Мировую экономику ждет стагфляция (спад активности при высокой инфляции) в этом году, поскольку российско-украинский конфликт ограничил восстановление экономики после пандемии коронавируса, свидетельствуют результаты исследования, проведенного Financial Times совместно с экспертами Брукингского института, пишет Интерфакс-Казахстан.
Большинство стран столкнется с ростом ценового давления, ослаблением ВВП и падением делового и потребительского доверия, отмечают эксперты. Текущий год может стать «сложным периодом геополитических перегруппировок, устойчивых сбоев в поставках, а также волатильности на финансовых рынках, причем фоном для всего этого будет растущее инфляционное давление и отсутствие пространства для маневра в политике», говорит старший научный сотрудник Брукингского института Эсвар Прасад.
Сводный индекс активности, рассчитываемый FT и Брукинским институтом, показывает существенную потерю импульса к росту с конца 2021 года в экономиках развитых стран и emerging markets при снижении уровней доверия и спаде на финансовых рынках. Серьезные трудности ждут как США, так и Китай, и Европу, заявил Эсвар Прасад. Хотя потребительские расходы в Штатах остаются сильными, а рынок труда вернулся к доковидным условиям, высокая инфляция является серьезной проблемой для Федеральной резервной системы (ФРС), частью мандата которой является поддержание ценовой стабильности. В марте инфляция в США достигла 8,5% в годовом выражении, что является максимумом с декабря 1981 года. «Есть реальный риск, что ФРС теряет контроль над инфляцией, и ей, возможно, придется ужесточать политику еще быстрее, чем она сигнализировала, - отмечает Эсвар Прасад. - Это несет в себе угрозу резкого замедления экономического роста в 2023 году».
Проблемы Китая связаны со стратегией «нулевой толерантности» властей КНР к COVID-19. Карантинные меры, введенные в ряде регионов страны, в том числе, жесткий локдаун в Шанхае, угрожают ослабить потребительские расходы, инвестиции и производство, в то время как ожидаемое смягчение монетарной политики усилит долгосрочные риски для финансовой стабильности. В первом квартале 2022 года темпы роста экономики Китая неожиданно ускорились по сравнению с предыдущим кварталом, несмотря на жесткие карантинные ограничения. Объем ВВП в январе-марте увеличился на 4,8% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, свидетельствуют данные Государственного статистического управления (ГСУ) КНР. Эксперты, опрошенные Trading Economics, в среднем ожидали повышения ВВП на 4,4%.
В случае Европы серьезные риски для экономики представляет собой российско-украинский конфликт, который затрагивает ее больше других, а также попытки региона сократить зависимость от экспорта энергоресурсов из РФ. Эсвар Прасад на данный момент не видит быстрых решений для этих проблем. «Чтобы удержать глобальную экономику на приемлемой траектории роста, потребуются согласованные действия для преодоления основных вызовов, в том числе, меры по ограничению вызванных пандемией проблем, шаги для подавления геополитической напряженности, а также целевые меры, такие как инфраструктурные расходы, для повышения долгосрочной производительности вместо укрепления краткосрочного спроса», - заявил Эсвар Прасад.
Международный валютным фонд (МВФ), который в понедельник начинает ежегодные весенние совещания, понизит прогноз роста мировой экономики на текущий и следующий годы, заявила на прошлой неделе директор-распорядитель организации Кристалина Георгиева. Последствия ситуации на Украине вынуждают МВФ ухудшить прогнозы на 2022 год для 143 стран, на долю которых приходится 86% мирового ВВП.
Читайте также
Нас ждет кризис на фоне кризиса, считает директор-распорядитель фонда Кристалина Георгиева