Почему отраслевые решения по биометрической идентификации не дают полного эффекта для экономики и ее цифровой трансформации и что необходимо для ее развития в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал эксперт по цифровым технологиям, заместитель генерального директора ТОО «Айту Платежные Решения» Аскар Жамбакин.
На последнем совещании по реализации госпрограммы «Цифровой Казахстан» Касым-Жомарт Токаев отметил, что цифровизация является делом государственной важности. В этой связи президент напомнил о необходимости создания единой системы мониторинга, объединяющей все госорганы. При этом он подчеркнул, что поставленная перед министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности цель по внедрению передовых и современных технологий все еще не достигнута. По его мнению, в этой работе не хватает согласованности и скоординированности.
- Аскар, в последние месяцы на рынке очень активно обсуждается тема удаленной биометрической идентификации. В чем заключается ее экономическая ценность? На ваш взгляд, почему важно развивать это направление?
- Если сегодня нашу личность подтверждают главным образом удостоверение личности или паспорт, то в цифровом пространстве мы также нуждаемся в механизме, которому бы доверяли государственные органы, финансовые институты, организации сферы здравоохранения, образования и т.д. В этом плане биометрические механизмы являются наиболее удобными для граждан – они позволяют не носить с собой вышеупомянутые документы и не запоминать пароли.
Конечно, важно обеспечивать безопасность использования биометрических данных и правильно выстраивать эти процессы. Таким образом, чтобы система идентификации «работала» напрямую с клиентом без промежуточных систем.
Что касается экономической ценности, безусловно, биометрическая (цифровая) идентификация обеспечивает более широкий доступ населения к товарам и услугам, помогает снизить уровень мошенничества, способствует повышению эффективности и простоте использования. Эффект от ее внедрения, согласно отчетам международной консалтинговой компании McKinsey &Company, может достигать от 3 до 13% ВВП. Кроме того, она ведет к росту производительности труда, в связи с тем, что людям не нужно будет тратить время и расходы на сбор и получение различных справок, выписок и т.д., то есть сократится непродуктивное для экономики времяпровождение.
- Как и когда биометрия пришла в Казахстан? В каких отраслях стали возможны новые цифровые услуги или продукты?
- На самом деле эта тема начала обсуждаться еще в 2015-2016 годах, изначально в финансовом секторе, когда стали развиваться финтех-проекты – от платежных компаний до инструментов аналитики транзакций клиентов и другие. Например, законодательством в 2016 году было регламентировано, что клиент БВУ имеет право на то, чтобы его данные в разных банках могли обрабатываться с помощью финансовых технологий.
Между тем остро встал вопрос, каким образом удаленно провести идентификацию гражданина – то есть банк может пользоваться только своей «собственной» идентификацией или же должен поверить независимой, в данном случае государственной идентификации.
Как только будет разработан механизм, которому повсеместно будут доверять, то станут возможны новые цифровые продукты во всех отраслях.
Кроме того, я считаю важным фиксировать согласие гражданина на получение и обработку его данных третьей стороной и при этом отработать схему того, как это будет происходить: потребуется согласие пользователя только на одну операцию или для одной организации, либо на постоянной основе для конкретного вида операций и т.д.
Государственные услуги также планируется выводить в конкурентный сектор, например, услуги, связанные с недвижимостью, сделать доступными на соответствующих интернет-ресурсах и т.д. Так как это опять касается персональных данных, то важным остается механизм контроля, который бы подтверждал, на самом ли деле конкретный гражданин пытается получить ту или иную услугу.
- Какие преимущества показала биометрическая идентификация при режиме ЧП в Казахстане и какие сложности она выявила?
- Да, действительно, мы наблюдали, как в прямом смысле произошел бум использования гражданами Казахстана цифровых сервисов. Практически все сферы начали предоставлять услуги онлайн. Стало возможным оказывать дистанционно государственные услуги, например, выпускать ЭЦП, открывать банковские счета, удаленно регистрироваться на ЕНТ и многое другое.
