Мировые продажи предметов искусства в 2021 году подскочили на 29% по сравнению с годом ранее, составив 65,1 млрд долларов. Об этом говорится в ежегодном докладе Art Basel и UBS Global Art Market Report, пишет Интерфакс-Казахстан.
Показатель превысил уровень допандемийного 2019 года, когда продажи составили 64,4 млрд долларов. Однако он оказался немного ниже рекордных значений в 68,2 млрд долларов и 67,7 млрд долларов, достигнутых в 2014 и 2018 годах соответственно.
«Рынок произведений искусства продемонстрировал невероятное восстановление в 2021 году, несмотря на продолжающиеся трудности в работе. Дилеры и аукционы успешно подстроились под новую двухуровневую систему онлайн и офлайн-торгов и мероприятий, а растущее благосостояние богатых коллекционеров помогло поддержать спрос на рынке», - отметил основатель исследовательской компании Art Economics и автор доклада Клэр Макэндрю.
Продажи в прошлом году выросли как на публичном рынке аукционов, так и в частном дилерском бизнесе, отмечается в докладе. Первый показатель подскочил на 47% и составил 26,3 млрд долларов, второй - на 18%, до 34,7 млрд долларов.
Такое увеличение стало возможным во многом благодаря росту расходов на предметы искусства среди наиболее состоятельных людей (high-net-worth individuals, HNWI), чье состояние, не включающее недвижимость и бизнес-активы, оценивается более чем в 1 млн долларов. В среднем они потратили на эти цели 274 тыс. долларов в 2021 году, что более чем вдвое больше показателя предыдущего года.
Кроме того, другой наметившейся тенденцией на рынке предметов искусства стало их распространение в виде невзаимозаменяемых токенов - NFT. 74% опрошенных HNWI купили произведения искусства в виде NFT в прошлом году. Медианная цена таких токенов составила 9 тыс. долларов, сообщается в докладе. Выводы сделаны на основе опроса 2 339 состоятельных людей в 10 странах, представляющих крупнейшие рынки предметов искусства в мире.
Среди географических регионов на США по-прежнему приходится доминирующая доля продаж произведений искусства и антиквариата - 43%, или 28 млрд долларов. Второе место занял Китай, продажи в котором составили 13,4 млрд долларов, или 20%.