Март для нефтяного рынка оказался богат новостями, которых долго ждали и которые стали в некоторой степени неожиданными. «Сделка века», воплощение китайской мечты, умеренный аппетит, нефтяные криптоинициативы и прогноз с волатильностью. Деловой еженедельник «Капитал.kz» составил топ-5 событий из мира нефти за первый квартал этого года.
«Грандиозная» сделка ОПЕК+Россия
Буквально на днях стало известно, что Саудовская Аравия, один из влиятельных игроков на мировом нефтяном рынке, задумала новую сделку — в партнерстве с Российской Федерацией. Будущее соглашение должно стать механизмом, еще более влияющим на нефтяные цены и стабилизирующим рынок, в сравнении с существующим соглашением ОПЕК+.
Две страны работают над соглашением, которое предполагает более долгосрочные договоренности о сокращении производства нефти, чем те, что прописаны в сделке картеля и стран, не входящих в него. По словам наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана, который и сообщил о подготовке «исторического пакта», общая договоренность о кооперации в этом вопросе есть, но конкретные условия еще будут обсуждаться.
Сделка ОПЕК+ призвана помочь рынку справиться с переизбытком нефти и стабилизировать цены на черное золото, которые до подписания договора падали до $30 за баррель. Договоренность предполагает, что участники организации будут сокращать добычу на 1,2 млн барр./сут., страны, не входящие в картель, — на 558 тыс. барр./сут. относительно уровня октября 2016 года.
Портал «Вести Экономика» приводит мнение Даниэля Йергина, вице-председателя консалтинговой компании IHS Markit. «Речь идет о том, является ли краткосрочное соглашение целесообразным для решения этого конкретного кризиса на нефтяном рынке или отражает изменение на мировом нефтяном рынке. Страны ОПЕК хотят найти способ институционализировать эти отношения, а не иметь дело с единовременным соглашением», — считает эксперт.
Нефтяные фьючерсы посчитали за юани
Долгоиграющая «страшилка» нефтяного рынка — запуск Китаем фьючерса на нефть в юанях — наконец-то воплотилась в жизнь. Торги стартовали в конце марта.
Власти КНР вынашивали идею в течение практически 25 лет — столько времени потребовалось для разработки, усовершенствования и запуска фьючерса.
В 2015 году тема китайского нефтяного контракта активно обсуждалась. Рынок опасался усиления Поднебесной: своим фьючерсом этот игрок мог потеснить корифеев биржевой торговли — Brent и WTI и, соответственно, Лондонскую межконтинентальную биржу (ICE Futures Europe) и Нью-Йоркскую товарную биржу (NYMEX), которые традиционно влияют на ценообразование.
В то время один из экспертов поделился с «Капитал.kz» мнением, почему Китай стремится создать новый центр биржевой торговли фьючерсами на нефть: страна сформировала достаточно большие объемы финансовых ресурсов, кроме того, кругооборот денег в Юго-Восточной Азии, в частности у самого Китая, существенно вырос в последние десятилетия. Другой эксперт указал на позицию КНР в потреблении нефти: в то время страна занимала второе место в мире при 11-процентной доле спроса (отметим, что по итогам 2017 года Китай стал крупнейшим импортером углеводородного сырья в мире), и также на развитость финансового рынка этого государства. Появление на китайской фондовой площадке фьючерса на нефть вызвано желанием влиять на цену и желанием упростить расчеты с крупнейшими поставщиками сырья.
Венесуэла привязала криптовалюту к нефти
Власти латиноамериканского государства, переживающего глубокий экономический кризис, нашли выход в современной модной игрушке — криптовалюте.
21 марта началось первичное размещение (ICO) национальной криптовалюты El Petro. Инвесторам предложили 100 млн El Petro, при этом часть — 82,4 млн — была доступна с 20 февраля по 20 марта 2018 года, когда проводилась предварительная продажа криптовалюты. Объем предварительных продаж в первый день составил $735.
Тогда, если следовать цитатам Reuters и Associated Press, венесуэльский лидер сказал: «Сегодня родилась криптовалюта, способная побороться с Суперменом (США, — прим. ред.)», и «Мы сделали большой шаг в XXI век».
Стоимость El Petro эквивалентна одному баррелю венесуэльской нефти. El Petro основана на блокчейн-платформе Ethereum по стандарту ERC20.
О создании национальной криптовалюты объявили в декабре 2017 года. «По мнению Николаса Мадуро, президента Венесуэлы, El Petro поможет республике нарастить „денежный суверенитет“ и преодолеть „финансовую блокаду“ со стороны США. Также запуск криптовалюты поможет в поисках новых источников бюджетных поступлений», — сообщали информагентства.
В стране появится еще одна «сырьевая» криптовалюта — обеспеченная золотом Petro gold. Она должна поддержать криптовалюту El Petro.
Saudi Aramco переориентировалась на своих
Одно из обсуждаемых и ожидаемых событий — выход на биржу государственной корпорации Saudi Aramco. Информация о том, что власти страны рассматривают такую возможность с целью пополнению бюджета, появилась в 2016 году. В то время баррель торговался на уровне $30.
В середине марта стало известно, что власти Саудовской Аравии отложили решение о зарубежном листинге, «умерив» тем самым свои аппетиты в отношении IPO нефтяного гиганта. Акции компании будут размещаться лишь на местной бирже, и намечено это событие на следующий год. Решение о международном размещении вновь оказывается в разряде обдумываемых.
Потенциальные правовые риски, сопровождающие международный листинг (в случае, если бы компания размещалась, например, на американской площадке), вызывают опасения, и это стало причиной принятия решения, прежде всего, о внутреннем размещении и дальнейшем обсуждении выхода на мировую площадку. Более того, необходимость в IPO нефтяного гиганта отпала в связи с ростом цен на углеводороды.
По ожиданиям некоторых экспертов, размещение на международной бирже (как вариант — на нью-йоркской площадке) могло принести компании $100 млрд.
Недостаток инвестиций раскачает цены
Международное энергетическое агентство (МЭА) выпустило ежегодный доклад, в котором прозвучало такое предупреждение: нефтяные цены будут волатильными до 2023 года, причем колебания могут быть высокими, если инвестиции в нефтяную отрасль останутся на низком уровне.
Эксперты МЭА отмечают, что инвестиции в масштабе мирового нефтяного рынка в прошлом году практически не изменились, в то время как вложения в геологоразведку продолжают снижаться третий год подряд, и в прошлом году зафиксирован минимум с 2005 года — $41,7 млрд. «Неудивительно, что количество найденной нефти в мире упало до еще одного рекордного минимума — до менее чем 4 млрд баррелей. Так мало нефти в мире не находили с 1930-х годов», — говорится в докладе.
Важный момент в этой статистике заключается в уменьшении не только общего объема обнаруженных ресурсов, но и объема ресурсов на одно открытое месторождение. Это означает, по мнению аналитиков Международного энергетического агентства, что большая часть обнаруженной нефти не может быть разработана.
В докладе отмечается, что мировой спрос на нефть будет ежегодно расти на 1,1%, или 1,2 млн барр./сут., в ближайшие пять лет, прирост к 2023 году в итоге составит 6,9 млн барр./сут. — с 97,8 млн барр./сут. в 2017 году до 104,7 млн барр./сут. в 2023 году. Уровня в 100 млн баррелей в сутки спрос достигнет в 2019 году.