Китай довольно быстро превратился из технологически отсталой страны в одну из крупнейших цифровых экономик мира. Эксперты McKinsey изучили состояние и факторы роста цифровой экономики в Китае и вывели шесть больших трендов, от которых зависит будущее цифровых инноваций и экосистем не только в Китае, но и во всем мире.
1. Интеграция омниканального ретейла, экономики по требованию и цепочек поставок в ретейле. Социальные и онлайн-медиа будут вносить все больший вклад в рост продаж, в том числе благодаря более качественному выполнению заказов, росту удобства и скорости, появлению новых источников достоверной информации о продуктах. Контентная реклама и продажи с помощью лайвстриминга будут набирать обороты по мере внедрения 5G и интернета вещей. Цепочки поставок станут еще более гибкими и эффективными, что позволит быстрее выполнять заказы и предсказывать перемены в поведении покупателей.
2. Виртуализация услуг. Цифровизация дает гражданам более равный доступ к образованию. Платформы для общения и сотрудничества (такие как DingTalk), а также гибридные модели, совмещающие онлайн- и офлайн-обучение, становятся все более привычными. Сейчас уже две трети родителей китайских школьников предпочитают такой гибридный формат. А благодаря ИИ обучение становится все более персонализированным и интерактивным.
Цифровизация сделала более доступным и здравоохранение, особенно для тех, кто живет вдали от крупных городов. И даже такие традиционно офлайновые услуги, как показ недвижимости, перемещаются в онлайн-пространство благодаря виртуальной реальности. На очереди — государственные и юридические услуги.
3. Цифровизация общественной жизни. Социальное взаимодействие и досуг китайцев все больше происходят онлайн. Физическая и виртуальная активность постепенно сливаются в одно целое: общение офлайн все чаще организуется с помощью виртуальных сообществ по интересам. Например, пользователи сайтов для стриминга видеоигр договариваются вместе бегать и заниматься йогой.
4. Цифровая урбанизация. В Китае уже около 500 «умных городов» — почти половина от мирового количества. Постепенно развиваются интегрированные цифровые платформы, где можно получить доступ к образованию, здравоохранению, логистическим услугам, омниканальной торговле и т. д. Например, Tencent строит новый город, где на первом месте будут люди и экология, доступ к общественным местам планируется с помощью ИИ, а зеленые пространства станут частью огромного кампуса для сотрудников.
5. Развитие промышленного интернета вещей и цифровизация цепочек поставок. Выше рассмотрели, как цифровые инновации преображают подходы к дистрибуции в розничной торговле. Однако это еще пустяки по сравнению с потенциалом цифровых технологий с точки зрения оптимизации операций и процессов в сегменте B2B. Аналитики считают это направление передовым рубежом цифрового развития Китая, за которым открываются колоссальные возможности для повышения эффективности. Эти возможности будут реализовываться по мере масштабного внедрения промышленного интернета вещей с целью преобразовать цифровое производство, разработку цифровых цепочек поставок и управление запасами на основе технологий блокчейна. В фармацевтике, например, онлайн-платформа Yaoshibang для продажи лекарств в сегменте B2B в феврале 2021 г. обработала 1,6 млн заказов, что втрое превышает показатель, зафиксированный в том же месяце 2020 г. Таким образом, поскольку в системе здравоохранения Китая все больше заказов обрабатываются и выполняются в режиме онлайн, такие платформы способны добиваться настоящего процветания.
Производственные компании для повышения эффективности и стабильности будут все шире внедрять технологии цифрового производства на основе промышленного интернета вещей. В частности, в 2020 г. на территории Китая находились 11 образцовых производственных баз («маяков» по версии McKinsey и Всемирного экономического форума), где применялись современные процессы «Индустрии 4.0». Это больше, чем в любой другой стране мира.
Например, производитель крупной бытовой техники Midea использует технологии промышленного интернета вещей для совершенствования производственных процессов и поддержки инноваций в области продуктов. На оснащенных датчиками сборочных линиях Midea с «гибкой автоматизацией» процесс производства не только полностью автоматизирован, но и динамически регулируется с учетом различий в моделях оборудования, требованиях к обработке и материалах. Для обнаружения ошибок в ходе производства применяется машинное зрение, а оборудование на основе промышленного интернета вещей отправляет сведения об использовании техники клиентами в группы исследований и разработок, предоставляя ценные данные и выводы, которые помогают управлять непрерывным процессом инноваций. Один из ведущих автопроизводителей SAIC наглядно демонстрирует, как переход к цифровому производству может способствовать созданию совершенно новых механизмов взаимодействия в сегменте C2B, когда цифровые решения позволяют покупателям индивидуально настраивать параметры своих заказов с помощью трехмерных цифровых моделей автомобилей. В дальнейшем информация о конфигурации автомобиля и очередности его производства передается поставщикам, чтобы начать отгрузку по принципу «в точной последовательности», тем самым сокращая сроки вывода на рынок на 35%. При этом инструменты ИИ постоянно контролируют процесс сборки для выявления ошибок, помогая повысить точность соблюдения конфигурации заказа до 99,8%. До сих пор большинство предприятий-«маяков» появлялись в отраслях, ориентированных на потребителя, таких как автомобилестроение и производство потребительских товаров или бытовой техники. Однако следующим этапом станет распространение цифровой революции на традиционные промышленные отрасли, включая черную металлургию, станкостроение и обрабатывающую промышленность.
6. Цифровая урбанизация. Почти половина «умных» городов мира находится в Китае (всего их насчитывается там около 500). Изначально приложения для «умных» городов были ориентированы на такие области, как безопасность и управление дорожным движением. Однако развитие сетей 5G и периферийных вычислений, очевидно, положит начало новой эпохе, в которой города станут похожи на интегрированные цифровые платформы. Представьте, например, что цифровые инновации, скажем, в образовании, здравоохранении, логистике и омниканальной электронной торговле, – будут применяться в широких масштабах в китайских городах для повышения качества государственных услуг. В Шэньчжэне компания Tencent строит «умный» город, в котором на первое место ставятся интересы людей и благополучие окружающей среды. В частности, Tencent стремится сократить использование автомобилей за счет применения средств ИИ для повышения доступности общественной инфраструктуры. Кроме того, создается огромный комплекс, где будут жить и работать сотрудники компании, с расположенными на его территории зелеными зонами.
На международном конкурсе AI City Challenge в марте 2021 г. китайские компании и исследовательские учреждения заняли первые и вторые места в пяти категориях. Например, фирма Douyin (TikTok) заняла второе место в испытаниях на выявление автомобильных аварий и обнаружение заглохших машин путем анализа потока видеоданных с автомагистрали. А разработанная компанией Alibaba система City Brain предоставляет в распоряжение муниципальных властей по всей стране инструменты экологического анализа, визуального поиска и городского планирования.
Но основную выгоду от цифровизации, очевидно, получит сегмент государственных услуг, поскольку она позволяет решить такие проблемы, как перегруженность и нерациональное распределение ресурсов.