На прошлой неделе североморская смесь обновила свои максимумы с начала года: несколько дней непрерывного роста привели к тому, что 6 мая июньские фьючерсы на ICEвыскочили за отметку $69. Предыдущее заметное повышение было зафиксировано в декабре прошлого года. После майского «головокружительного взлета» котировки пошли вниз, но затем вновь возобладал тренд на повышение: по данным на 13 мая, стоимость находилась на уровне выше $67. Параллельно с этим прозвучало мнение «нефтяного» министра Омана, одного из крупнейших добытчиков нефти и газа, о том, что некоторые участники ОПЕК могут начать снижать добычу без ведома Саудовской Аравии – чтобы цены на черное золото пошли в рост.
Brent снова в цене?
«Снижение нефтяных котировок (после стоимости выше $69, – авт.) можно назвать не более чем технической коррекцией: инвесторы зафиксировали прибыль, достигнув важного ценового уровня в $70 за баррель. На этой неделе «быки» продолжат штурмовать данную отметку. Вместе с тем серьезных факторов для роста, кроме снижения товарных запасов нефти в США, нет», – прокомментировала «Капитал.kz» Анна Кокорева, аналитик «Альпари». По ее словам, движение котировок во вторник-среду объясняется следующим образом: в среду утром произошла коррекция после роста во вторник, нефть марки Brent по состоянию на 10:15 мск торгуется на уровне $67,23, итог торгов во вторник – $67,24 за баррель. Рост, произошедший во вторник, 12 мая, связан со статистикой товарных запасов нефти. «Согласно данным Американского института нефти, по итогам прошлой недели запасы уменьшились на 2 млн баррелей. Таким образом, они продолжают постепенно сокращаться вторую неделю подряд», – поясняет Анна Кокорева. Возобновление роста зависит от опубликованной в среду, 13 мая, статистики Энергетического информационного агентства США: аналогичные предыдущим данные подтолкнут стоимость вверх. Вместе с тем, считает аналитик, Brent может и не преодолеть $70: «быкам» не хватает более фундаментальных новостей.
Евгений Слесарев, инвестиционный консультант компании FIBO Group, считает, что рост котировок до $69 в первую очередь связан с продолжающейся напряженностью в Йемене. «С одной стороны, коалиция вроде бы рапортует о том, что с бунтовщиками покончено, но с другой стороны, поступает информация, что они оказывают очень сильное сопротивление, продолжаются достаточно тяжелые бои. Сложность ситуации заключается в том, что Саудовская Аравия, которая принимает участие в борьбе, – суннитское государство, а Иран, который ожидает снятия санкций, исповедует ислам шиитского толка, и он активно поддерживает повстанцев. Обострение именно этого противостояния приводит к удорожанию нефтяных котировок», – уверен аналитик. Насколько долго это продлится? Техническая картина: да, возможно, долго. Фундаментально речь может идти об ожидаемых максимумах $70-72, но о том, что будет дальше, пока сложно говорить.
«Может, на рынке нефти и происходят тектонические сдвиги, но прямо сейчас они никому не видны. На текущие цены больше влияют слухи или мнения авторитетных аналитиков. Пока не обозначится явный тренд, цены так и будут колебаться в коридоре $60-70 за баррель», – продолжает тему Жарас Ахметов, директор компании Oil Gas Project. По его мнению, фундаментальный фактор, который может задать тенденцию на длительный период, – это спрос. «Начинается период отпусков и, соответственно, рост потребления топлива. В Европе точно есть резерв перерабатывающих мощностей, а значит, стоит ожидать давления на нефтяные цены. Насколько? Трудно сказать», – поясняет собеседник. Однако долгосрочных прогнозов эксперт не делает, объясняя свою позицию тем, что это гадание на кофейной гуще. «Скорее всего, в обозримой перспективе нефть как источник энергии будет терять свои позиции. Но нефть ведь еще и сырье для синтеза различных материалов и нельзя исключать роста потребления синтетических материалов. Все очень неопределенно, чтобы делать релевантные долгосрочные прогнозы», – говорит он.