Интересно будет взглянуть на статистику после окончания карантина для сравнения показателей роста.
Выше я упомянул только текущие процессы, где нужно было перевести в онлайн идентификацию граждан. Но если создать полноценную инфраструктуру по примеру Индии, Сингапура, Нидерландов, биометрия однозначно может оказать существенный мультипликативный эффект для экономики. Это в свою очередь послужит поводом для появления новых бизнес-моделей и продуктов.
Однако многое зависит от нормативной базы. Если в финансовом секторе и сфере госуслуг использование биометрических технологий уже законодательно закреплено, то в других отраслях пока нет, например, в той же медицине.
Давайте представим, что начиная с подросткового периода, вы состояли на учете в разных поликлиниках, позже посещали медкомиссию в военкомате и теперь получаете медицинские услуги по страховой карте. Тут встает вопрос: как лечащий врач может получить сводную информацию о вашем здоровье? Даже если базы будут интегрированы, только сам пациент имеет право передавать сведения о себе третьим сторонам, то есть делиться своей историей болезни. Эти данные – личные, к которым должен применяться надежный механизм по идентификации.
Поэтому необходимо приходить к единому механизму в применении и одновременно открывать биометрию в новых сферах.Тогда будет положена основа цифровой трансформации в нашей стране.
- В таком случае, давайте вернемся к международному опыту. Говоря о полноценной инфраструктуре, вы привели в качестве примера Индию, Сингапур, Нидерланды. С последними двумя странами понятно, но ведь Индия не настолько развитое государство. Какого прогресса удалось достичь этой стране в области цифровизации?
- Индия могла быть примером самого масштабного проекта. Начиная с 2009 года 1,3 млрд граждан этой страны могут получать услуги в разных сферах, проводить платежи по своим биометрическим параметрам. Кроме того, у них активное развитие получили финтех и хакатоны.
Позже поняв, какие возможности перед ними открываются, индийцы разработали стратегию India Stack, в которой представили биометрию как основополагающую инфраструктуру.
Таким образом, они сначала исключили необходимость личного присутствия, потом охватили такие финансовые продукты, как получение пособий онлайн, дистанционное открытие счетов и т.д.
В настоящее время в Индии создается «цифровая папка» гражданина, то есть пакет личных данных, которым пользователь управляет сам и имеет возможность предоставить их с помощью биометрической идентификации в другие государственные органы или частные организации.
- Как вы считаете, что мешает Казахстану полноценно развиваться в этом направлении? Каким образом мы сможем добиться определенных результатов?
- Скажу, что направление уже задано, различные проекты находятся в пилотном режиме, нормативная база для использования технологий в принципе имеется.
В течение 1-2 лет, я думаю, мы перейдем от идентификации к созданию персонального «цифрового досье», отказавшись от бумажных документов.
Однако проблема заключается в том, что под давлением некоторых игроков рынка могут возникнуть отраслевые решения, удобные только для той или иной стороны, или полумеры, например, авторизация по SMS, что само по себе не является надежным инструментом.
Поэтому, как я уже говорил, необходим единообразный подход и четко закрепленный механизм, который будет служить фундаментом для разных продуктов, обеспечивать достоверность и посредством которого можно будет управлять данными.
Только так можно предотвратить создание закрытых экосистем, перегибы с тем, что персональные данные сконцентрированы у одного крупного игрока. И самое главное, чтобы каждый пользователь мог понимать, сколько данных по нему уже собрано, какими он хочет поделиться и с кем.
Пока этого не произошло, отраслевые решения по идентификации не дадут полного эффекта для экономики и ее цифровой трансформации.
Тем не менее, я надеюсь, что вышеназванные препятствия будут все-таки преодолены, а фокус на создание полноценной инфраструктуры сохранится. В результате мы увидим центр идентификации, который даст толчок развитию цифровой экономики Казахстана.