На первый взгляд может показаться, что покупка и работа по франшизе заведомо окажется более выгодным или даже успешным бизнесом, ведь франчайзер раскладывает все по полочкам: объяснит, как выбрать место, какой персонал нанять и где найти поставщиков. С другой стороны, франчайзи сильно зависит от того, как могут пойти дела у самого бренда. Откинув все за и против, «Капитал.kz» собрал топ-5 быстрорастущих франшиз, которые ищут возможности выхода на международные рынки.
Dunkin' Donuts
Один из крупнейших поставщиков пончиков — Dunkin' Donuts — занимается продажей своей франшизы вот уже 63 года. Учитывая относительно небольшое количество первоначальных инвестиций (от $228 тыс.) и стартовый капитал (практически такая же сумма), компания возглавляет список самых быстрорастущих франшиз в мире. Хотя изначально дело обстояло так: больше пятидесяти лет назад Бил Розенберг основал Industrial Luncheon Services, что в вольном переводе звучит как «Услуги промышленного обеда». Компания занималось поставкой горячих обедов для предприятий в Бостоне, но вскоре Розенберг открыл еще одно заведение, нацеленное на продажу бейглов, сладких булочек, пончиков и сэндвичей. Сегодня Dunkin' Donuts предлагает более 70 вариантов сладких пончиков в 32 странах мира. Судя по информации Entrepreneur, компания ежегодно растет на 3,5% в год или на 409 новых точек по всему миру.
7-Eleven
За необычным названием компании 7-Eleven история о том, как сотрудник Саутлендской ледовой компании Джо Томпсон открыл свой магазин, «растянув» привычные всем часы работы. Дело в том, что продуктовые магазины в то время традиционно работали с 8 утра до 16:00, тогда как Томпсон хотел, чтобы люди могли приходить в магазин гораздо позже, после работы. Таким образом, новый владелец магазина увеличил рабочее время с 7 часов утра до 11 часов вечера, а у компании появилось новое имя — 7-Eleven, что дословно означает «с семи до одиннадцати». Несмотря на то, что сейчас все заведения работают 24 часа в сутки, компания не стала менять свое название.
Примечателен тот факт, что наибольший интерес в покупке франшизы 7-Eleven исходит от зарубежных франчайзи. У компании 7 тыс. точек внутри США и 54 тыс. по всему миру. В целом, чтобы купить франшизу компании, необходимо от $37 тыс. до $1,2 млн. В эту сумму входят сама франшиза, лицензия на открытие бизнеса, обустройство рабочей кухни и аренда недвижимости, где будет открыто заведение.
Planet Fitness
Компания берет свое начало с 1992 года, когда Майкл Грондал приобрел тренировочный зал и тут же снизил цены на членские взносы. Кроме того, новый владелец решил, что будет обслуживать всех желающих, даже если клиенты посещали зал всего один раз. Все это позволило Грондалу конкурировать с популярными спортивными залами, переманивая новых посетителей к себе.
Фишкой спортивных залов стала возможность позавтракать пиццей или устроить прямо в Planet Fitness вечеринку с «Тутси Роллами». Логики здесь мало, но роллы с пиццей необходимы для поддержания боевого духа худеющих. Другими словами, чтобы члены клуба не чувствовали себя ущемленными в то время, пока сбрасывают лишний вес.
Первоначальные инвестиции в случае, если вас заинтересовала покупка спортивной франшизы, варьируются от $857 тыс. до $4 млн.
Jan-Pro Franchising Int'l. Inc
Компания специализируется на уборке дилерских центров, банков, спортивных залов и даже церквей, а большая часть франчайзинговых точек расположена в пределах Северной Америки, а именно 7 тыс. местных компаний, против 1 тыс. тех, которые распложены за рубежом. Компания, которая занимается коммерческой уборкой офисов, запрашивает небольшую сумму (по меркам франшиз) в $51 тыс. Это их максимальная цена. Вероятнее всего, именно за счет такой цены компания ежегодно увеличивает количество проданных франшиз на 3,2%.
Taco Bell
Сразу после того, как Глен Белл вернулся после курса бойца в морской пехоте США, он открыл небольшой киоск, где стал продавать хот-доги. Дела шли неплохо, но ему хотелось внести в бизнес что-то новое, поменять меню и предложить клиентам нечто большее, чем просто сосиски в тесте. Так что молодой Белл пошел на эксперимент: из небольшого окошка сбоку киоска с хот-догами он стал предлагать тако — 19-центовые лепешки с разными начинками. Блюдо принадлежало мексиканской кухне, но получило огромную популярность в США. Со временем небольшой киоск вырос до международной сети. Сейчас у компании 5,5 тыс. точек внутри Соединенных Штатов и 345 за их пределами. Компания растет на 3,4% в год, или на 218 новых точек. Стартовая цена на покупку франшизы составляет $500 тыс.