На прошедшей неделе криптовалютный рынок охватила очередная волна падения, которая затронула практически все существующие криптовалюты. Эксперты, не так давно прогнозировавшие долгожданный восходящий тренд, который должен был увести цену на Bitcoin (BTC) к отметке $10 000, судорожно пытаются понять причину падения. Вот только на данном этапе развития крипторынка поведение криптовалют зачастую полностью противоречит законам логики и практически не поддается анализу.
Многим людям понятно, что криптовалюты способны изменить наше представление о ценности и то, как мы представляем деньги. Какая из более 2000 существующих криптовалют станет стандартом de facto в мире, еще неизвестно. Это может оказаться как «старичок» Bitcoin, так и относительно молодые Ethereum (ETH), Stellar (XLM) или Ripple (XRP). А может этим стандартом станет Dogecoin (DOGE), изначально пародийная, но ставшая самой что ни на есть настоящей криптовалютой? Стоит заметить, что практически никто в 1997 году, когда появлялись одна за другой очень амбициозные интернет-корпорации, не мог подумать, что интернет-магазин бумажных книг перевернет представление об интернет-покупках и станет второй в истории компанией, чья рыночная капитализация превысила $1 трлн.
Сегодняшнее состояние криптовалютного рынка как нельзя лучше отражает мечущееся сознание среднестатистического криптоинвестора-любителя: боязнь упустить свой «Амазон в 1997» зачастую заставляет вкладывать деньги в «реальные проекты» с хорошим маркетингом, а одновременно боязнь потерять свои деньги из-за того, что вложился в «пустышку», которая канет в небытие через год, заставляет судорожно продавать при любых колебаниях рынка. Остается надеяться, что со взрослением инвесторов и рынка придут стабильность и прогнозируемость. А с тем фактом, что среди криптовалют есть или появится та, которая изменит способ взаимодействия человечества с деньгами, согласны очень многие.
Общая капитализация криптовалютного рынка за прошедшую неделю понесла существенные потери. Падение составило около 20%. На конец периода она опустилась до отметки $191,1 млрд.
Капитализация рынка криптовалют | 5 сентября 2018 | 12 сентября 2018 | Изменение в % |
| $7368 | $6292 | -14,6% |
$286 | $185 | -35,31% | |
$0,334 | $0,258 | -22,75% | |
Общая капитализация рынка | $239,4 млрд | $191,3 млрд | -20% |
1. Bitcoin. «Цифровое золото» за прошедшую неделю потеряло в цене 14,6%. Падение с отметки $7365, на которой BTC начал неделю, до отметки $6400 произошло днем с 5 на 6 сентября. После этого цена «первой криптовалюты» колебалась в диапазоне $6550−6250. На среду, 12 сентября, цена Bitcoin составила $6292, а доля в рыночной капитализации крипторынка увеличилась до 56,8%.
2. Ethereum. «Эфир» продолжает существенно терять стоимость. На утро 12 сентября цена на «цифровую нефть» закрепилась на отметке $185, за неделю ETH потерял 35%. Основное негативное влияние на стоимость «эфира» могут оказывать различного рода ICO-проекты, которые производили сбор средств в токенах Ethereum и теперь конвертируют их в фиатные валюты на фоне падающего рынка. Если эта тенденция выхода в фиат будет продолжаться, вполне вероятно, что ETH может обновить минимум. Не очень оптимистичными выглядят слова создателя «эфира» Виталика Бутерина, прозвучавшие в интервью Bloomberg. В частности, он заявил, что взрывной тысячекратный рост рынка, имевший место в конце 2017 года, больше не повторится. Бутерин полагает, что динамика роста на первых порах существования рынка была обусловлена в первую очередь маркетингом и вирусным распространением информации о новой технологии. В настоящий же момент, по его мнению, практически каждый образованный человек осведомлен о блокчейне и криптовалютах, поэтому новых взрывных ростов в обозримом будущем не случится. При этом создатель Ethereum призвал криптосообщество сместить акцент с количественного фактора на качественный путем вовлечения криптоэнтузиастов в реальную экономическую деятельность, построенную на технологии блокчейн.
3. Ripple. Ripple не остался в стороне от движений криптовалютного рынка и послушно следует за ним вниз. Третья по величине криптовалюта потеряла в стоимости 22% и на среду, 12 сентября, торговалась по цене $0,286 за 1 XRP.
Ripple Lab продолжает одерживать юридические победы. На прошлой неделе компании удалось добиться объединения двух исков в одно комплексное разбирательство, а на этой неделе Ripple Lab и консорциум R3 предпочли мирное урегулирование судебному процессу. R3 обратился в суд с требованием обязать Ripple Labs соблюсти условие контракта в сентябре 2017 года. На основании контракта R3 имел право выкупить 5 млрд XRP по фиксированной цене $0,0085. Реализовать свое право консорциум мог в любое время до конца 2019 года. Стороны объявили, что все детали мирового соглашения будут носить строго конфиденциальный характер и не подлежат обнародованию.
Глава Ripple Брэд Гарлингхаус в подкасте Stanford Legal обрисовал свое видение будущего криптовалют. Он считает, что криптовалюты не заменят в ближайшем будущем фиатные деньги, однако он видит их применение в трансграничных платежах. «Я не считаю, что мы будем расплачиваться за кофе в Starbucks с помощью BTC или XRP в обозримом будущем. Я считаю, что нам нужно задать себе вопрос: какую проблему это решает? Вы говорили о том, чтобы оплачивать счета и как это делать, но я думаю, что и фиатная валюта, такая как доллар США, прекрасно справляется с этой задачей, и нам надо быть уверенными, что криптовалюта будет работать в этой сфере еще лучше перед разговорами о замене», — заявил руководитель Ripple. Кроме трансграничных платежей, по мнению Брэда Гарлингхауса, криптовалюты отлично проявляют себя как средство сохранения стоимости, особенно в рамках слабых экономик. «В мире существуют экономики, в которых фиатная валюта очень слаба и подвержена существенной инфляции. Если бы я жил в подобном государстве с гиперинфляцией, хранил бы я свои накопления в местной фиатной валюте или в цифровых активах? Большое количество людей в таких случаях берут свои доллары или песо, или еще что-то, конвертируют в криптовалюты и говорят: «Я предпочту держать их в таком виде, это лучший актив для хранения», — заявил Брэд Гарлингхаус.