Что тормозит нацпроект по Модернизации сельского здравоохранения
В Высшей аудиторской палате оценили эффективность его реализации
С 2023 года в Казахстане началась реализация пилотного национального проекта «Модернизация сельского здравоохранения», нацеленного на обновление сельской больничной инфраструктуры по поручению президента. С этого времени было начато строительство 655 объектов первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), проводится модернизация 32 центральных районных больниц, а также ведется работа по обеспечению медицинскими кадрами. Высшая аудиторская палата (ВАП) оценила эффективность реализации этого нацпроекта. Замечания внесены в заключение палаты к отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за 2024 год, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Строительство недостающих организаций ПМСП, оснащенных современным оборудованием, позволит повысить доступность и качество медицинских услуг на селе, в том числе профилактических осмотров, скринингов, патронажа беременных и детей, наблюдение диспансерных больных, амбулаторной реабилитации и других видов медпомощи», – объясняется цель строительства объектов ПМСП в отчете ВАП.
При этом в Высшей аудиторской палате подчеркивают, что с момента утверждения нацпроекта в 2022 году в него четыре раза вносились изменения.
«Это указывает на отсутствие у министерства (здравоохранения – Ред.) целостного и последовательного видения в данном направлении», – обращают внимание в ВАП.
В 2024 году в утвержденном бюджете министерства здравоохранения были предусмотрены целевые трансферты МИО (местным исполнительным органам – Ред.) на строительство объектов здравоохранения в размере 26,6 млрд тенге (на строительство – 13,4 млрд тенге, материально-техническое оснащение – 4,5 млрд тенге, капитальный ремонт – 6,8 млрд тенге).
При этом первоначально утвержденный бюджет обеспечивает строительство только 9% объектов здравоохранения от потребности на 2024 год (51 из 556) и капитальный ремонт трех объектов. Семь объектов обеспечены финансированием за счет средств местных бюджетов, частных инвестиций и программы «Ауыл – Ел бесігі».
В ВАП добавили, что запланированные на 2024 год 4,5 млрд тенге на материально-техническое оснащение организаций здравоохранения на местном уровне медицинской техникой (ангиографы, КТ, МРТ аппараты) полностью сокращены (в рамках корректировки РБ от 30 марта 2024 года) из-за возникшей паводковой ситуации в стране.
«Более того, в результате некачественного планирования 505 объектов здравоохранения были профинансированы за счет резерва правительства на неотложные нужды в размере 73,1 млрд тенге, что недопустимо, поскольку данные расходы являются плановыми начиная с 2023 года», – отмечают в Высшей аудиторской палате.
Такой подход направлен на использование резерва как «запасного источника» и не обеспечивает необходимый темп работ, повышая риски затягивания реализации БИП (бюджетных инвестиционных проектов – Ред.), превращения их в долгострой и удорожания сметной стоимости, уверены в ВАП.
«Это указывает на недостаточную проработку министерством (здравоохранения – Ред.) потребностей на этапе планирования и дальнейшей реализации мероприятий в течение года», – считают в Высшей аудиторской палате.
Из выделенных министерству в 2024 году свыше 93,3 млрд тенге на строительство и капитальный ремонт объектов здравоохранения освоено 91,2 млрд тенге или 97,8% от общей суммы.
Основные причины неосвоения:
- оплата за фактически оказанный объем услуг;
- несвоевременное предоставление актов выполненных работ и счетов-фактур;
- отставание от графика работ;
- позднее финансирование строительства (большая
часть средств поступила в регионы лишь в ноябре 2024 года, к завершению строительного
сезона).
Из 556 объектов не начато строительство одного объекта в Жамбылской области по причине обжалования в суде итогов государственных закупок.
Из заявленных на 2024 год 556 объектов строительства 193 – вновь возводимые, 363 – взамен устаревших медицинских объектов (врачебные амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты, медицинские пункты).
