Мировые продажи предметов искусства в 2020 году упали на 22% по сравнению с годом ранее, составив 50,1 млрд долларов, однако гибкость рыночных игроков способствовала развитию инновационных подходов к покупке и продаже, что позволило ограничить масштаб спада и может привести к переформированию рынка в дальнейшие годы, следует из ежегодного доклада Art Basel and UBS Global Art Market Report, пишет Интерфакс-Казахстан.
Темпы падения продаж в минувшем году были существенными, но не сравнятся с сокращением на 36% в 2009 году, в период глобального финансового кризиса, следует из доклада. Одним из факторов относительной устойчивости рынка является то, что многие обеспеченные покупатели не ощутили существенного экономического ущерба в период пандемии, говорит основатель исследовательской компании Art Economics и автор доклада Клэр Макэндрю. Благосостояние миллиардеров выросло на 32% (против падения на 45% в 2009 году), следует из доклада. При этом среди менее обеспеченных людей были те, кто «продолжили работать и зарабатывать, при этом не имея прежних статей расходов», отмечает Клэр Макэндрю. «Это сыграло на руку рынку искусства в том плане, что у людей были время и деньги», - говорит эксперт.
Продажи в прошлом году сократились во всех регионах как на публичном рынке аукционов (на 30%), так и в частном дилерском бизнесе (на 20%), отмечается в докладе, где также сказано, что 28% из 920 опрошенных галерей сократили персонал в 2020 году. Занятость в ведущих аукционных домах, согласно подсчетам, снизилась на 13%.
Рынок искусства в 2020 году пережил этап цифровизации. Онлайн-продажи предметов искусства выросли вдвое в минувшем году, достигнув рекордных 12,4 млрд долларов, при этом рыночная доля сектора увеличилась до 25% по сравнению с 9% годом ранее. Так, 49% состоятельных коллекционеров совершали покупки через онлайн-аукционы, 47% - через онлайн-залы галерей (Online viewing rooms, OVR), 45% - на онлайн-выставках, говорится в докладе. По словам Клэра Макэндрю, подавляющее большинство владельцев галерей и директоров говорят, что, вероятно, продолжат реализовывать стратегии работы в режиме онлайн, разработанные в период пандемии, «несмотря на то, что хотят организовывать мероприятия, когда они возобновятся». Между тем дилеры отмечают, что основной объем онлайн-продаж был обеспечен за счет уже имеющихся клиентов. Согласно докладу, на долю новых покупателей пришлось 32% онлайн-продаж галерей по сравнению с 57% в 2019 году.
В докладе говорится, что 54% галерей потеряли прибыль в 2020 году, тогда как 28% неожиданно сумели ее увеличить, а 18% отчитались о стабильном показателе. Рост прибыли в основном был связан с существенным сокращением расходов.