От долларов и евро к юаням и рублям
Финансовый кризис сыграл роль лакмусовой бумажки во многих областях экономики и взаимоотношений в мире в целом и в Казахстане в частности. На основании посткризисных результатов и выводов будет строиться и новая финансовая система. И одним из значимых показателей для Казахстана явилась реакция инвесторов и зарубежных партнеров на сложности в экономической ситуации РК. В результате, глава Национального банка Казахстана Григорий Марченко в интервью Financial Times заявляет: «Было ошибкой так сильно полагаться на Лондон, поскольку многие люди ушли в период кризиса, оказавшись ненадежными друзьями… Лондонские инвесторы говорили о долгосрочных обязательствах, но в 80% случаях эти слова оказались неправдой. Мы сделали ошибку, не обратив внимания на Гонконг и Ближний Восток, потому что привлечь деньги в Лондоне было слишком просто». И сейчас идет речь о диверсификации при размещении акций казахстанских компаний в азиатском направлении, в результате чего доля размещения казахстанских акций на лондонских биржах составит максимум 50%, а не 90%, как в настоящее время.
Президент республики Нурсултан Назарбаев на 22-ом заседании Совета иностранных инвесторов определил приоритеты в работе с инвесторами на будущее. «Я сегодня даю инвесторам, в том числе отечественным, четкий сигнал, что мы будем работать лишь с теми, кто будет предлагать реализацию конкретных проектов, направленных на диверсификацию экономики и глубокую переработку сырья», – подчеркнул он.
Не словом, а делом доказывают готовность к долгосрочному сотрудничеству ближайшие соседи. На реализацию индустриальных проектов в 2010 году Россия в общей сложности выделит Казахстану около $3 млрд. Часть этих средств планируется направить на крупномасштабное строительство энергоблока №3 Экибастузской ГРЭС-2.
Свыше $12 млрд. Казахстану готовы предоставить китайские банки. ФНБ «Самрук-Казына» сообщил о привлечении кредитной линии Банка развития Китая до $3 млрд. Средства будут направлены на развитие горно-металлургических комплексов, в том числе и «Казахмыса». Кроме того, в 2010 году китайский «Эксимбанк» предоставит кредит на $10 млрд. на развитие нефтегазовой сферы, нефтехимической отрасли, металлургии и других отраслей.
На прошлой неделе Болатом Жамишевым, министром финансов РК, и Шаою Жао, вице-президентом Азиатского банка развития (АБР), было подписано соглашение о предоставлении Казахстану второго транша кредита в размере $187 млн. для реконструкции автодорог в рамках проекта «Западная Европа – Западный Китай». Общая сумма займа составит $700 млн.
Активизация взаимодействия Казахстана и упомянутых стран-инвесторов, по мнению Ирины Куликовой, генерального директора российской компании АО «КИТ Фортис Инвестментс», объясняется тем, что «именно кризис усилил интерес указанных стран к инвестированию в Казахстан, так как еще раз продемонстрировал, что в ближайшее время основной интерес для них будут представлять нефтегазовые и энергетические ресурсы, Казахстана в частности». К тому же, в условиях отсутствия западноевропейских и американских инвестиций в экономику политика государства повернулась лицом к этим странам и направлена на углубление экономических отношений с ними и поощрение инвестирования. «Именно кризис усилил тенденции по активизации экономического взаимодействия в энергетике, транспорте, отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, а также в трансграничной сфере, что и выразилось в получении значительных инвестиций», – подчеркнула она.
О важности создания транспортных коридоров в Министерстве транспорта и коммуникаций РК отмечают, что одним из возможных путей диверсификации экономики Республики Казахстан является создание транспортных коридоров, способных привязать экономики европейских и азиатских стран к международным коммуникационным артериям нашей страны. Это позволит Казахстану стать по-настоящему интегрированным государством и, что немаловажно, заработать на транзите грузов. Страны, через которые сегодня следует транзит, по оценкам международных экспертов, получают ежегодно свыше $1 трлн. Международный транзитный коридор «Западная Европа – Западный Китай» – самый короткий путь из Китая в Европу, с минимальным количеством стран-участниц, а значит, и границ. Например, отмечают в Минтранскоме, время нахождения в пути по морю доходит до 45 суток, а по «Транссибу» – 14 суток. По новому коридору от порта Ляньюньгань до границ с европейскими государствами – 10 суток. Это позволит увеличить объемы грузоперевозок к 2020 году в 2,5 раза (с 13 млн. тонн до 33 млн. тонн в год).
Строительство и реконструкция международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай» позволят значительно сократить время доставки груза из Китая в Европу. Коридор будет обеспечивать грузоперевозки по трем основным направлениям Китай – Казахстан, Китай – Центральная Азия, Китай – Россия – Западная Европа.
