USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.55$
+0.270
BTC
99049.30$
+1005.400

Франчайзинг как тема для развития МСБ

Казахстан не закрыт для иностранных франшиз и остается интересным региономСтагнирующая экономика США мешает развиваться бизнесу...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Казахстан не закрыт для иностранных франшиз и остается интересным регионом

Стагнирующая экономика США мешает развиваться бизнесу внутри страны, поэтому компании, которые работают по франшизе, наращивают свои обороты за счет развития за пределами этой страны, пишет деловое издание «Ведомости». В частности, сеть фитнес-центров Curves International и производитель сэндвичей Subway за последний год заметно увеличили количество партнеров-франчайзи за границей. Крупнейший игрок на рынке фастфуда McDonald's также предпочел развиваться, прежде всего, за пределами США. В 2009 году компания открыла 286 ресторанов за границей и только 53 – в Штатах в американских городах. При этом в прошлом году такое соотношение было равным.

Стимул поиска новых рынков для развития системы экспертами называется кризис системы франчайзинга. Однако в данном случае речь идет о том, что мировой финансовый кризис оказался фактором, стимулирующим франчайзинговые компании к более интенсивному развитию, в том числе к международной экспансии.

Больше всего американские сети в этом году интересовались рынками Бразилии и Центральной и Восточной Европы. В их планах на будущее, прежде всего, фигурируют Индия и Китай, где быстро растет число потребителей из среднего класса.

«Казахстан в настоящее время не является приоритетным рынком для иностранных франчайзеров, так как в мире достаточно более перспективных регионов, например по таким показателям, как емкость рынка, логистические параметры, адекватность законодательства, государственные преференции для участников франчайзинговых отношений, – комментирует «Капитал.kz» Вячеслав Сидельников, генеральный директор Казахстанского агентства франчайзинга. – Хотя Казахстан не закрыт для иностранных франшиз и остается интересным регионом для очень многих франчайзеров».

Вместе с тем Казахстан готов к появлению новых игроков на рынке франчайзинга. Так, на сегодняшний день отечественные предприниматели достаточно активно ищут интересные предложения-франшизы, а потребительский спрос на разнообразные и качественные товары и услуги возрастает.

Возможности казахстанского франчайзинга

«Сегодня наибольшее количество иностранных франчайзинговых брендов и, соответственно, наибольшее количество сделок – договоры франчайзинга в сфере торговли товарами народного потребления, также много франшиз в сфере услуг для бизнеса и услуг для населения, меньше франшиз в сфере производства», – отметил г-н Сидельников.

Но, по его словам, такая ситуация с сегментированием франчайзинга во всем мире, единственное отличие от мировой тенденции – в Казахстане достаточно мало франшиз в сфере общественного питания.

Так, из 330 франшиз, представленных в Казахстане, 300 являются иностранными. При этом, по данным эксперта, 30 казахстанских компаний объявляют себя франчайзерами, 10 из них очень активны, 2 – вышли на зарубежные рынки: компания «Таулинк» нашла партнеров в прибалтийских странах, а производственно-торговая компания ShBS – в России.

По данным Независимой ассоциации предпринимателей, продать свои франшизы удалось следующим казахстанским предприятиям, которые пока развиваются только внутри республики: агентству недвижимости UMEX Realty, ресторану «Медведь» (продали 5 франшиз), компании «Бухучет НАП» с франшизой «Централизованная бухгалтерия» (продано 10 франшиз), салону красоты Nails club, EXOTIK TEA, «Сеймар», «АЛМА-TВ» и др.

«15 казахстанских франчайзеров появились в течение последнего года, то есть в период экономического кризиса, – отмечает генеральный директор Казахстанского агентства франчайзинга. – Несколько десятков казахстанских компаний стоят на пути формирования собственных франшиз».

В конце 2008 года Вячеслав Сидельников в ходе «круглого стола» «Возможности франчайзинга. Малое и среднее предпринимательство: технология старта и развития» отмечал, что объем франчайзинговых отношений в Казахстане, например в доле МСБ, оценивается не более чем в 3%. Скажем, в Германии – 45%. Объем розничного товарооборота через франчайзинговые сети в Казахстане 1,5%, в Германии – 60%. По прогнозам агентства, ожидается прирост количества вышеназванных показателей в 30 раз к 2015 году, а в случае вступления Казахстана в ВТО эти показатели сравняются с сегодняшними показателями в Германии в течение 10 лет.

В ближайшие три года на казахстанском рынке будет более 300 отечественных компаний, которые будут продавать франшизы. В России 1 тысяча компаний, которые объявили себя франчайзерами, однако из них 500 фирм продают всего несколько франшиз в год, и только 10 компаний продают более десяти франшиз ежегодно.

По мнению Вячеслава Сидельникова, у казахстанских компаний есть достаточно много шансов для выхода на зарубежный рынок. «Сегодня отечественные компании уже присутствуют в странах СНГ, однако государства дальнего зарубежья еще не заинтересованы в покупке франшиз наших компаний. Сейчас очень выгодно создавать фирмы именно для дальнейших продаж. По моим прогнозам, на зарубежный рынок мы можем выйти в ближайшие 10 лет. За это время мы будем и в США, и в странах Европы», – полагает г-н Сидельников (см. «Капитал.kz» от 3 октября 2008 года).

