Кризис создает для организаций огромные сложности, однако они же часто подталкивают руководителей компаний к поиску новых идей и решений. В исследовании, опубликованном экспертами McKinsey, говорится что компании, которые во время кризиса направляют усилия не только на выживание, но и на инновации, потом значительно опережают конкурентов.
Но для успешных инноваций нужны глубокие изменения менталитета и моделей поведения. Это касается прежде всего трех основных направлений:
Высокая скорость работы. Например, многие рестораны были вынуждены в одночасье придумать и внедрить цифровые меню, удаленный заказ столиков, создать «темные кухни» (кухня, работающая исключительно на доставку), чтобы справиться с массой онлайн-заказов.
Умение рисковать. Небольшие эксперименты помогают понять, какие решения работают, и затем масштабировать их. Одна каршеринговая компания решила внедрить сервис длительной «бесконтактной» аренды. Он принес компании прибыль, потому что у нее был распределенный парк автомобилей в непосредственной близости от клиентов и аренду не нужно было оформлять в офисе.
Умение отбросить лишнее и сосредоточиться на главном. Сотрудники должны сосредоточиться на том, что действительно важно для клиента. Нужно убрать лишние уровни в организационной структуре, максимально использовать технологии.
Чтобы реализовать такие изменения, нужны три группы шагов:
Перераспределение ресурсов. Почти каждая организация тратит множество ресурсов на непрофильную деятельность. Их нужно перебросить на те возможности, которые приведут к росту.
Развитие гибкости. Во время кризиса многие процессы в силу необходимости стали более гибкими. Их нужно систематизировать и подкрепить инвестициями в цифровые технологии и продвинутую аналитику. Руководители должны на личном примере демонстрировать более гибкий подход к работе.
«Взлом» внутренних процессов и ускорение разработки новых решений. Важно избавиться от ненужного мониторинга и лишних точек принятия решений на пути от идеи к ее коммерциализации. Стоит отказаться от поэтапного процесса разработки — гораздо продуктивнее использовать agile-методики. При разработке продуктов нужно максимально использовать аналитику, чтобы заранее предсказывать возможные недочеты и воплощать пожелания клиентов.
Основным двигателем таких масштабных преобразований должны стать высокоэффективные команды. В составе такой команды должны быть несколько групп специалистов: эксперты, понимающие, как меняются потребности клиентов; опытные специалисты по операционной и коммерческой деятельности, готовые подвергнуть сомнению статус-кво; разработчики, аналитики и другие цифровые специалисты, готовые быстро создавать прототипы новых решений.