USD
498.34₸
EUR
519.72₸
RUB
4.85₸
BRENT
75.28$
BTC
98081.40$

Кризис усилил интерес инвесторов

От долларов и евро к юаням и рублямФинансовый кризис сыграл роль лакмусовой бумажки во многих областях экономики и взаимоотношен...

Share
Share
Share
Tweet
Share

От долларов и евро к юаням и рублям

Финансовый кризис сыграл роль лакмусовой бумажки во многих областях экономики и взаимоотношений в мире в целом и в Казахстане в частности. На основании посткризисных результатов и выводов будет строиться и новая финансовая система. И одним из значимых показателей для Казахстана явилась реакция инвесторов и зарубежных партнеров на сложности в экономической ситуации РК. В результате, глава Национального банка Казахстана Григорий Марченко в интервью Financial Times заявляет: «Было ошибкой так сильно полагаться на Лондон, поскольку многие люди ушли в период кризиса, оказавшись ненадежными друзьями… Лондонские инвесторы говорили о долгосрочных обязательствах, но в 80% случаях эти слова оказались неправдой. Мы сделали ошибку, не обратив внимания на Гонконг и Ближний Восток, потому что привлечь деньги в Лондоне было слишком просто». И сейчас идет речь о диверсификации при размещении акций казахстанских компаний в азиатском направлении, в результате чего доля размещения казахстанских акций на лондонских биржах составит максимум 50%, а не 90%, как в настоящее время.

Президент республики Нурсултан Назарбаев на 22-ом заседании Совета иностранных инвесторов определил приоритеты в работе с инвесторами на будущее. «Я сегодня даю инвесторам, в том числе отечественным, четкий сигнал, что мы будем работать лишь с теми, кто будет предлагать реализацию конкретных проектов, направленных на диверсификацию экономики и глубокую переработку сырья», – подчеркнул он.

Не словом, а делом доказывают готовность к долгосрочному сотрудничеству ближайшие соседи. На реализацию индустриальных проектов в 2010 году Россия в общей сложности выделит Казахстану около $3 млрд. Часть этих средств планируется направить на крупномасштабное строительство энергоблока №3 Экибастузской ГРЭС-2.

Свыше $12 млрд. Казахстану готовы предоставить китайские банки. ФНБ «Самрук-Казына» сообщил о привлечении кредитной линии Банка развития Китая до $3 млрд. Средства будут направлены на развитие горно-металлургических комплексов, в том числе и «Казахмыса». Кроме того, в 2010 году китайский «Эксимбанк» предоставит кредит на $10 млрд. на развитие нефтегазовой сферы, нефтехимической отрасли, металлургии и других отраслей.

На прошлой неделе Болатом Жамишевым, министром финансов РК, и Шаою Жао, вице-президентом Азиатского банка развития (АБР), было подписано соглашение о предоставлении Казахстану второго транша кредита в размере $187 млн. для реконструкции автодорог в рамках проекта «Западная Европа – Западный Китай». Общая сумма займа составит $700 млн.

Активизация взаимодействия Казахстана и упомянутых стран-инвесторов, по мнению Ирины Куликовой, генерального директора российской компании АО «КИТ Фортис Инвестментс», объясняется тем, что «именно кризис усилил интерес указанных стран к инвестированию в Казахстан, так как еще раз продемонстрировал, что в ближайшее время основной интерес для них будут представлять нефтегазовые и энергетические ресурсы, Казахстана в частности». К тому же, в условиях отсутствия западноевропейских и американских инвестиций в экономику политика государства повернулась лицом к этим странам и направлена на углубление экономических отношений с ними и поощрение инвестирования. «Именно кризис усилил тенденции по активизации экономического взаимодействия в энергетике, транспорте, отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, а также в трансграничной сфере, что и выразилось в получении значительных инвестиций», – подчеркнула она.

О важности создания транспортных коридоров в Министерстве транспорта и коммуникаций РК отмечают, что одним из возможных путей диверсификации экономики Республики Казахстан является создание транспортных коридоров, способных привязать экономики европейских и азиатских стран к международным коммуникационным артериям нашей страны. Это позволит Казахстану стать по-настоящему интегрированным государством и, что немаловажно, заработать на транзите грузов. Страны, через которые сегодня следует транзит, по оценкам международных экспертов, получают ежегодно свыше $1 трлн. Международный транзитный коридор «Западная Европа – Западный Китай» – самый короткий путь из Китая в Европу, с минимальным количеством стран-участниц, а значит, и границ. Например, отмечают в Минтранскоме, время нахождения в пути по морю доходит до 45 суток, а по «Транссибу» – 14 суток. По новому коридору от порта Ляньюньгань до границ с европейскими государствами – 10 суток. Это позволит увеличить объемы грузоперевозок к 2020 году в 2,5 раза (с 13 млн. тонн до 33 млн. тонн в год).

Строительство и реконструкция международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай» позволят значительно сократить время доставки груза из Китая в Европу. Коридор будет обеспечивать грузоперевозки по трем основным направлениям Китай – Казахстан, Китай – Центральная Азия, Китай – Россия – Западная Европа.

