В 2024 году приватизировали всего 14 объектов
В Высшей аудиторской палате оценили эффективность управления активами квазигоссектора
Для дальнейшего сокращения участия государства в экономике продолжается работа по реализации Комплексного плана приватизации на 2021-2025 годы. На 1 января 2025 года в него было включено 637 объектов, говорится в заключении Высшей аудиторской палаты (ВАП) к отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за 2024 год, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
В ВАП напоминают, что в рамках реализации поручений главы государства, данных на расширенном заседании правительства в феврале 2024 года, начата работа по принятию системных мер для комплексной либерализации экономики.
«Это крайне важная реформа, которая позволит поэтапно отойти от масштабного государственного вмешательства в экономические процессы. Ключевым направлением в рамках либерализации экономики должно стать проведение эффективной приватизации», – отмечают в Высшей аудиторской палате.
С 2021 по 2024 год реализовано 406 объектов, из них по 14 объектам договоры купли-продажи/доверительного управления были расторгнуты. В результате на 1 января 2025 года продано и передано в доверительное управление 392 объекта.
Решения о реорганизации/ликвидации приняты по 84 объектам. Из которых 14 объектов за 2021-2024 годы были исключены из Комплексного плана, а по двум объектам ранее принятые в 2022 году решения о реорганизации/ликвидации были отменены. Соответственно, на 1 января 2025 года количество объектов Комплексного плана, направленных на реорганизацию/ликвидацию, составило 68.
Таким образом, на 1 января 2025 года исполнение Комплексного плана состоит на уровне 72% или 460 объектов (392+68) из 637. При этом активность процесса приватизации, имевшая место в первый год реализации комплексного плана, существенно снизилась в 2023-2024 годах, в которых реализовано всего 23 и 14 объектов, соответственно (в 2021 году было реализовано 219 объектов, в 2022-м – 150).
По данным Комитета государственного имущества и приватизации (КГИП), на 1 января 2025 года количество субъектов квазигосударственного сектора (СКС) равнялось 5902.
За 2021-2023 годы СКС осуществляют деятельность в таких основных отраслях экономики, как образование (61,1%), профессиональная, научная и техническая деятельность (24,2%), искусство, развлечения и отдых (14,6%), информация и связь (8,3%), здравоохранение и социальные услуги (12,1%), финансовая и страховая деятельность (5,7%), сельское, лесное и рыбное хозяйство (2,6%), операции с недвижимым имуществом (2,5%), строительство (2%), обрабатывающая промышленность (1,7%) и др.
Финансирование субъектов квазигоссектора
В 2024 году объем финансирования субъектов квазигоссектора из республиканского бюджета (РБ) составил 757,1 млрд тенге или 2,8% от общих расходов РБ, снизившись к уровню 2023 года (1060,2 млрд тенге) на 28,5%.
«За исключением государственного задания (+4,7% к 2023 году) отмечается снижение объема республиканского бюджета на финансирование расходов субъектов квазигоссектора по всем направлениям», – рассказывают в ВАП.
В структуре финансирования наибольшую долю занимают
средства, выделенные на выполнение:
- государственного задания – 50% (+4,7% к
2023 году);
- бюджетные кредиты – 36% (- 1,5 раза к 2023 году);
- пополнение уставного капитала – 10% (- 3,3 раза к 2023 году).
Наибольший объем бюджетного финансирования пришелся на:
- АО «НК «ҚазАвтоЖол» – 181,6 млрд тенге (25%);
- АО «Аграрная
кредитная корпорация» – 180 млрд тенге (24%);
- АО «НУХ «Байтерек» – 134 млрд тенге (18%).
«Средства республиканского бюджета направлены на развитие автомобильных дорог, строительство и реконструкцию пунктов пропуска через государственную границу РК, на финансирование мероприятий по поддержке субъектов АПК, на своевременное проведение весенне-полевых и уборочных работ, проектов обрабатывающей промышленности, туристической инфраструктуры, проведение государственной информационной политики, обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях, развитие и поддержание аэрокосмической промышленности, развитие санитарной авиации и др.», – делятся в Высшей аудиторской палате.
