Мировая авиаотрасль испытывает дефицит поставок более чем на 5,3 тысячи самолетов
Об этом заявили в Международной ассоциации воздушного транспорта
Дефицит новых самолетов в мире, наблюдаемый в последние годы в связи с проблемами в цепочке поставок аэрокосмической продукции, остается одним из главных факторов, сдерживающих рост отрасли, считают в Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), сообщает Интерфакс-Казахстан.
В количественном выражении дефицит поставок оценивается минимум в 5,3 тыс. самолетов. Объем невыполненных заказов к настоящему времени превысил 17 тыс. единиц, что составляет почти 60% от общего самолетного парка - при этом исторически это соотношение составляло около 30-40%.
Такой объем невыполненных заказов соответствует почти 12 годам текущей производственной мощности, отмечается в пресс-релизе ассоциации.
Средний возраст парка воздушных судов на фоне этих проблем увеличился до 15,1 лет (12,8 лет - только для пассажирских самолетов, 19,6 - для грузовых и 14,5 - для широкофюзеляжных). Количество самолетов, находящихся на хранении, превышает 5 тыс. единиц, что является одним из самых высоких показателей в истории, несмотря на острую нехватку новых судов.
Хотя поставки новых самолетов начали расти в конце 2025 года, а производство, как ожидается, ускорится в 2026 году, спрос, по прогнозам, превысит предложение самолетов и двигателей.
Нормализация структурного несоответствия между потребностями авиакомпаний и производственными мощностями маловероятна ранее 2031-2034 гг. из-за необратимых потерь при поставках за последние пять лет и рекордно большого количества невыполненных заказов, полагают в IATA.
«Авиакомпании ощущают влияние проблем в цепочке поставок на свой бизнес. Наиболее очевидными проблемами являются более высокие затраты на лизинг, снижение гибкости расписания, задержка с достижением устойчивого развития и растущая зависимость от неоптимальных типов воздушных судов», - заявил глава IATA Вилли Уолш, слова которого приводятся в пресс-релизе. Авиакомпании упускают возможности для увеличения выручки, улучшения экологических показателей и обслуживания клиентов. В то же время путешественники сталкиваются с ростом издержек из-за ухудшения условий спроса и предложения».
Задержки поставок усугубляются несколькими факторами, среди них IATA выделяет то, что производство планеров опережает выпуск двигателей (который ограничен из-за проблем с существующими двигателями). Это приводит к тому, что вновь изготовленные планеры остаются на стоянке до тех пор, пока не появятся моторы. Более длительные сроки сертификации новых самолетов (с 12-24 месяцев до четырех или даже пяти лет) задерживают начало производства/обслуживания, что особенно сказывается на обновлении дальнемагистрального парка.
Тарифы на металлы и электронику, вызванные торговой напряженностью между США и Китаем, усугубили некоторые проблемы с поставками и увеличили расходы на техническое обслуживание. А нехватка квалифицированной рабочей силы, особенно в производстве двигателей и компонентов, сдерживает планы по наращиванию производства.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