Оборот франчайзинга в РК на 2008 год составил $550 млн. в год, рост по сравнению с 2007 годом равен $50 млн. Эксперты с уверенностью говорят, что Казахстан является лидером сектора франчайзинга в Центральной Азии.

В Казахстане представлены все формы франчайзинга – простая (единичная) франшиза, региональная франшиза, мастер-франшиза. Но особенностью рынка франчайзинга в республике является сублицензионность. Международные франчайзеры не торопятся работать в Казахстане напрямую. Очень мало прямых классических отношений: франчайзер-франчайзи. Международные франчайзеры предпочитают действовать в Казахстане через своих российских или турецких мастер-франчайзи (субфранчайзеров). Казахстанские компании, в свою очередь, выступают в качестве субфранчайзи (сублицензиатов).

«Это связано не с предпочтением франчайзеров, а с тем, что в России и Турции раньше появились активные предприниматели, приобретшие права мастер-франчайзинга на близлежащие регионы. Так и франчайзеру работать легче, и приобретателям франшиз проще работать с «близким» мастер-франчайзером», – пояснил г-н Сидельников.

В свою очередь, по мнению Талгата Акуова, президента Независимой ассоциации предпринимателей и собственника франшизы «Бухучет НАП», это связано с тем, что иностранным франчайзерам удобнее и комфортнее решать все вопросы, включая в работу российский рынок.

Тенденции современного франчайзинга

Как пишет источник, на бурное развитие заграничных сетей франчайзи влияет и разница в финансировании партнеров. Американские компании, которые передают свою торговую марку партнерам за границей, как правило, помогают им с привлечением инвестиций или даже финансируют их первое время. В то же время франчайзи внутри США развиваются, прежде всего, за счет собственных средств и банковских займов. Неудивительно, что рост франчайзинговых сетей замедлился в прошлом году в США из-за проблем с банковским кредитованием.

Для иностранных инвесторов большие американские сети выгодны как партнеры из-за наличия сильного бренда и доказанной эффективности бизнес-модели. Поскольку, как показывает мировой опыт продажи франшиз, предприниматели, купившие франшизу, терпят неудачу только в 5% случаев, а выход на самоокупаемость франчайзера сокращается и колеблется от полугода до трех лет. Для сравнения: 60% начинающих с нуля предпринимателей закрываются, не проработав и года, еще около 20% компаний ликвидируются чуть позже из-за непреодолимой убыточности. Вот почему в Европе мало кто открывает самостоятельный бизнес, 90% всего бизнеса открывается путем приобретения франшизы. В Казахстане 99,9% бизнеса – в основном личный опыт, при этом порядка 30% отечественных предприятий готовы продавать франшизы, однако исключительно внутри страны.

Франчайзинг в достаточном объеме и широко популяризирован. Поэтому сегодня в мире продолжается тенденция увеличения количества как франчайзи, так и франчайзеров, так как ни в одной стране мира не происходит сокращения их численности, а наблюдается только рост. Эксперт отмечает следующие тенденции современного франчайзинга: интернационализация; участие молодежи; участие женщин; интенсивное использование новейших технологий.

«Эти тенденции позитивно влияют на развитие франчайзинга и делают франчайзинговый метод ведения бизнеса еще более динамичным», – заключил Вячеслав Сидельников.

Немаловажным является и то, что законодательства ряда стран регулируют многие вопросы по франчайзингу, например, преддоговорные отношения, объем обязательной информации о франчайзере, предоставляемой в преддоговорном периоде потенциальному франчайзи. Франчайзеры подлежат регистрации в национальных реестрах, так же подлежат регистрации факты заключения и расторжения договоров о франчайзинге.

В нашей стране франчайзинговые отношения регулируются Гражданским кодексом, Законом о франчайзинге и патентным законодательством. В частности, Закон Республики Казахстан «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)» предусматривает: во-первых, разработку и реализацию программ по развитию и поддержке франчайзинговых отношений; во-вторых, разработку и совершенствование нормативных правовых актов по развитию и содействию франчайзинговых отношений; в-третьих, предоставление субъектам франчайзинговых отношений льгот и гарантий, предусмотренных законодательством РК; в-четвертых, регистрацию и защиту комплекса исключительных прав в соответствии с законодательством РК.

Несмотря на некоторые недоработки этих законодательных актов, по словам г-на Сидельникова, в целом они направлены на развитие и поддержку франчайзинга. Таким образом, в законодательстве Казахстана барьеров для развития франчайзинга нет, сложности есть, но есть и инструменты для их преодоления.


Справка. Термин «франчайзинг» происходит от французского слова franchise, что означает в смысловом переводе: освобождать от выплат, давать привилегии. В средние века термин franchise использовали королевские и феодальные дома для урегулирования вопросов доверительного управления собственности.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.