Фактические расходы субъектов квазигосударственного сектора с контрольных счетов наличности (КСН) республиканского бюджета составили 507,3 млрд тенге, в том числе 438,8 млрд тенге – за счет поступлений прошлого года (449 млрд тенге), сообщают в ВАП.
Неиспользованный остаток
Объем неиспользованного остатка составил 60,1 млрд тенге, что меньше в два раза уровня 2023 года (118,4 млрд тенге), в том числе средства, выделенные на пополнение уставного капитала (48,4 млрд тенге или 80,5%) и выполнение государственного задания (11,7 млрд тенге или 19,5%).
Из них остаток средств 2024 года составил 9,1 млрд тенге или 15%, в том числе 642,4 млн тенге – выделенные в прошлом году средства на формирование и/или увеличение уставного капитала. Они относятся к неэффективному исполнению бюджетных программ по ст. 97 Бюджетного кодекса.
Кроме того, аудитом ВАП установлено, что на КСН отдельных субъектов квазигоссектора республиканской собственности (на 30 июня 2024 года) числились средства на общую сумму 7,2 млрд тенге без их использования в течение более трех лет. На конец 2024 года они сохранились в объеме неиспользованного остатка.
В объеме остатка средств (48,4 млрд тенге) на конец 2024 года, выделенных в прошлом году на формирование (пополнение) уставного капитала, наибольшая доля неиспользованных остатков приходится на следующие субъекты квазигоссектора:
- АО «ФНБ «Самрук-Қазына» – 23,4 млрд тенге (48% от суммы общего остатка), в том числе 21,5 млрд тенге, выделенные в 2023 году из Нацфонда на строительство объектов инфраструктуры СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк».
Средства находились на КСН по следующим причинам: замена участников в составе консорциума, ответственного за выполнение строительных работ по установке водоподготовки и очистки стоков внешнего водовода; изменение месторасположения проекта «Бутадиен»; внесение изменений в исходные данные по качеству и количеству воды по проектам «Полиэтилен» и «Бутадиен»; увеличение пропускной способности и мощности газопровода и водовода, выделенные на увеличение уставного капитала ТОО «Karabatan Utility Solutions».
В результате из остатков средств в 49,5 млрд тенге на начало 2024 года авансовый платеж в сумме 28 млрд тенге был выплачен только в октябре 2024 года.
- РГП на ПХВ «Казводхоз» – 11,8 млрд тенге (24%), выделенные на реконструкцию и модернизацию аварийных водохранилищ, гидротехнических сооружений, гидромелиоративных систем, восстановление ирригации и дренажа.
Динамика использования выделенных средств свидетельствует о низких темпах проведения строительно-монтажных работ. Так, из находящихся на КСН на начало 2024 года 15,3 млрд тенге остались не освоенными 11,8 млрд тенге или 77%.
- НАО «Казахский национальный женский педагогический университет» – 4,5 млрд тенге (9%), выделенные на обновление материально-технического оснащения лабораторий и учебных кабинетов.
В прошлом году по результатам проведенных госзакупок из остатка средств на начало 2024 года в 5,9 млрд тенге произведена оплата лишь на сумму 1,4 млрд тенге (лаборатории, ресурсные кабинеты, основные средства). По 23 лотам закупки не состоялись.
О закупках квазигоссектора
«В 2024 году существенные изменения в законодательство, регламентирующее закупки субъектов квазигоссектора, не вносились», – констатируют в Высшей аудиторской палате.
Вместе с тем наличие отдельного порядка осуществления закупок ФНБ «Самрук-Казына» позволило фонду утверждать самостоятельно внутренние правила закупок и корректировать их на уровне корпоративных решений в среднем каждые два месяца. По представленным материалам с момента принятия в порядок закупок фонда внесено 13 правок, добавили в ВАП.
