USD
443.85₸
-0.470
EUR
474.30₸
+0.970
RUB
4.80₸
+0.040
BRENT
88.33$
+0.070
BTC
63968.80$
-137.200

Будущее цифровой экономики: шесть главных трендов

От виртуализации услуг до цифровой урбанизации

Share
Share
Share
Tweet
Share
Будущее цифровой экономики: шесть главных трендов- Kapital.kz

Китай довольно быстро превратился из технологически отсталой страны в одну из крупнейших цифровых экономик мира. Эксперты McKinsey изучили состояние и факторы роста цифровой экономики в Китае и вывели шесть больших трендов, от которых зависит будущее цифровых инноваций и экосистем не только в Китае, но и во всем мире.

1. Интеграция омниканального ретейла, экономики по требованию и цепочек поставок в ретейле. Социальные и онлайн-медиа будут вносить все больший вклад в рост продаж, в том числе благодаря более качественному выполнению заказов, росту удобства и скорости, появлению новых источников достоверной информации о продуктах. Контентная реклама и продажи с помощью лайвстриминга будут набирать обороты по мере внедрения 5G и интернета вещей. Цепочки поставок станут еще более гибкими и эффективными, что позволит быстрее выполнять заказы и предсказывать перемены в поведении покупателей.

2. Виртуализация услуг. Цифровизация дает гражданам более равный доступ к образованию. Платформы для общения и сотрудничества (такие как DingTalk), а также гибридные модели, совмещающие онлайн- и офлайн-обучение, становятся все более привычными. Сейчас уже две трети родителей китайских школьников предпочитают такой гибридный формат. А благодаря ИИ обучение становится все более персонализированным и интерактивным.

Цифровизация сделала более доступным и здравоохранение, особенно для тех, кто живет вдали от крупных городов. И даже такие традиционно офлайновые услуги, как показ недвижимости, перемещаются в онлайн-пространство благодаря виртуальной реальности. На очереди — государственные и юридические услуги.

3. Цифровизация общественной жизни. Социальное взаимодействие и досуг китайцев все больше происходят онлайн. Физическая и виртуальная активность постепенно сливаются в одно целое: общение офлайн все чаще организуется с помощью виртуальных сообществ по интересам. Например, пользователи сайтов для стриминга видеоигр договариваются вместе бегать и заниматься йогой.

4. Цифровая урбанизация. В Китае уже около 500 «умных городов» — почти половина от мирового количества. Постепенно развиваются интегрированные цифровые платформы, где можно получить доступ к образованию, здравоохранению, логистическим услугам, омниканальной торговле и т. д. Например, Tencent строит новый город, где на первом месте будут люди и экология, доступ к общественным местам планируется с помощью ИИ, а зеленые пространства станут частью огромного кампуса для сотрудников.

5. Развитие промышленного интернета вещей и цифровизация цепочек поставок. Выше рассмотрели, как цифровые инновации преображают подходы к дистрибуции в розничной торговле. Однако это еще пустяки по сравнению с потенциалом цифровых технологий с точки зрения оптимизации операций и процессов в сегменте B2B. Аналитики считают это направление передовым рубежом цифрового развития Китая, за которым открываются колоссальные возможности для повышения эффективности. Эти возможности будут реализовываться по мере масштабного внедрения промышленного интернета вещей с целью преобразовать цифровое производство, разработку цифровых цепочек поставок и управление запасами на основе технологий блокчейна. В фармацевтике, например, онлайн-платформа Yaoshibang для продажи лекарств в сегменте B2B в феврале 2021 г. обработала 1,6 млн заказов, что втрое превышает показатель, зафиксированный в том же месяце 2020 г. Таким образом, поскольку в системе здравоохранения Китая все больше заказов обрабатываются и выполняются в режиме онлайн, такие платформы способны добиваться настоящего процветания.

Производственные компании для повышения эффективности и стабильности будут все шире внедрять технологии цифрового производства на основе промышленного интернета вещей. В частности, в 2020 г. на территории Китая находились 11 образцовых производственных баз («маяков» по версии McKinsey и Всемирного экономического форума), где применялись современные процессы «Индустрии 4.0». Это больше, чем в любой другой стране мира.

Например, производитель крупной бытовой техники Midea использует технологии промышленного интернета вещей для совершенствования производственных процессов и поддержки инноваций в области продуктов. На оснащенных датчиками сборочных линиях Midea с «гибкой автоматизацией» процесс производства не только полностью автоматизирован, но и динамически регулируется с учетом различий в моделях оборудования, требованиях к обработке и материалах. Для обнаружения ошибок в ходе производства применяется машинное зрение, а оборудование на основе промышленного интернета вещей отправляет сведения об использовании техники клиентами в группы исследований и разработок, предоставляя ценные данные и выводы, которые помогают управлять непрерывным процессом инноваций. Один из ведущих автопроизводителей SAIC наглядно демонстрирует, как переход к цифровому производству может способствовать созданию совершенно новых механизмов взаимодействия в сегменте C2B, когда цифровые решения позволяют покупателям индивидуально настраивать параметры своих заказов с помощью трехмерных цифровых моделей автомобилей. В дальнейшем информация о конфигурации автомобиля и очередности его производства передается поставщикам, чтобы начать отгрузку по принципу «в точной последовательности», тем самым сокращая сроки вывода на рынок на 35%. При этом инструменты ИИ постоянно контролируют процесс сборки для выявления ошибок, помогая повысить точность соблюдения конфигурации заказа до 99,8%. До сих пор большинство предприятий-«маяков» появлялись в отраслях, ориентированных на потребителя, таких как автомобилестроение и производство потребительских товаров или бытовой техники. Однако следующим этапом станет распространение цифровой революции на традиционные промышленные отрасли, включая черную металлургию, станкостроение и обрабатывающую промышленность.

6. Цифровая урбанизация. Почти половина «умных» городов мира находится в Китае (всего их насчитывается там около 500). Изначально приложения для «умных» городов были ориентированы на такие области, как безопасность и управление дорожным движением. Однако развитие сетей 5G и периферийных вычислений, очевидно, положит начало новой эпохе, в которой города станут похожи на интегрированные цифровые платформы. Представьте, например, что цифровые инновации, скажем, в образовании, здравоохранении, логистике и омниканальной электронной торговле, – будут применяться в широких масштабах в китайских городах для повышения качества государственных услуг. В Шэньчжэне компания Tencent строит «умный» город, в котором на первое место ставятся интересы людей и благополучие окружающей среды. В частности, Tencent стремится сократить использование автомобилей за счет применения средств ИИ для повышения доступности общественной инфраструктуры. Кроме того, создается огромный комплекс, где будут жить и работать сотрудники компании, с расположенными на его территории зелеными зонами.

На международном конкурсе AI City Challenge в марте 2021 г. китайские компании и исследовательские учреждения заняли первые и вторые места в пяти категориях. Например, фирма Douyin (TikTok) заняла второе место в испытаниях на выявление автомобильных аварий и обнаружение заглохших машин путем анализа потока видеоданных с автомагистрали. А разработанная компанией Alibaba система City Brain предоставляет в распоряжение муниципальных властей по всей стране инструменты экологического анализа, визуального поиска и городского планирования.

Но основную выгоду от цифровизации, очевидно, получит сегмент государственных услуг, поскольку она позволяет решить такие проблемы, как перегруженность и нерациональное распределение ресурсов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.