Бразилия слишком потратилась на Олимпиаду в разгар экономического кризиса, но последствия трат могут оказать позитивное влияние, а опыт Рио станет примером для других развивающихся стран, пишет западная пресса.
«С коммерческой точки зрения, первая Олимпиада в Южной Америке оказалась успешной, но после праздничного закрытия Игр Бразилию ждет похмелье», — констатирует немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) на следующий день после закрытия Олимпийских игр. И с этой же головной болью стране еще придется принять Паралимпийские игры, говорится в статье.
Речь тут идет не столько о последствиях для финансов и для государственной безопасности, сколько о множестве скандалов вокруг Олимпиады. Во-первых, FAZ напоминает об аресте члена МОК ирландца Патрика Хики якобы за незаконную торговлю билетами на соревнования: «Агрессия бразильской юстиции в отношении пожилого чиновника много говорит о реальных отношениях между гостями и хозяевами». Другой скандал был связан с допуском на Игры, а затем отстранением (уже на уровне МОК) российской легкоатлетки Юлии Степановой, рассказавшей о практике применения допинга в России. С ее отстранением, по словам FAZ, Олимпиада «потеряла свою душу».
Вместе с тем, несмотря на разницу в часовых поясах с Европой, прошедшие Игры оказались коммерчески удачны. Например, совокупное время просмотра прямой трансляции выступлений на сайте канала NBC составило 2,25 млрд минут — против 1,5 млрд за все прошлые Игры вместе взятые. Об этом пишет информационное агентство RBC.
Американское агентство Bloomberg напоминает о различных экспертных докладах (один из них подготовлен экс-главой Секретариата экономической стратегии при президенте Бразилии), согласно которым эффект от семи лет подготовки к Играм оказал благожелательное влияние на экономику, в частности на рост семейного дохода.
Агентство напоминает, что частная бразильская электроэнергетическая компания Light SA обратилась недавно к властям за разрешением повысить тарифы для населения — из-за Олимпиады запланированные инвестиции были отложены. По мнению эксперта Джорджтаунского университета Джеймса Мура, проведение Игр стало для Бразилии «стратегической ошибкой», хотя в конечном итоге пойдет на пользу другим развивающимся странам. Пользуясь принципом «предупрежден — значит вооружен», они на примере Бразилии смогут оценить последствия участия в подобном мероприятии.
Еще более резко высказался аналитик баварского издания Merkur Армин Гибис: «С самого начала было ясно, что первая Олимпиада в Южной Америке будет деликатным экспериментом. И теперь, когда он закончился, можно сказать: Рио не показал ни идеальной, ни выдающейся Олимпиады». Хотя, признает Гибис, в сложнейших условиях Бразилия все же обеспечила удовлетворительное проведение Игр. Однако потраченные на подготовку 11 млрд евро «лучше было бы потратить на социальные проекты в фавелах», резюмирует эксперт.
Британская деловая газета Financial Times увязывает завершение Олимпийских игр со скорым разрешением политического кризиса в Бразилии. Уже в этот четверг Сенат должен принять окончательное решение об отстранении экс-президента Дилмы Руссефф. Утвердившись на посту главы государства, нынешний вице-президент Мишел Темер (стоящий на более правых позициях, нежели Руссефф) должен будет провести многочисленные реформы, на которые Олимпиада окажет позитивный моральный и экономический эффект.
И все же, подчеркивает FT, опросы показывают, что бразильцы по-прежнему рассматривают Игры как источник неоправданных трат, что уже способно подкосить оптимизм в отношении попыток нормализации, которые предпримут новые власти. Издание отмечает, что Темер не пришел на церемонию закрытия Игр — отчасти потому, что толпа освистала его две недели назад на церемонии открытия.