Казахстану необходим новый закон «О частном образовании»
Эффективное развитие частного образования в Казахстане возможно только при принятии нового, отвечающего всем современным требованиям закона «О частном образовании». Таким мнением с «Капитал.kz» поделился Талгат Акуов, президент Независимой ассоциации предпринимателей (НАП). «Наша рабочая группа разработала такой законопроект еще в прошлом году. В этом году мы во второй раз выставляем его на рассмотрение в сенат и мажилис. С данным документом было ознакомлено и Министерство образования и науки. Мы надеемся и ждем от них тех решений, которые дадут новый импульс развитию качественного образования», – подчеркнул г-н Акуов.
По его словам, помимо необходимости рассмотрения правительством проекта закона «О частном образовании», чиновникам следует обсудить предложение о вычетах из налогов средств, инвестируемых предпринимателями на строительство объектов образования, и принять в зачет для МСБ в размере до 50% и для крупных предприятий до 25% от суммы налогов. Также в правительство будет внесено предложение о создании фонда подготовки рабочих кадров путем отчислений с прибыли предприятий нового налога: на подготовку кадров – 3% от фонда зарплаты, за счет предприятий и государства, разделив финансирование на равные доли, развить в стране сеть ПТУ.
Кроме того, по опыту развитых стран специалисты в области образования предлагают не только выделять из бюджета средства на образование учащихся частным учреждениям образования наравне с государственными, но и приравнять к государственным социальные гарантии для работников частного образования.
«Сегодня учитель государственной школы или вуза может по госпрограмме купить себе квартиру, к примеру, по $300 за квадратный метр, а педагог сферы частного образования уже не имеет такой возможности, поскольку не входит в категорию госслужащих. При этом средняя зарплата у преподавателей частного и государственного образования примерно одинаковая. Неравенство частного и государственного образования проявляется и со стороны государства, которое учителей госучреждений награждает дипломами, медалями, грамотами и даже квартирами, а частных – нет. В таком случае, зачем заявлять, что как государственное, так и частное образование для государства одинаково значимы», – недоумевает Талгат Акуов.
Аналогичного мнения придерживается и Роза Садыкова, исполнительный директор Республиканской ассоциации частных организаций образования (РАЧОО). По ее словам, частное и государственное образование в Казахстане находятся абсолютно в неравных условиях. К примеру, до частных школ не доходит более 0,5 млрд. тенге, выделяемых из госбюджета.
«В бюджете на каждого ребенка закладывается около 40 тыс. тенге в год. Примерно 15 тыс. детей в стране учатся в частных школах. Если затраты на 15 тыс. детей умножить на эту сумму, то получается 600 млн. тенге, которые заложены в бюджет, но не доходят до частных школ. Не все родители могут позволить себе те затраты, которые несет государство в сфере образования. К примеру, в Корее и даже в России существуют нормы, по которым все ученики как частных, так и государственных школ получают одинаковое содержание. Мы считаем, что нужно поддерживать паритет: 80-85% учеников должны учиться в государственных школах, 15-20% – в частных. На Западе это обычное соотношение. У нас же частная школа составляет всего лишь 2-3%», – объяснила «Капитал.kz» г-жа Садыкова.
Вдобавок к этому в частном образовании, как говорит специалист, существуют еще две немаловажные проблемы. К первой исполнительный директор РАЧОО отнесла острую нехватку кадров, которая в большей степени наблюдается именно в частном образовании. И это, по ее словам, прежде всего, связано с низкой заработной платой учителей. «На мой взгляд, для решения этой проблемы надо сократить примерно 15% государственных школ в городах, потому что в сельской местности нет смысла этого делать. И за счет сокращения количества учителей поднять зарплату в два раза. И тогда в школу вернутся квалифицированные кадры, которые из-за низкой зарплаты когда-то ушли в торговлю и другие сферы», – считает эксперт.
Вторая же проблема заключается в том, что в последнее время, особенно в условиях экономического спада, количество частных школ стремительно сокращается. «В Алматы три года назад было 65 школ, а сегодня всего 42. Еще 12 частных школ акимат готовится закрыть в этом году. Так вообще не останется частного образования. То же самое с вузами. Их было 170, а сейчас осталось около 80. У частных организаций образования нет помещений и территорий, нет возможностей развития», – заключила Роза Садыкова.