В Министерстве транспорта и коммуникаций РК отмечают, что транзит влечет за собой огромный мультипликативный эффект, выраженный в развитии внутренней и внешней торговли, снижении себестоимости товаров и услуг, росте агропромышленного, машиностроительного, добывающего секторов и многих других аспектов развития. Бюджетные ассигнования на дорожное строительство имеют один из наиболее высоких показателей социально-экономической эффективности. «По экспертным оценкам, 1 млн. тенге инвестиций в развитие дорожной сети позволяет получить прирост ВВП в объеме 6 и более млн. тенге; 35-40% средств, направляемых в отрасль, возвращается в бюджеты всех уровней в форме налоговых и иных платежей», – поясняют в Министерстве транспорта и коммуникаций РК.

За счет привлеченных со стороны АБР средств планируется реконструировать 79 км автодороги с цементобетонным покрытием. В декабре текущего года будет опубликовано приглашение на участие в тендере по строительным работам, который будет проходить одним этапом посредством постквалификационного отбора потенциальных поставщиков. Согласно намеченным планам, в феврале-марте 2010 года будут подписаны контракты и выплачены авансовые средства на выполнение строительных работ. Полное завершение работ планируется к концу 2012 года. На строительных работах этой автомагистрали, начиная с 2010 года, будет задействовано до 50 тыс. человек.

АБР в целом планирует расширить свое присутствие в Казахстане. На прошлой неделе в Алматы был открыт офис регионального центра представительства АБР, деятельность которого будет направлена на координирование взаимодействия с частным бизнесом и региональными финансовыми институтами для привлечения инвестиций.

По мнению генерального директора российской компании АО «КИТ Фортис Инвестментс», интерес со стороны инвесторов к Казахстану обусловлен несколькими причинами. «Прежде всего, Казахстан продолжает оставаться стратегической страной в среднеазиатском регионе, демонстрируя политику стабильности и развития, а также страной, представляющей интерес для инвесторов в нефтяной, энергетической и горнодобывающей отраслях, – отметила г-жа Куликова. – Россия и Китай, прежде всего, рассматривают Казахстан как поставщика сырьевых и топливных ресурсов для своих экономик, требующих с каждым годом все больше ресурсов».

Казахстан обладает равными возможностями как по географии поставок, так и по использованию части нефти в нефтепереработке для удовлетворения внутренних потребностей страны и внешнего экспорта. При этом внешнеэкономическая составляющая стратегии национальной безопасности Казахстана ориентирована на партнерство и сближение с государствами, способствующими укреплению его экономики, которая нуждается в крупных инвестициях. Именно поэтому, по ее словам, Казахстан демонстрирует свою заинтересованность в дальнейшем развитии сотрудничества с Россией и Китаем, особенно в сфере энергетики, нефтепереработки и нефтехимии, и такой интерес является обоюдным. Эти же отрасли являются приоритетными и для АБР.

По мнению Аскара Елемесова, председателя совета директоров АО «Тройка Диалог Казахстан», создание Таможенного союза также повышает инвестиционную привлекательность Казахстана в глазах инвесторов. «Создание Таможенного союза делает Казахстан интересной страной для инвесторов, вкладывающих в производственные объекты. Стоит отметить, что Россия имеет один из самых высоких в мире средних таможенных тарифов (порядка 15%), что делает экспорт готовой продукции в Россию очень дорогим и сложным, особенно это касается экспорта автомобилей, товаров народного потребления и оборудования», – рассказал Аскар Елемесов. Налоги в России при этом гораздо выше, чем в Казахстане. Теперь же, по его словам, для вхождения на российский рынок можно строить предприятия в приграничных районах Казахстана, пользуясь более низкими по сравнению с Россией ставками налогообложения, и в рамках единого таможенного союза экспортировать на российский рынок, который до этого был закрыт для казахстанских товаров. Для китайского капитала, имеющего в Казахстане гораздо более серьезные позиции, чем в России, это очень интересно.

Кроме того, Аскар Елемесов отмечает, что Казахстан (по подсчетам Ситибанка) является одной из 10-ти самых богатых с точки зрения общего объема полезных ископаемых стран в мире. Кроме того, Казахстан также является страной, стабилизирующей экономику всего центральноазиатского региона.

«Например, до кризиса мы входили в число первых 10-ти стран мира по количеству принимаемых сезонных трудовых мигрантов. По соотношению накопленных резервов (Национальный фонд и резервы Национального банка) к размеру экономики мы входили в число 3 – 4 самых успешных стран мира, если исключить из анализа 5 стран-нефтеэкспортеров из региона Персидского залива, по которым достоверных данных нет. И для России, и для Китая мы являемся одной из важных пограничных стран, поэтому временные трудности в нашей экономике не изменили общего отношения к Казахстану России и Китая, которые решили продемонстрировать свою приверженность долгосрочным отношениям через предоставление долгосрочных связанных кредитов, используемых для покупки товаров и услуг у компаний из стран-кредиторов», – заключил руководитель АО «Тройка Диалог Казахстан».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.