Кредитная схема для франчайзи
АВТОР

18.02.2010 • 21:50 1397

Кредитная схема для франчайзи

Успешный опыт получения займа

В Казахстане еще не апробированы никакие специальные программы кредитования франчайзинговых проектов. Тогда как во многих кредитных организациях Западной Европы, США, Азии, Австралии и Новой Зеландии с середины 70-х годов прошлого века до настоящего времени были открыты и продолжают открываться отделы и департаменты обслуживания субъектов франчайзинга. Об этом рассказал Вячеслав Сидельников, генеральный директор Казахстанского агентства франчайзинга.

Несмотря на международный опыт, казахстанские банки в один голос твердят об отсутствии необходимости в специализированных программах для франчайзинга. Так, к примеру, Павел Миронов, управляющий директор kaspi bank, говорит о том, что «у банка не было проектов по кредитованию франчайзинга, и в планах кредитования данного направления как отдельного вида кредитования МСБ пока также нет».

Между тем, если говорить о мировой практике кредитования франчайзинга, то выделяют следующие схемы выдачи кредитов.

Наиболее распространенный вид кредитования участников процесса по франчайзингу, как рассказала Татьяна Гиш, MRICS, генеральный директор «Бейкер Тилли Казахстан оценка», – это кредитование под залог частной собственности. Кредитуются, таким образом, как франчайзеры, так и франчайзи. Успех в получении займа зависит не от условий действующих кредитных программ или вида франшизы, а от размера и качества обеспечения, которое может предоставить компания в качестве залога. Обычно банки соглашаются кредитовать фирмы, работающие на рынке уже не один год, обладающие репутацией и весомыми активами.

«Конечно, для начинающей новый бизнес компании этот вариант кредитования, прямо скажем, труднодостижим. Единственным положительным моментом для франчайзи в данном случае может быть некоторое снижение кредитного процента, но это зависит слишком от многих, плохо прогнозируемых факторов: политики конкретного банка, финансового состояния заемщика, субъективного мнения кредитного менеджера», – пояснила г-жа Гиш. И это несмотря на то, что франчайзи – лучшие заемщики, чем другие представители МСБ – они более мотивированы, имеют прозрачную структуру и хорошо структурированные бизнес-процессы, то есть обеспечивающие более низкий уровень кредитного риска. В Казахстане это практически единственный способ получения банковского финансирования. К тому же, как рассказали в пресс-службе БТА Банка, «риски банка при финансировании франчайзинговых сделок находятся на уровне кредитного риска».

Кредитование франчайзи под гарантию партнера – франчайзера является вторым способом кредитования франчайзинга. По мнению Татьяны Гиш, «это самая справедливая схема, при которой ответственность распределяется и на франчайзера». По понятным причинам, франчайзеры неохотно идут на такие риски, хотя продавец франшизы, в первую очередь, заинтересован в продвижении своего бренда. Известно, что пионер российского франчайзинга – компания Baskin Robbins, первой открыла представительство в России и начала продавать право на торговлю мороженым под своей вывеской. За рубежом компания Baskin Robbins поддерживает своих франчайзи, вплоть до предоставления им кредитов на развитие. Хотя в России этот опыт оказался неудачным, и теперь компания ограничивается только продажей франшизы.

В свою очередь российская компания «Эконика» содействует в получении кредитования для своих партнеров в регионах. Она разрабатывает программу по оказанию финансовой помощи партнерам на основании соглашений со Сбербанком и с Пробизнесбанком. Компания «Ростикс» также ходатайствует перед банками в получении финансирования для партнеров, но при этом не берет на себя солидарных обязательств.

О подобном казахстанском опыте, к сожалению, ничего неизвестно. Хотя, как отмечает г-жа Гиш, «если бы франчайзеры были готовы нести равную ответственность с банком за судьбу и развитие своего бренда, франчайзинговое движение в Казахстане развивалось бы гораздо энергичнее».

Третьим вариантом кредитования франчайзинга можно считать следующую схему. Франчайзер кредитуется под залог собственных активов. В этом случае за пользование кредитом франчайзер предоставляет банку право требования роялти с одного или нескольких франчайзи. Причем объем роялти должен быть соизмерим с размером процентных платежей за пользование кредитными ресурсами. Слишком рискованный для банка вариант, практически неприменим для «старт-апа», наверное, поэтому он и не очень популярен.