В Министерстве транспорта и коммуникаций РК отмечают, что транзит влечет за собой огромный мультипликативный эффект, выраженный в развитии внутренней и внешней торговли, снижении себестоимости товаров и услуг, росте агропромышленного, машиностроительного, добывающего секторов и многих других аспектов развития. Бюджетные ассигнования на дорожное строительство имеют один из наиболее высоких показателей социально-экономической эффективности. «По экспертным оценкам, 1 млн. тенге инвестиций в развитие дорожной сети позволяет получить прирост ВВП в объеме 6 и более млн. тенге; 35-40% средств, направляемых в отрасль, возвращается в бюджеты всех уровней в форме налоговых и иных платежей», – поясняют в Министерстве транспорта и коммуникаций РК.
За счет привлеченных со стороны АБР средств планируется реконструировать 79 км автодороги с цементобетонным покрытием. В декабре текущего года будет опубликовано приглашение на участие в тендере по строительным работам, который будет проходить одним этапом посредством постквалификационного отбора потенциальных поставщиков. Согласно намеченным планам, в феврале-марте 2010 года будут подписаны контракты и выплачены авансовые средства на выполнение строительных работ. Полное завершение работ планируется к концу 2012 года. На строительных работах этой автомагистрали, начиная с 2010 года, будет задействовано до 50 тыс. человек.
АБР в целом планирует расширить свое присутствие в Казахстане. На прошлой неделе в Алматы был открыт офис регионального центра представительства АБР, деятельность которого будет направлена на координирование взаимодействия с частным бизнесом и региональными финансовыми институтами для привлечения инвестиций.
По мнению генерального директора российской компании АО «КИТ Фортис Инвестментс», интерес со стороны инвесторов к Казахстану обусловлен несколькими причинами. «Прежде всего, Казахстан продолжает оставаться стратегической страной в среднеазиатском регионе, демонстрируя политику стабильности и развития, а также страной, представляющей интерес для инвесторов в нефтяной, энергетической и горнодобывающей отраслях, – отметила г-жа Куликова. – Россия и Китай, прежде всего, рассматривают Казахстан как поставщика сырьевых и топливных ресурсов для своих экономик, требующих с каждым годом все больше ресурсов».
Казахстан обладает равными возможностями как по географии поставок, так и по использованию части нефти в нефтепереработке для удовлетворения внутренних потребностей страны и внешнего экспорта. При этом внешнеэкономическая составляющая стратегии национальной безопасности Казахстана ориентирована на партнерство и сближение с государствами, способствующими укреплению его экономики, которая нуждается в крупных инвестициях. Именно поэтому, по ее словам, Казахстан демонстрирует свою заинтересованность в дальнейшем развитии сотрудничества с Россией и Китаем, особенно в сфере энергетики, нефтепереработки и нефтехимии, и такой интерес является обоюдным. Эти же отрасли являются приоритетными и для АБР.
По мнению Аскара Елемесова, председателя совета директоров АО «Тройка Диалог Казахстан», создание Таможенного союза также повышает инвестиционную привлекательность Казахстана в глазах инвесторов. «Создание Таможенного союза делает Казахстан интересной страной для инвесторов, вкладывающих в производственные объекты. Стоит отметить, что Россия имеет один из самых высоких в мире средних таможенных тарифов (порядка 15%), что делает экспорт готовой продукции в Россию очень дорогим и сложным, особенно это касается экспорта автомобилей, товаров народного потребления и оборудования», – рассказал Аскар Елемесов. Налоги в России при этом гораздо выше, чем в Казахстане. Теперь же, по его словам, для вхождения на российский рынок можно строить предприятия в приграничных районах Казахстана, пользуясь более низкими по сравнению с Россией ставками налогообложения, и в рамках единого таможенного союза экспортировать на российский рынок, который до этого был закрыт для казахстанских товаров. Для китайского капитала, имеющего в Казахстане гораздо более серьезные позиции, чем в России, это очень интересно.
Кроме того, Аскар Елемесов отмечает, что Казахстан (по подсчетам Ситибанка) является одной из 10-ти самых богатых с точки зрения общего объема полезных ископаемых стран в мире. Кроме того, Казахстан также является страной, стабилизирующей экономику всего центральноазиатского региона.
«Например, до кризиса мы входили в число первых 10-ти стран мира по количеству принимаемых сезонных трудовых мигрантов. По соотношению накопленных резервов (Национальный фонд и резервы Национального банка) к размеру экономики мы входили в число 3 – 4 самых успешных стран мира, если исключить из анализа 5 стран-нефтеэкспортеров из региона Персидского залива, по которым достоверных данных нет. И для России, и для Китая мы являемся одной из важных пограничных стран, поэтому временные трудности в нашей экономике не изменили общего отношения к Казахстану России и Китая, которые решили продемонстрировать свою приверженность долгосрочным отношениям через предоставление долгосрочных связанных кредитов, используемых для покупки товаров и услуг у компаний из стран-кредиторов», – заключил руководитель АО «Тройка Диалог Казахстан».