USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.19$
BTC
70719.50$
-127.100

Асет Турысов: Мы хотим развивать концепцию омниканальности

Глава «НИТ» рассказал о новой стратегии оператора

Share
Share
Share
Tweet
Share
Асет Турысов: Мы хотим развивать концепцию омниканальности- Kapital.kz

С чем связано решение о передаче портала eGov в доверительное управление АО «Холдинг «Зерде»? На чем будет концентрироваться деятельность АО «Национальные информационные технологии» («НИТ») в наступившем году? Как оператору удается устранять сбои в работе Электронного правительства и какие инновационные проекты были внедрены в 2020 году? На эти и другие вопросы в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz ответил председатель правления АО «Национальные информационные технологии» Асет Турысов. 

- Недавно была озвучена новость о передаче портала eGov в доверительное управление холдингу «Зерде». Асет Нурланович, хотелось бы узнать с чем связано такое решение? 

- На самом деле вопрос повышения эффективности работы Электронного правительства давно обсуждается на правительственном уровне, и передача портала eGov.kz в доверительное управление холдингу «Зерде» является логическим решением со стороны министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. По моему мнению, такой подход даст нам больше свободы в технической и технологической частях, не говоря уже о значительном сокращении бюрократических процессов и повышении скорости принятия решений, необходимых для улучшения работы и развития портала.

Трансформационный процесс запущен. На данный момент ведется активная работа в этом направлении.

- Тогда на чем будет концентрироваться работа «НИТ»?  

- Мы определили для себя три основных вектора развития. Первый - это эффективная реализация функций оператора. 

Сегодня, «НИТ» является оператором eGov и обеспечивает работу информсистем госорганов, а также возможность предоставления госуслуг бизнесу и гражданам. Я как человек с техническим бэкграундом прекрасно понимаю, что невозможно реализовать новые и амбициозные идеи без нужных ресурсов, технологий и платформ. Кроме того, новые подходы в управлении госданными требуют от нас современной и безопасной инфраструктуры. Поэтому, в ближайшие годы, мы планируем развитие собственных каналов связи и центров обработки данных, в том числе с привлечением рынка, создание микросервисной среды разработки и тестирования информсистем госорганов, упрощение процессов интеграции, запуск технологической экосистемы GovTech и т.д.

Вторым вектором мы обозначили развитие новых направлений деятельности и партнерских отношений с бизнесом. Здесь бы я отметил, что важно развиваться не только в качестве оператора, но и в качестве субъекта рынка, нацеленного на повышение доходности и производительности труда. Для этого мы намерены модернизировать свой каталог услуг, выстроить новые партнерские отношения с локальными и зарубежными партнерами. Планируем создать новые пакетные услуги и сервисы, расширить свою клиентскую базу за счет выхода на международный рынок, при этом не нарушая принципов Yellow Pages.

Третье направление - повышение эффективности деятельности и производительности труда для обеспечения роста капитализации.

- Многие процессы получения госуслуг или процесс посещения ЦОНов в период карантина были изменены и выведены в режим онлайн. Однако сегодня мы до сих пор наблюдаем сбои в работе eGov.kz. Как вы решаете эти проблемы?

- Понятно, что пандемия внесла коррективы во все сферы жизни, и сфера оказания госуслуг не стала исключением. Все мы помним ситуацию, когда в разгар карантина портал eGov.kz испытывал сложности с доступностью. Это было связано с большим наплывом пользователей: если в обычное время на портал заходили 500 тыс. пользователей в час, то в период ЧП число посещений достигало 5 млн. Все наши системы прошли настоящее испытание. И не только системы, но и люди. В этот период возникла колоссальная нагрузка на сотрудников - в разгар пандемии мы работали сутками напролет, задач было много, все они требовали срочного решения. Итоги таких краш-тестов указали нам на слабые места.

Проанализировав ситуацию, мы поняли, что нужно распределить нагрузку и предоставить гражданам дополнительные каналы получения услуг. Мы расшили наш телеграм-бот на 18 региональных каналов, подключили банки второго уровня, чтобы граждане могли альтернативно подавать заявку на единовременную выплату 42 500 тенге.

Этот кейс мы хотим применить ко всем госуслугам и развивать концепцию омниканальности, чтобы каждый человек мог получать услуги там, где ему удобно. Первым таким опытом для нас уже стала регистрация ИП через приложение Kaspi.kz. Также планируется реализовать несколько услуг через приложения других банков.

Как вы знаете, для того чтобы автоматизировать ту или иную услугу на портале, требуется интеграция с информсистемами госорганов, в которых хранятся необходимые данные. Таким образом, для получения лишь одной справки на портале может понадобиться от 1 до 10 интеграций. Но если хоть одна из этих систем даст сбой, конечный пользователь не сможет получить услугу. Поэтому сбой одной системы может сказаться на всей работе портала. Тут стоит отметить, что ни «НИТ», ни портал eGov.kz сами не предоставляют госуслуги, eGov – это лишь окно, услуги предоставляются госорганами - владельцами услуг. 

В свою очередь мы стараемся обеспечить бесперебойную доступность портала eGov.kz. По этой причине сотрудники компании дежурят 24/7. По выходным дням проводятся плановые и внеплановые технические работы, связанные с обновлением тех или иных информсистем, о чем мы заблаговременно предупреждаем казахстанцев в соцсетях. 