И, наконец, четвертый вариант – кредитование франчайзера под залог бренда. Отметим, что это не очень распространенный вид кредитования и в России, и в Казахстане, что можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, подчеркивает генеральный директор «Бейкер Тилли Казахстан оценка», банки с большим предубеждением относятся к нематериальным активам именно из-за их неосязаемости. Во-вторых, рынок интеллектуальной собственности гораздо более ограничен, чем, например, рынок недвижимости или оборудования, в связи с чем могут возникнуть трудности с дальнейшей реализацией предмета залога. Единственный вид нематериальных активов, который казахстанские банки принимают в качестве обеспечения залогов – право недропользования. Еще одна причина, предприятия – владельцы известных товарных знаков не желают рисковать таким уникальным активом, так как создание нового бренда потребует огромных денежных и временных затрат. Кроме того, как правило, значимый бренд находится в формальном владении аффилиированной компании, зарегистрированной в какой-нибудь оффшорной зоне, что также затрудняет его использование в качестве обеспечения залога на родине.

Тем не менее, прецедент такого кредитования создан в России в 2005 году. Так, Москоммерцбанк выдал кредит компании Rover Computers, обеспечением по которому стали бренды RoverBook и RoverScan. Бренды Москоммерцбанк оценил в $6,5 млн., сумма кредита составила $1,2 млн.

Еще одним известным товарным знаком, который приняли в качестве залога, стал товарный знак хорошо известных всем сухариков «Три корочки». Желание банка работать именно с этим брендом вполне объяснимо еще и тем, что его владельцем является иностранная компания «Бриджтаун Фудс», а присутствие западного инвестора всегда прибавляет уверенности в надежности и прозрачности бизнеса, наличии западных аудиторов и отсутствии проблем с налоговыми инстанциями.

Из практики оценки компании «Бейкер Тилли» для Альфа-Банка: объектом залога выступили два объекта интеллектуальной собственности – товарный знак журнала «Огонек» и авторские права популярного российского писателя – фантаста Александра Бушкова. Г-жа Гиш отмечает и тот факт, что это были не единственные залоги, принятые от данных компаний. Была разработана схема кредитования, частью которой был залог исключительных прав на нематериальный актив. Также Альфа-Банк в конце 2009 года получил в залог товарный знак «Л’Этуаль». Общая сумма кредитов составила 50 млн. евро, а бренд «Л'Этуаль» эксперты оценили в $5-7 млн.

Выдача кредита под залог товарного знака возможна только для предприятия, имя которого широко известно. Таких брендов и в Казахстане, и в России немного. Также остро стоит вопрос о корректной оценке стоимости бренда для залога, очень немногие компании имеют достаточную квалификацию для проведения корректной оценки. «За три года нашей работы, – подчеркивает Татьяна Гиш, – в Казахстане не встречалось пока качественных работ по оценке нематериальных активов».

Существует вариант кредитования под государственные программы, под гарантии государства (за небольшое вознаграждение – 2-5% от суммы кредита). В США около 8% приобретателей франшиз получили средства по государственной гарантии. В России таких рабочих программ нет, в Казахстане они также отсутствуют. Некоторый прогресс в этом направлении намечается фондом «Даму», в его программе слово «гарантия» уже фигурирует, но пока механизм выдачи этого процесса не отработан. Так, г-н Сидельников говорит о том, что «надо отдать должное усилиям фонда «Даму» в том, что он выделяет франчайзинг в качестве приоритетов для выдачи кредитов. Ряд заявок на получение таких кредитов сейчас рассматривается».

В целом кредитную ситуацию в сфере франчайзинга на сегодняшний момент ярко характеризуют слова Руслана Бексултана, начальника отдела развития МСБ АО «Евразийский банк», о том, что «до настоящего времени Евразийский банк не кредитовал франчайзинговые проекты. Однако если заявка на финансирование подобного проекта поступит, то мы будем рассматривать ее по стандартной процедуре, так как каких-то дополнительных рисков во франчайзинге мы не видим». Значит, особых препятствий для открытия новых субъектов МСБ посредством франчайзинга нет, а просто отсутствует должная инициатива от предпринимателей.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

франчайзинг франшиза кредиты займы

18.02.2010 • 21:50 1397

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Кредитная схема для франчайзи
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика