Apple сохранила за собой звание самого ценного бренда в
мире. За год его стоимость выросла на 35%, до 355,1 млрд долларов. Это самый высокий показатель, когда-либо зарегистрированный в Brand Finance Global
500, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на данные рейтинга.
Авторы исследования указывают, что 2021 год у Apple был звездным. Это подтверждают
достижения компании в начале 2022 года — она стала первой, рыночная оценка
которой достигла 3 трлн долларов. «Десятилетия напряженной работы, направленной на
совершенствование бренда, привели к тому, что Apple стала культурным феноменом. Это позволяет ей не только конкурировать, но и процветать на огромном
количестве рынков», - сказал председатель и главный исполнительный директор Brand Finance Дэвид Хэй.
Amazon и Google тоже продемонстрировали хорошие темпы роста, компании сохранили 2-е и 3-е место в рейтинге. «Amazon считает логистику ключевым фактором, развивая собственную сквозную цепочку поставок за счет растущего парка грузовиков, фургонов и самолетов. В 2020 и 2021 годах бренд инвестировал около 80 млрд долларов в развитие своего логистического подразделения по сравнению с 58 млрд долларов за предыдущие пять лет», - отмечается в исследовании. Стоимость бренда Google также выросла на 38%, до 263,4 млрд долларов. «Доходы компании в основном зависят от рекламы, и в начале пандемии репутация бренда пострадала, поскольку расходы на рекламу сократились. Однако по мере того, как мир приспосабливался к новым нормам, а люди проводили все больше и больше времени в интернете, рекламные бюджеты снова выросли, бизнес Google восстановился. Это привело к росту стоимости бренда», - указывают эксперты.
TikTok стал самым быстрорастущим по стоимости брендом в мире. Благодаря поразительному росту на 215% его цена за год увеличилась с 18,7 млрд долларов до 59,0 млрд долларов. Он стал новичком рейтинга и занял 18-е место среди 500 самых дорогих брендов мира. В тройку самых быстрорастущих вошли еще два медиабренда: Snapchat, стоимость которого выросла на 184%, до 6,6 млрд долларов, и южнокорейский интернет-бренд Kakao. Его стоимость выросла на 161%, до 4,7 млрд долларов. В медиасектор рейтинга вошли и бренды, которые предлагают потоковые услуги: Disney (+11%, до 57,0 млрд долларов), Netflix (+18%, до 29,4 млрд долларов), YouTube (+ 38%, до 23,9 млрд долларов) и Spotify (+13%, до 6,3 млрд долларов) — все они демонстрируют рост. А вот стоимость традиционных медиабрендов продолжает сокращаться. Одним из самых быстропадающих оказался Warner Bros, его стоимость сократилась на 33%, до 6,8 млрд долларов.
Технологический сектор вновь стал самым «ценным» в рейтинге
Global 500. Совокупная стоимость его брендов достигла 1,3 трлн
долларов. Всего в списке представлено 50 технологических брендов,
однако 50% их общей стоимости приходится на трех гигантов: Apple, Microsoft (стоимость бренда - 184,2 млрд долларов)
и Samsung Group (стоимость бренда - 107,3 млрд долларов).
Далее следует розничная торговля. Бренды сектора в Brand Finance Global 500 впервые преодолели отметку общей стоимости в 1 трлн долларов. «До пандемии розничная торговля была третьим по ценности сектором после банковского дела. При этом розничная торговля стала самой быстрорастущей отраслью рейтинга: стоимость брендов сектора выросла на 46%, опередив технологии и медиа, рост которых составил 42% и 33% соответственно», - поясняют авторы исследования.
Один из лидеров отрасли - Walmart. Бренд вернул себе место в пятерке лидеров, за год его стоимость выросла на 20%, до 111,9 млрд долларов.
В секторе розничной торговли оказалось и больше всего новичков рейтинга. Это сети супермаркетов, многие из
которых адаптировались к новым условиям и вышли в онлайн. Например, немецкая компания Edeka заняла
340-е место со стоимостью бренда в 6,5
млрд долларов. Несмотря на успех сектора в целом, в розничной торговле находится и самый быстропадающий бренд рейтинга: стоимость Alibaba.com снизилась на 42%, до 22,8 млрд долларов.
Фармацевтические бренды все также находятся в центре внимания. В Brand Finance Global
500- 2022 их количество выросло с четырех до восьми, а стоимость увеличилась на 94%, до 54,0 млрд долларов. Самым дорогим из них остается Johnson & Johnson:
стоимость бренда увеличилась на 24%, до 13,4 млрд долларов. Новый
участник рейтинга AstraZeneca закрепил за собой звание самого
быстрорастущего в секторе (+77%, до 5,6 млрд долларов). За ним следует Pfizer, бренд вырос в стоимости на 58%, до 6,3 млрд долларов.
Стоимость брендов индустрии туризма снижается. Их количество в рейтинге сократилось с 15 до 9. «Однако,
что является многообещающим признаком восстановления, все отраслевые бренды,
попавшие в рейтинг, продемонстрировали рост цены», - поясняют эксперты. В гостиничном секторе зафиксирован самый быстрый уровень
роста: Hilton прибавил 58% (12,0 млрд
долларов), стоимость бренда Hyatt выросла на 26% (5,9 млрд долларов). Бренды авиакомпаний Delta (7,3 млрд долларов), American Airlines (6,3 млрд долларов), United
Airlines (5,5 млрд долларов), Emirates (5,0 млрд долларов) и новый участник Southwest Airlines (4,9 млрд долларов)
также выросли в цене. «Это многообещающий признак восстановления туристического
сектора, несмотря на временные ограничения, которые все еще действуют во всем
мире. Восстановлению, несомненно, помешали новые штаммы, однако,
поскольку мир приспосабливается к жизни с COVID-19, нет никаких причин, по
которым туристическая индустрия не сможет снова уйти в бегство», - считает Дэвид Хэй.
США и Китай продолжают доминировать в Global 500. На эти страны приходится более двух третей общей стоимости брендов рейтинга: у США 49% (3,9 трлн долларов), у Китая 19% (1,6 трлн долларов). Эксперты поясняют, что проблемы в секторе недвижимости несколько замедлили рост стоимости китайских брендов. Из 10 самых быстропадающих шесть являются китайскими компаниями, занимающимися недвижимостью, а Evergrande вообще выбыла из списка.
Brand Finance также
ежегодно определяет силу брендов по критериям эффективности бизнеса, восприятию и инвестиционной привлекательности. Здесь второй год подряд лидерство удерживает WeChat. Компания удостоилась рейтинга ААА+, набрав индекс прочности Brand Strength Index (BSI) 93,3 из 100 баллов.