числе и выбора самих проектов, закрепляется за новыми структурными подразделениями», - подчеркивает г-н Берентаев. В результате социальная ответственность бизнеса сводится просто к дополнительному налогообложению бизнес-сообщества, как бы новый налог не называть.
Кроме того, представляет интерес следующее: в каком отношении находятся между собой подписанты этого меморандума. Судя по доступной информации, бизнес-сообщество участвует в решении тех социальных проблем, которые должно решать государство. При этом, в соответствии с проектом Налогового кодекса, благотворительная и спонсорская деятельность облагается налогом. «Меморандумом прямо требуется, чтобы бизнес-сообщество взяло на себя добровольно обязательства сверх ответственности за свое экономическое благополучие и благополучие своих сотрудников. Органы же государственной власти на местах берут на себя усилить контроль над соблюдением законности, обеспечением условий деятельности компаний, то есть обязуются выполнять то, ради чего они и созданы», - поясняет Канат Берентаев.
Понимание соцответственности
Социальная ответственность бизнеса, о которой так много говорят, по словам экономистов, не является экономической категорией. «Категория «социальной справедливости» порождена не экономическими требованиями, а необходимостью снятия социальной напряженности из-за усиления и углубления неравенства между отдельными слоями населения в результате несовершенства механизмов распределения и перераспределения произведенного национального продукт», - поясняет г-н Берентаев.
По мнению делегатов форума, социальная ответственность - это укрепление партнерства бизнеса и власти в экономической и социальной сферах. Социальная ответственность предпринимательства носит многоуровневый и многоступенчатый характер. Главное - это создание рабочих мест, расширение производства и уплата налогов. Здесь государство должно помочь предпринимателю в реализации конституционного принципа - право на осуществление предпринимательской деятельности.
Вторая составляющая - внутренняя предпринимательская ответственность. Это касается оплаты труда сотрудников, их профессиональной подготовки, безопасности труда. Третья - внешняя социальная ответственность, которая предполагает инвестиции в развитие регионов, их экономическое и социальное переустройство. Поэтому принцип взаимоотношений бизнеса и власти должен быть один: государство - для предпринимателя, предприниматель - для государства.
«Вопросы социальной ответственности бизнес-сообщества нельзя решить оставаясь в рамках традиционных концепций рыночной экономики. Ее, более или менее, полное решение возможно в рамках зарождающейся теории этической экономики, которой в нашей стране никто не занимается. В связи с чем министерство труда и социальной защиты населения должно направить свою деятельность не столько на разработку и заключение таких соглашений, которые напоминают очередную PR-акцию, сколько на разработку жизненно необходимых законопроектов, таких, как: «О минимальной заработной плате», «О социальных гарантиях», «О минимальном прожиточном минимуме», «О минимальном размере пенсий и социальных пособий» и других, которые соответствуют представлению о нормальном уровне жизни большинства граждан страны. Необходимо также разработать рациональный потребительский бюджет, соответствующий потребностям формирующегося среднего класса», - заключил г-н Берентаев. Ведь, социальная ответственность, в конечном счете, говорит о том, что потребитель всегда прав.