Первая задача нацпроекта
В рамках первой задачи нацпроекта по строительству и реконструкции в 2024 году завершены строительно-монтажные работы (СМР) в 361 объекте здравоохранения или 64,9% от запланированной потребности.
Из-за позднего финансирования из резерва правительства и проведения конкурсных процедур в конце 2024 года сроки завершения строительства 195 объектов перенесены на 2025 год, делятся в ВАП.
Произведена замена объекта в селе Мурсалим области Абай на строительство медпункта в селе Кожагелди (численность населения – 190 человек) по причине сокращения численности населения в селе Мурсалим (с 52 до 36 человек), что не соответствует государственным нормативам сети инфраструктуры здравоохранения для функционирования медицинских пунктов.
Из-за позднего финансирования наметилось отставание от графика производства работ по 90 проектам (16,2%) от профинансированных в 2024 году (в Карагандинской области – 46, Алматинской – 21, Жетісу – девять, Павлодарской – пять, Актюбинской – четыре, Западно-Казахстанской – два, Улытау – один, Мангистауской – один, Костанайской – один).
«Более того, на момент формирования настоящего заключения (отчета ВАП – Ред.) из 17 объектов 2023 года до сих пор не завершены четыре объекта в области Ұлытау (с. Байконур, с. Косколь, с. Мибулак, с. Терсаккан). Это привело к срыву сроков реализации нацпроекта и, соответственно, неполучения качественной первичной медико-санитарной помощи порядка 2 тыс. человек сельской местности второй год подряд», – констатируют в Высшей аудиторской палате.
Справочно: на 25 апреля 2025 года, по данным информационной системы «Битрикс», объекты до сих пор не завершены.
Низкие темпы строительства медицинских пунктов увеличивают риск неисполнения поручения главы государства до конца 2025 года по реализации нацпроекта, который нацелен на нужды сельских жителей нашей страны, резюмируют в ВАП.
Вторая задача нацпроекта
В рамках второй задачи нацпроекта продолжается работа по модернизации 30 районных больниц (по двум из 32 больниц требуется только оснащение медицинским оборудованием).
Фактически в 2024 году завершены пять объектов (план – семь): в Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях – по одному, в Туркестанской – два (три объекта из пяти – со сроками реализации 2023 года). В 2024 году в Карагандинской и Костанайской областях не завершены по одному объекту из-за отставания от графика работ.
«В декабре 2024 года в нацпроект внесены изменения в части переноса сроков ввода в эксплуатацию всех модернизируемых объектов здравоохранения на 2025 год. При этом следует отметить, что сроки проведения строительно-монтажных работ, согласно типовой ПСД (проектно-сметной документации – Ред.), составляют от 5 до 10 месяцев», – обращают внимание в Высшей аудиторской палате.
Так, по семи (из 16) больницам ПСД находятся на стадии разработки, что указывает на имеющиеся риски несвоевременного завершения и ввода в эксплуатацию этих медицинских учреждений. По девяти больницам ПСД разработаны и находятся на рассмотрении госэкспертизы, рассказывают в ВАП.
Таким образом, очевидны опасения Высшей аудиторской палаты, что более 50% модернизируемых объектов не будут завершены в установленные сроки.
Все это свидетельствует о недостаточном контроле со стороны министерства здравоохранения при реализации нацпроекта и указывает на некачественный уровень их проработки на этапе предварительного анализа, планирования и согласования с заинтересованными сторонами, замечают в ВАП.
«Как следствие, сельские населенные пункты не будут обеспечены 100% медицинской помощью согласно нормативам. Это, соответственно, приведет к недостижению целевого индикатора по снижению на 20% смертности от болезней системы кровообращения, определенного нацпроектом (от уровня 2021 года – 163,7 на 100 тыс. населения)», – подытожили в Высшей аудиторской палате.
В рамках капитального ремонта объектов здравоохранения на 2024 год было запланировано проведение капитального ремонта четырех медицинских объектов со сроками завершения в 2025 году. Работы идут по плану, отмечают в ВАП.