Но меньше добывать не запрещено
На днях «нефтяной» министр Омана Мухаммед бин Хамад аль-Руми высказал мнение, что некоторые страны ОПЕК могут в одностороннем порядке – без одобрения «лидера» картеля, то есть Саудовской Аравии – начать снижение объемов добычи. И причиной такого неповиновения может стать именно позиция саудовских политиков. Осенью прошлого года было принято решение сохранить квоту по добыче на уровне 30 млн баррелей в сутки. Текущая стратегия ОПЕК неэффективна для экспортеров нефти, поскольку стратегические резервы большинства стран мира переполнены, говорит представитель Омана. Он полагает, что Ангола, Нигерия, Габон (вышел из состава организации в 1990-х годах, – авт.), Венесуэла, Иран и, возможно, Ирак «начнут действовать в одностороннем порядке, не дожидаясь Саудовской Аравии».
Отметим, что Оман – один из крупнейших производителей нефти и газа на Ближнем Востоке – не входит в организацию экспортеров нефти. Не далее как в апреле он уже предпринимал попытки «атаки» на Саудовскую Аравию: тогда критике подверглось и ее стремление «держать» долю, а не поддерживать более высокую стоимость.
Евгений Слесарев отмечает, что с начала падения нефтяных котировок Саудовская Аравия ни на йоту не сдвинулась в снижении объемов добычи и даже не рассматривает возможность сокращения. Аналитик полагает, что этой стратегии государство будет придерживаться и дальше. «На 5 июня назначено ближайшее заседание ОПЕК – оно кризисное, конечно, потому что с большой долей вероятности участники ОПЕК будут пытаться уговорить Саудовскую Аравию все-таки пойти на определенное снижение. Но вряд ли у них это получится. Саудовская Аравия, во-первых, пытается выдавить с рынка американских сланцевых производителей, а во-вторых, есть фактор иранской нефти – ожидается снятие санкций с этого государства и выход его на нефтяной рынок. Соответственно, ни при каком раскладе саудиты не допустят потери рынка и перехода части его к Ирану. То есть эти два игрока будут бороться объемами и ценами (чем больше поставки, тем дешевле черное золото и тем сложнее иранцам будет отвоевать позиции)», – говорит аналитик.
Но вопрос в том, нужно ли другим участникам картеля разрешение Саудовской Аравии на сокращение добычи. «Объем поставки может снизить, по сути, любая страна, даже входящая в ОПЕК – это ее право, потому что речь идет о ее доходах, а отказываться от доходов в текущей ситуации, я думаю, никто не рискнет», – считает Евгений Слесарев. Эксперт отмечает, что внутри картеля существуют определенные группировки. Достаточно сильная – «персидская», в нее входят Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар; у этих стран примерно одинаковые интересы, и они не будут отказываться от объемов. У такого довольно крупного поставщика, как Венесуэла, не очень хорошее положение для такого шага. «Поэтому угрозы-то звучать могут, но уйдет один игрок, на его место придет другой – только и всего. Экспортерам незачем отказываться от своих долей», – полагает эксперт.
Аналитик «Альпари» также считает, что для снижения добычи членами картеля препятствий нет. «Члены ОПЕК могут снизить объемы добычи, если это будет экономически обосновано. Для рынка нефти это позитив, так как выравнивание спроса и предложения приведет к росту цен на нее. Картель устанавливает квоту, которую нельзя превышать, но меньше добывать не запрещено», – объясняет Анна Кокорева.
Единая сила картеля
А что касается возможности распада организации на почве разногласий по поводу объемов добычи и потери доходов экспортерами, то, по мнению Евгения Слесарева, разговоры о расколе идут уже много лет, они возникали, например, и в кризис 2008 года, и в 2011 году. «Как только один из участников начинает придерживаться какой-то непоколебимой позиции, эксперты начинают говорить о том, что вероятен развал ОПЕК. На самом деле, это удобная структура для всех стран: можно регулировать объемы поставки, можно так или иначе договариваться и вырабатывать общие цели. Эта организация пережила уже достаточно много потрясений. Говорить о том, что она развалится здесь и сейчас – странно. Смысла расходиться и выходить на рынок самостоятельно я не вижу», – поясняет аналитик.
Жарас Ахметов отмечает, что картель уже давно с большим трудом проводит согласованную политику. «К тому же, есть страны – те же США или Россия, – не входящие в ОПЕК, но играющие важную роль в формировании цен. Конечно, в ее составе есть страны, не выдерживающие движение цен вниз, но и глобального веса на рынке они не имеют», – говорит эксперт. Жарас Ахметов считает, что ОПЕК в новой рыночной ситуации необходимо переосмыслить свое предназначение. От того насколько адекватным будет такое переосмысление и зависит будущее организации.