Быстрое развитие инновационных технологий заставляет менеджмент сотовых компаний искать новые подходы к дальнейшему развитию отрасли. Технологии меняют роль сотовых операторов, как и всех телекоммуникационных компаний, и ставят их перед необходимостью срочной трансформации, во избежание превращения в так называемую dumb pipe (глупую трубку). Удивительными темпами растет рынок IoT (интернет вещей), и эволюция общества происходит в сторону все большего слияния физического и виртуального мира.
С одной стороны, все экосистемы во главе с сетевыми операторами должны стремиться к инновациям и неплохо подготовлены к происходящим переменам, а с другой стороны, в существующих реалиях основной функцией телекоммуникационных компаний остается обеспечение постоянно увеличивающейся пропускной способности каналов, что является по большому счету поддержкой инноваций, а не их генерированием.
Тогда как операторы могут использовать раскрывающиеся широкие возможности?
В разных отраслях подходы могут быть разными. Инновационное развитие автоиндустрии неразрывно связано с технологией 5G. Только она способна обеспечить необходимые условия для полноценного претворения массовой технологии и экосистемы беспилотных автомобилей в жизнь. Для реализации таких проектов, трансформирующих еще вчера традиционные отрасли в бизнес цифровых услуг, понадобится буквальное слияние 5G, искусственного интеллекта и интернета вещей.
Авторитетные эксперты рекомендуют телекоммуникационным компаниям вступать в партнерские отношения с признанными цифровыми игроками для создания собственных операционных систем, поскольку полагают, что это наиболее оптимальный и даже единственный путь обеспечить условия для новой индустрии в 250 млн смарт-автомобилей, подключаемых к сети уже в будущем году.
Еще одним очень перспективным инновационным направлением сегодня считается развитие облачных игр. В следующем году, по прогнозам экспертов Intel, рынок развлечений в формате дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR) достигнет $140 млрд. Уже делаются прогнозы по развитию футуристических на сегодня иммерсивных приложений (приложений с глубоким погружением). Ожидается, что рынок ныне только зарождающегося направления к 2028 году будет генерировать до $70 млрд в год. Эти технологии имеют в основе своего развития 5G вкупе c периферийными вычислениями (edge computing), которые позволят обеспечить скорость, необходимую для облачных игр следующего поколения. А в части финансовых услуг операторы связи уже сегодня довольно тесно сотрудничают и даже конкурируют с банками.
Согласно исследованиям Accenture, к 2025 году до 15% выручки банков от платежных операций во всем мире окажется под угрозой из-за распространения мгновенных, невидимых и бесплатных цифровых платежей и конкуренции с небанковскими финансовыми организациями.
Сегодня абоненты сотовых компаний все чаще оплачивают покупки посредством своих смартфонов, и скоро такой инструмент как платежные карты банков рискует стать раритетом вслед за чековыми книжками.
При всем при этом сотовым компаниям не обязательно конкурировать с банками, а вполне возможно сотрудничать. Партнерство с банками позволяет синтезировать преимущества финансового и телекоммуникационного продукта, оживлять его различными программами лояльности.
Интересной сферой для генерирования новых потоков доходов являются также услуги обеспечения технологий умного дома. С обширной клиентской базой сетевые операторы имеют все возможности для более широкого применения в управлении домашней сетью.
Существует расхожее мнение, что сотовые операторы еще в начале 2000-х годов начали сдавать позиции перед OTT (OvertheTop – технология доставки видеосигнала от провайдера контента на устройство пользователя по сетям передачи данных, часто без прямого контакта с оператором связи). Однако сотовые операторы по-прежнему владеют сетью и последней критической милей, в отличие от тех же Google или Amazon, и сегодня, по мнению экспертов, сотовые операторы должны сделать ставку на эту последнюю милю и создание инфраструктуры.
Одним из существенных преимуществ сотовых операторов являются и массивные клиентские базы, возможность и умение работать с Big data, что позволяет создавать эффективные партнерские системы, во главе угла которых стоит клиент.
Неизбежная трансформация телекоммуникационных компаний обязательно приведет к тому, что они будут генерировать доход не за счет стоимости базовых услуг, а за счет возможностей обеспечивать максимальный доступ в сеть.
Главная и исключительно важная задача для сотовых операторов в ближайшем будущем – стать эффективным звеном в цепочке создания выгоды для пользователя инновационными услугами и стать настоящей smart pipe (умной трубкой).
Шарип Алниязов, PR-специалист