Потребность в медицинских кадрах объектов здравоохранения на конец 2025 года, согласно нацпроекту, составляет 1100 медицинских работников. За 2023-2024 годы на 150 объектах трудоустроено 656 медицинских работников или 60% от плана. Действующие меры господдержки предусмотрены для усиления престижа профессии врача и направлены на повышение мотивации проживания специалистов на селе.
Медленные темпы трудоустройства обусловлены недостаточностью проводимой работы министерством здравоохранения и местными исполнительными органами (МИО). Работа должна быть направлена на повышение интереса у молодых специалистов, проведение анализа удовлетворенности условиями работы, а также принятие решений по усилению мер социальной поддержки за счет средств местных бюджетов для удержания кадров на селе, обозначили в Высшей аудиторской палате.
Анализ объектов здравоохранения, завершенных в 2023 году
Проведенный анализ на предмет функционирования в 2024 году 82 объектов здравоохранения (из 99), завершенных в 2023 году, показал следующее.
На сегодняшний день, по информации местных исполнительных органов (МИО), всеми 82 медицинскими учреждениями в семи регионах оказывается ПМСП (первичная медико-санитарная помощь – Ред.) в рамках ГОБМП (гарантированного объема бесплатной медицинской помощи – Ред.) и ОСМС (обязательного социального медицинского страхования – Ред.).
Количество прикрепленного контингента в 2024 году, согласно заключенным договорам на оказание медицинских услуг, составляет свыше 57 тыс. человек на сумму более 2 млрд тенге.
По данным анализа представленной МИО информации некоторые медицинские пункты, врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты в сельских населенных пунктах не функционируют на полную мощность.
По рекомендуемому заданию на проектирование в рамках нацпроекта для врачебных амбулаторий предусмотрена пропускная способность до 50 посещений в смену, а для фельдшерско-акушерских пунктов – до 40 посещений в смену.
Вместе с тем, по проектной документации плановая мощность амбулаторий, расположенных в селах Мырзабай и Есет Батыр Жалагашского района Кызылординской области, определена на уровне 25 посещений в смену. Несмотря на это, по данным МИО, фактическое количество посещений указанных объектов здравоохранения не превышает 6 посещений в смену, что свидетельствует о низкой загруженности от предусмотренной мощности.
Аналогично, в амбулаториях сел Бозколь, Абай и Каукей Кызылординской области фактическое количество посещений в смену не превышает 16 при проектной мощности в 25 посещений.
Таким образом, по оценкам ВАП, учитывая низкую загруженность по сравнению с показателями от рекомендуемого нацпроектом и от фактически построенной мощности, видятся риски неполноценного функционирования медицинских организаций и вероятность нерационального использования средств.
В нарушение п. 7 ст. 73 Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» допущена эксплуатация организаций здравоохранения без принятого в установленном порядке акта приемки объекта в эксплуатацию.
Так, несмотря на завершение строительства врачебных амбулаторий (ВА) и фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) в Западно-Казахстанской области в 2023 году, объекты до настоящего времени в установленном порядке не введены в эксплуатацию и не переданы на баланс Управления здравоохранения области (две ВА в селах Аралтал Бурлинского района и Асан Байтерекского района; два ФАП в селах Жаксыбай и Камысты Жаныбекского района).
При этом допущены факты эксплуатации данных объектов, в частности – в 2024 году ими были оказаны медицинские услуги в рамках заключенных договоров ГОБМП и ОСМС на сумму 174 млн тенге с прикрепленным контингентом в 5229 человек.
Кроме того, по информации МИО, во врачебной амбулатории в селе Аралтал Бурлинского района ЗКО (стоимость ВА – 373,2 млн тенге: РБ – 337,6 млн тенге, МБ – 35,6 млн тенге) установлены риски неэффективного использования медицинского оборудования, связанного с передачей проведения соответствующих исследований на соисполнение (1188 лабораторных и 233 диагностических исследований) на общую сумму 3,2 млн тенге.