Объем закупок квазигоссектора в 2024 году составил 3669,3 млрд тенге с сокращением на 2,7% к 2023 году (3772,2 млрд тенге).
АО «ФНБ «Самрук–Казына» занимает доминирующую позицию в структуре закупок (98,8% всего объема). Однако в 2024 году наблюдается снижение их объемов (-2,4% или на 90,7 млрд тенге).
По АО «НУХ «Байтерек» в 2024 году наблюдается значительное снижение объемов закупок по сравнению с прошлыми периодами (на 21,6% к 2023 году).
В 2024 году объем закупок способом из одного источника в размере 2199,5 млрд тенге в абсолютном выражении остался почти на уровне 2023 года (2124,2 млрд тенге), составив 60% от их общего объема.
По НУХ «Байтерек» в 2024 году доля закупок из одного источника снизилась в два раза с 2023 года и составила 48,6% от их общего объема. В структуре холдинга 10,3 млрд тенге или 47,9% закупок способом из одного источника приходится на АО «Казахстанская Жилищная Компания». Рост в 2,2 раза по отношению к 2023 году связан с приобретением квартир способом из одного источника по несостоявшимся закупкам способом тендера (закупки квартир проводились во всех регионах Казахстана способом тендера около 3-4 раз и были признаны несостоявшимися из-за предоставления менее двух заявок на участие в тендере).
В 2024 году наблюдается незначительное увеличение объемов закупок из одного источника ФНБ «Самрук-Казына» по сравнению с 2023 годом (на 4,6%).
Вместе с тем перечень оснований для осуществления фондом закупок из одного источника из года в год увеличивается, так как закон о закупках для субъектов квазигоссектора позволяет ФНБ «Самрук-Казына» определять их самостоятельно.
В структуре закупок из одного источника значительную долю (56%) занимает приобретение ТРУ (товаров, работ, услуг – Ред.) у организаций, 50 и более % голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «ФНБ Самрук-Казына» (внутрихолдинговые операции). Значение выросло в 1,7 раза по сравнению с 2023 годом.
Справочно: согласно порядку осуществления закупок, с 1 апреля 2022 года закупки по внутрихолдинговым операциям отнесены к группе закупок из одного источника.
При этом по предварительным результатам аудита ВАП закупки отдельных товаров и услуг из 101 вида в рамках внутрихолдинговой кооперации можно было осуществлять у субъектов предпринимательства.
Так, только в 2024 году объем закупок таких доступных на рынке товаров и услуг (санаторно-курортные услуги; консультационные услуги по управлению персоналом; услуги аутсорсинга и аутстаффинга (аренда персонала); услуги по подбору, обучению персонала, организации конференций и семинаров; услуги по реализации активов, мониторингу и управлению закупками; работы по технической поддержке информационных систем, программного обеспечения и др.) составил 198,7 млрд тенге.
Подробнее о том, как Высшая аудиторская палата оценила эффективность управления активами субъектов квазигоссектора можно прочитать по ссылке.
Ранее стало известно, насколько эффективно регионы используют бюджетные средства.
Качество и устойчивость достигнутого в 2024 году роста вызывают серьезные вопросы. Экономика в минувшем году находилась в непростой ситуации, отмечают в Высшей аудиторской палате.
В Казахстане снижается роль частного капитала в инвестициях. Бизнес сокращает вложения, а государство и банки занимают все большую долю, сообщают в ВАП.
В ВАП оценили исполнение расходной части бюджета за 2024 год. В Высшей аудиторской палате обеспокоены снижением доли ненефтяных доходов.
Утвержден порядок возврата неиспользованных средств Нацфонда. Новый регламент принят по рекомендации Высшей аудиторской палаты.
Из Нацфонда профинансировали в среднем треть бюджета за 10 лет. За 2015-2024 годы за счет трансфертов профинансированы расходы на 38 846,3 млрд тенге.
Читайте также
Регионы-доноры занижают прогнозы по доходам, чтобы минимизировать изъятия, а дотационные – для получения всё больших трансфертов, сообщают в Высшей аудиторской палате
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.