USD
439.43₸
EUR
473.31₸
RUB
4.82₸
BRENT
84.33$
+0.250
BTC
62974.00$
-321.300

К каким изменениям должны быть готовы энергетические компании

До введения Европой пограничного углеродного сбора осталось менее трех лет

Share
Share
Share
Tweet
Share
Энергетика России

Энергетика России

В последние десятилетия двигателем экономического развития Казахстана являлся экспорт минерального сырья, центральное место в котором занимала и занимает нефть. Однако мировой нефтегазовый бизнес серьезно трансформируется, чтобы соответствовать реалиям времени. Энергетическим компаниям страны стоит быть готовыми к структурным изменениям, которые происходят на глобальном рынке.

ЕС и Китай являются крупнейшими торговыми партнерами Казахстана. В последние годы эти страны встали на путь активной борьбы с углеродным следом, оставляемым их национальной промышленностью. Большие усилия направлены на развитие альтернативной энергетики, увеличение доли которой в энергобалансе ведет к снижению потребности в ископаемых видах топлива. Это создает серьезные риски для текущей экономической модели развития Казахстана.

Еще больше осложнить ситуацию могут и европейские инициативы, изложенные в рамках амбициозного проекта «Зеленый курс». В декабре лидеры ЕС согласовали планы по снижению выбросов углерода к 2030 году на 55% по отношению к уровню 1990 года. Помимо собственных усилий в этом направлении, страны Евросоюза намерены оказать давление на экономических партнеров для того, чтобы побудить и их к снижению эмиссии парниковых газов. В «Зеленом курсе» появляется понятие пограничного углеродного сбора (CBAM). Законопроект о его введении планируется разработать до конца этого года, а в силу новые правила торговли вступят в 2023 году.

Пограничный углеродный сбор ЕС намерен взимать с импортных товаров определенных категорий. Размер пошлины будет напрямую зависеть от объемов выбросов углекислого газа, связанных с производством этих товаров. При этом отмена сбора возможна, если страна-экспортер также введет у себя механизмы регулирования выбросов, аналогичные действующим и планируемым к введению в ЕС.

Казахстанский углерод

Как же сейчас обстоят дела с выбросами углерода в Казахстане? В энергетическом балансе страны почти половина генерирующих мощностей работает на угле Экибастуза. На нефть и газ приходится еще примерно по 24%. Кроме того, следует учесть гидроэнергетику с ее скромными 1,2%. На биотопливо и все источники возобновляемой энергии остается мало — 0,2% суммарно.

Львиная доля выбросов приходится на предприятия энергетики, однако значителен и вклад других отраслей, таких как сельское хозяйство, а также объекты добычи и переработки нефти. За ними следуют предприятия черной и цветной металлургии, цементные заводы, транспорт и пр. По данным портала globalcarbonatlas.org, в списке крупнейших эмитентов СО2 страна занимает 21 место.

Модернизация промышленного комплекса Казахстана, направленная на уменьшение выбросов парниковых газов и приближение к европейским показателям, требует огромных вложений. Очевидно, что здесь не обойтись без привлечения крупных инвесторов, но вклад государственного бюджета все равно останется очень велик. А этот бюджет сейчас на 32% формируется из доходов, полученных от экспорта нефти. Если отечественный нефтегазовый комплекс будет обложен пограничным углеродным сбором, идти в ногу с Европой станет еще сложнее.

К счастью, в Казахстане это понимают. В стране действует множество поддерживаемых государством экологических инициатив, а с 2013 года запущен механизм торговли квотами на выбросы парниковых газов между предприятиями внутри страны. В январе был подписан новый Экологический кодекс Республики Казахстан. В документе существенно ужесточаются требования по контролю эмиссии углекислого газа, и предусматривается централизация сбора данных о выбросах с перспективой создания государственного реестра эмитентов СО2. Это большой шаг к соответствию европейским регламентам. Впрочем, реальные требования к обмену данных еще предстоит формулировать, и это наверняка займет несколько лет.

Итак, менее трех лет осталось до введения Европой пограничного углеродного сбора. Примерно столько же потребуется на то, чтобы в Казахстане появился легальный и действительно работающий рынок промышленных квот на выброс СО2. Компании, сумевшие существенно снизить выбросы СО2, получат реальную возможность зарабатывать на своих экологических инициативах, продавая «лишние» углеродные единицы.

В такой ситуации именно нефтегазовый сектор, представляющий главную бюджетообразующую отрасль страны, может и должен возглавить процесс трансформации промышленности. В недалеком будущем это позволит снять риски торговых ограничений на экспорт сырьевой продукции и, возможно, поможет Казахстану стать одним из лидеров Центральной Азии в области экологических инициатив.

Направления и перспективы

Но что же делать энергетическим компаниям для того, чтобы максимально эффективно работать в новых условиях? Рецепт дает доклад Accenture «Декарбонизация энергетики: от А до нулЯ», авторы которого считают именно нефтегазовые компании потенциальными лидерами глобальной трансформации промышленности в устойчивую и декарбонизированную систему.

Необходимость изменений осознают все. Некоторые крупные мировые компании, такие как BP, уже заявили о том, что намерены достичь нулевого баланса выбросов СО2 к 2050 году. Вполне вероятно, такие планы слишком амбициозны, но добиться к указанному сроку снижения эмиссии углекислого газа на 80% вполне возможно.

На стратегическом уровне консалтинговая компания советует придерживаться одного из трех основных путей в зависимости от возможностей и целей трансформации нефтегазовой компании. Первый архетип, к которому можно стремиться, называется «специалист по декарбонизации». Это компания, которая постепенно сформировала максимально эффективную производственную цепочку с низким уровнем выбросов и сделала повторное использование и переработку отходов важной частью своей бизнес-модели.

Второй архетип – «энергетический гигант». Переводя свою деятельность на использование источников чистой энергии, эти компании будут наращивать портфель энергетических активов такого рода, уменьшая долю бизнеса, связанного с ископаемым топливом. Со временем «энергетический гигант» сбалансирует свои нефтегазовые активы, став заодно и оператором значительных ресурсов альтернативной энергетики.

Ну и, наконец, третий архетип, к которому могли бы стремиться казахстанские компании – «лидер низкоуглеродных решений». Путем поступательного движения к нулевой эмиссии СО2 такая компания со временем полностью заместит свой нефтегазовый бизнес новыми «зелеными» генерирующими мощностями, став чистым поставщиком возобновляемой энергии.

Мирас Касымов, директор по развитию Accenture в Казахстане

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.