- Между тем, по словам главы холдинга «Зерде» Армана Абдрасилова, теперь развитием eGov займутся уже не чиновники, а профессионалы в сфере IT…

- Как я уже говорил, часто работа портала напрямую зависит от работоспособности информсистем госорганов, поэтому тут важен вопрос кадрового обеспечения. По инициативе министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдата Мусина сейчас решается вопрос обучения и привлечения квалифицированных IT-специалистов. 

По новой стратегии, теперь, при реализации наших проектов, мы будем ориентироваться не на заказчика, а на получателей услуг, а потом на госорганы, которые хотят получить прозрачный автоматизированный бизнес-процесс. Также мы планируем поднять наши продукты до уровня, когда они смогут быть востребованы за рубежом. Для этого необходимо учитывать, в первую очередь, потребности современного человека и мировые тренды в нашей сфере. А значит нам предстоит сократить уровень бюрократии и предоставить больше свободы профессионалам (инженерам). 

- Расскажите, какие значимые проекты и инновационные решения были внедрены «НИТ» в 2020 году? 

- Конечно, 2020 год был для всех не простым, но кроме трудностей, нам удалось реализовать целый ряд важных проектов.

В начале прошлого года мы запустили Единую платформу интернет-ресурсов государственных органов (ЕПИР ГО), которая объединила порядка 300 разных сайтов госорганов в один, с единым дизайном и структурой. Кроме удобства, проект позволяет значительно экономить бюджетные средств. 

Также, вы знаете, 4 марта 2020 года глава государства Касым-Жомарт Токаев провел совещание по цифровизации Казахстана. В ходе него мной была продемонстрирована информационно-аналитическая система Smart Data Ukimet, через которую можно будет собирать информацию со всех госорганов и из различных источников. Кроме того применяя алгоритмы искусственного интеллекта этот проект позволит делать аналитику и социально-экономические прогнозы. А самое главное можно будет получать информацию без посредников. На сегодняшний день уже подключены 46 из 127 информсистем госорганов.

После объявления ЧП и закрытия ЦОНов потребовалось в срочном порядке пересмотреть процесс получения госуслуг, которые на тот момент предоставлялись только офлайн. В этот период мы реализовали возможность удаленного выпуска ЭЦП, оформления удостоверения личности, оформление авто, купленного из автосалона и т.п. Таким образом, через сервис «Электронные обращения» можно было подать заявку на 24 социально-значимые услуги не выходя из дома, которые раньше оказывались исключительно в бумажном виде. 

Еще отмечу, что в марте совместно с «Казахтелекомом» и госкорпорацией «Правительство для граждан» проведены работы по увеличению пропускной способности каналов связи до 1000 одномоментных соединений, и увеличению числа операторов Единого Контакт-Центра 1414 до 2 тыс. человек. 

В апреле 2020 года совместно с Минздравом на портале eGov.kz и в приложении eGovMobile реализована онлайн анкета по предварительному самодиагностированию на симптомы COVID-19, не обращаясь в медицинское учреждение. Добавлены карта для информирования населения о ситуации по зараженным и контактировавшим с ними гражданам в режиме реального времени и часто задаваемые вопросы в сервисе «FAQ о COVID-19».

По поручению главы государства в онлайн формат было переведено 90% всех госуслуг и сервисов. Теперь порядка 80 услуг можно получить прямо в телефоне. Реализовано более 10 самых востребованных цифровых документов, а также внедрена биометрия в приложении eGov Mobile.

Хотелось бы отметить и проведенную нами работу по срочному переводу чиновников на облачный документооборот, что позволило не останавливать деятельность госорганов во время режима ЧП.

- Как проходит интеграция государственных баз данных с бизнесом? Кто в этом списке на сегодняшний день? 

- С февраля по май 2020 года в пилотном режиме был запущен наш новый проект SmartBridge, который значительно облегчил процесс интеграции бизнеса с государственными базами данных. Сегодня на платформе SmartBridgе авторизовано 726 юридических лиц, 195 из которых это госорганы и госпредприятия, 25 – банки второго уровня, 42 - нацкомпании, 464 – представители частного сектора. Всего на Smart Bridge опубликовано 638 сервисов. 

Теперь чтобы интегрироваться с госинформсистемами не нужны месяцы согласования «талмудов» бумаг, достаточно лишь подать онлайн заявку и получить одобрение госоргана. Так как все эти сервисы государственные, интеграция для юрлиц проводится бесплатно, никаких сборов тоже нет.

-  Какие нововведения в работе «НИТ» ожидаются в 2021 году?

- Кроме всего того, что было перечислено выше, добавлю, что мы хотим сделать упор на аналитике больших данных, направленной на формирование единого пространства данных, полученных из различных источников, по деятельности Правительства. Она будет представлена в виде таблиц, графиков и визуальных панелей, выполнения вариантных прогнозных расчетов показателей, разработки комплекса моделей сценарного прогнозирования. По своему характеру и масштабу работ этот проект является общенациональным и направлен на решение широкого спектра вопросов. 

Безусловно, 2020 год показал важность IT-отрасли и дал новый импульс ее развитию. Мы встали на путь трансформации. Поэтому надеемся, что 2021 год будет не менее плодотворным и работа над реализацией намеченных планов принесет свои плоды. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.