Всего на оказание медицинских услуг в рамках ГОБМП и ОСМС заключен договор на сумму более 60 млн тенге по обслуживанию 1487 человек.
Аналогично, в амбулатории села Мырзабай прикрепленный контингент составил 1199 человек. В штате числятся один врач и средние медицинские работники (медсестра, акушер, фельдшер и так далее) – семь человек. Врачебная амбулатория укомплектована 34 единицами медицинского оборудования (лампы, весы, дефибриллятор, анализаторы, термостат, фотометр и пр). При этом при наличии пяти единиц анализаторов (гематологический, биохимический, экспресс-анализаторы) передано проведение соответствующих исследований (217 лабораторных услуг) сторонним организациям на общую сумму 677,9 тыс. тенге.
Министерством здравоохранения утвержден государственный норматив сети организаций здравоохранения (по подпункту 68) ст. 7 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»).
Согласно этому нормативу, на районном уровне должны создаваться фельдшерско-акушерские пункты в каждом населенном пункте (сельском округе) с численностью населения от 500 до 1500 человек. Врачебная амбулатория в населенном пункте (сельском округе) создается при численности прикрепленного населения от 1500 до 5000 человек.
Также допускается строительство врачебной амбулатории с численностью населения менее 1500 человек при удаленности от районных больниц и областных центров по решению МИО согласно вышеуказанному кодексу. Однако в некоторых регионах имеются риски несоблюдения этого норматива при строительстве объектов здравоохранения.
Например, в селе Абай Казалинского района Кызылординской области, где проживает, по информации МИО, 1063 жителя, вместо строительства фельдшерско-акушерского пункта было возведено здание врачебной амбулатории стоимостью 430,5 млн тенге (РБ – 389,5 млн тенге, МБ – 41 млн тенге). При этом отдаленность от районного центра – села Айтеке би Казалинского района – составляет всего 13 км.
«Таким образом, несмотря на значительные инвестиции, направляемые на развитие объектов здравоохранения в сельской местности, имеют место проблемы своевременного завершения строящихся объектов, эффективного использования медицинского оборудования, неполная загруженность от заявленных мощностей, что в итоге влияет на получение качественной, своевременной и квалифицированной медицинской помощи сельским населением», – заключают в Высшей аудиторской палате.
Напомним, сейчас в Казахстане активно реализуются два пилотных национальных проекта в области образования «Комфортная школа» и «Модернизация сельского здравоохранения». С 2024 года также начата реализация нацпроекта «Доступный интернет» по развитию интернет-отрасли страны.
Ранее сообщалось, насколько эффективен нацпроект «Комфортная школа». В Высшей аудиторской палате отметили три недостатка в планировании и реализации этого нацпроекта.
В 2024 году приватизировали всего 14 объектов. В Высшей аудиторской палате оценили эффективность управления активами квазигоссектора.
В ВАП рассказали, насколько эффективно регионы используют бюджетные средства.
Качество и устойчивость достигнутого в 2024 году роста вызывают серьезные вопросы. Экономика в минувшем году находилась в непростой ситуации, отмечают в Высшей аудиторской палате.
В Казахстане снижается роль частного капитала в инвестициях. Бизнес сокращает вложения, а государство и банки занимают все большую долю, сообщают в ВАП.
В ВАП оценили исполнение расходной части бюджета за 2024 год. В Высшей аудиторской палате обеспокоены снижением доли ненефтяных доходов.
Утвержден порядок возврата неиспользованных средств Нацфонда. Новый регламент принят по рекомендации Высшей аудиторской палаты.
Из Нацфонда профинансировали в среднем треть бюджета за 10 лет. За 2015-2024 годы за счет трансфертов профинансированы расходы на 38 846,3 млрд тенге.
Читайте также
В Высшей аудиторской палате отметили три недостатка в планировании и реализации
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.