От пробок к полётам: Алматы переходит в новое измерение мобильности
Как будет налажено сотрудничество с американской компанией Joby Aviation
Автор: Адильгерей Намазбаев, EA Global Capital
Представьте себе утро в Алматы через несколько лет. Город только просыпается, машины постепенно заполняют улицы, а над проспектами почти бесшумно пролетает небольшое белоснежное аэротакси. В нём несколько пассажиров по пути из центра города в новый инновационный район, город будущего Алатау. Нет, это не сцена из фантастического фильма, а потенциальная картина реальности, к которой Казахстан, неожиданно для многих, сделал большой шаг навстречу.
В начале ноября стало известно, что Министерство искусственного интеллекта и цифрового развития РК (да, в Казахстане есть и такое, что само по себе свидетельствует о смелых взглядах в будущее) подписало меморандум с Joby Aviation о сотрудничестве. Соглашение предусматривает покупку партии электрических аэротакси на сумму около 300 миллионов долларов для запуска первого в стране сервиса городских воздушных перевозок. Это не просто разовая покупка, а комплексное партнёрство.
Прежде всего, американская компания обязуется поставить сами летательные аппараты и помочь развернуть всю экосистему: от программного обеспечения до обучения пилотов и техников, чтобы в Казахстане появилось полноценное воздушное такси "под ключ". Кроме того, министерство и другие госорганы берут на себя создание условий: нужно разработать правила и стандарты для полётов аэротакси, обучить диспетчеров, возможно, внести изменения в авиационное законодательство. Проще говоря, предстоит работа не только инженеров, но и юристов и бюрократов, чтобы небеса городов открылись для нового вида транспорта.
Подробнее про технологию и Joby Aviation
По сути, аэротакси - это небольшой электрический летательный аппарат, который способен вертикально взлетать и садиться. Такой аппарат в мире называют eVTOL (сокращение от "electric vertical take off and landing"), и он напоминает гибрид вертолёта и дрона: несколько пропеллеров поднимают его в воздух без разбега, затем аппарату достаточно наклонить винты вперёд, чтобы мчаться над землёй. Работает он на электрической тяге, соответственно не загрязняет воздух. Кроме того, работает гораздо тише обычного вертолёта: его ровное жужжание на фоне городского шума почти незаметно.
Такие аппараты способны взять на борт до четырёх человек помимо пилота и пролететь без подзарядки порядка от 150 до 200 километров на скорости до 300 км/ч. Для города это более чем достаточно: с такой скоростью можно, скажем, из одного конца Алматы доехать до другого за считаные минуты, минуя все пробки. Недаром такие аппараты уже прозвали "летящим такси".
Главным героем этой технологической истории выступает американская компания Joby Aviation, пионер и один из лидеров отрасли аэротакси. Основанная в Калифорнии чуть более десяти лет назад, Joby собрала под своим крылом лучших инженеров авиации и внушительные инвестиции от гигантов вроде Toyota. Ещё несколько лет назад идея летающих такси казалась смелой авантюрой, но Joby шаг за шагом превратила её в конкретные машины из углепластика и алюминия.
Прототипы аэротакси Joby уже налетали десятки тысяч километров в небе Калифорнии, доказывая надёжность технологии. Их летательный аппарат получил одну из первых в мире сертификаций для электрических аэротакси, а компания первой начала сотрудничать с авиационными регуляторами, прокладывая путь для нового транспорта. Именно Joby Aviation привлекла внимание всего мира, когда продемонстрировала публичные полёты: её белый пятиместный аппарат с изящными вращающимися пропеллерами взлетал вертикально, плавно переходил в горизонтальный полёт и садился на пятачке размером с парковочное место.
Инженерная дерзость превратилась в реальный продукт: не случайно даже Uber, крупнейший сервис такси, решил сотрудничать с Joby, инвестировав в её развитие. Сегодня Joby воспринимается как первопроходец аэротакси. У неё есть и рабочая машина, и опыт испытаний, и поддержка крупных партнеров, и планы запустить коммерческие перевозки уже в ближайшие годы.
В чем суть сотрудничества с Казахстаном
Помимо непосредственной поставки летательных аппаратов, особый акцент сделан на инфраструктуре: будет построена сеть специальных посадочных площадок, так называемых вертипортов (своего рода небольших городских аэродромов) для аэротакси. Их планируют интегрировать прямо в ткань новых районов: например, на крышах торговых центров, вблизи деловых кварталов или аэропортов, чтобы пересаживаться из самолёта сразу на аэротакси. Наконец, уникальная часть соглашения заключается в сотрудничестве по цепочке поставок.
Joby договорилась изучить возможность закупать казахстанский титан и редкоземельные элементы для своих заводов. Таким образом, Казахстан выступает не только покупателем, но и потенциальным поставщиком и соучастником глобального проекта. В сделке участвует также местный бизнес: создана компания Alatau Advance Air Group, которая займётся интеграцией аэротакси в Казахстане, а одним из инвесторов проекта стал известный предприниматель Вячеслав Ким, глава совета директоров Kaspi.kz. Это свидетельствует о серьёзности намерений. В проект вовлечены и государство, и частный капитал.
Как аэротакси развивается в мире и причём здесь Казахстан
Концепция аэротакси захватила воображение многих стран и компаний, и Joby Aviation благодаря своему опыту стала желанным партнёром по всему миру. В США NASA и ВВС сотрудничают с Joby, испытывая её аппараты и готовя почву для будущего городского воздушного движения. В Японии авиагигант ANA Holdings и автомобильный концерн Toyota объединились с Joby, чтобы на выставке Expo 2025 в Осаке показать публике первые демонстрационные полёты аэротакси и затем развернуть службу воздушных перевозок в Токио и других мегаполисах.
Южная Корея не хочет отставать: телекоммуникационная компания SK Telecom вложила $100 млн в Joby, чтобы совместно с ней участвовать в национальной программе по запуску воздушного такси к 2026 году в Сеуле и других городах. Ближний Восток тоже стремится первым внедрять новые технологии: в Объединённых Арабских Эмиратах в 2025 году один из эмиратов подписал соглашение с Joby о запуске пассажирского аэротакси к 2027 году, планируя связать воздушным коридором курортные зоны с Дубаем.
Саудовская Аравия, славящаяся амбициозными проектами, также заключила соглашение с Joby о намерениях развивать у себя этот вид транспорта в рамках модернизации транспорта и строительства умных городов. Таким образом, география партнёрств Joby охватывает Америку, Азию и Ближний Восток, где правительства и бизнес готовы инвестировать в новый вид мобильности.
Казалось бы, причём здесь Казахстан? Однако именно Казахстан неожиданно для многих вырвался в авангард этой тенденции. Страна, известная своими широкими степями и богатыми недрами, решила вложиться в небеса будущего. Причин несколько. Прежде всего, Казахстан уже не раз демонстрировал стремление быть технологическим лидером в регионе: достаточно вспомнить запуск собственных спутников, развитие центра «Астана Хаб» для стартапов в сфере IT или проведение международной выставки Expo 2017, «Энергия будущего».
Летающее такси логично продолжает этот курс на инновации. Кроме того, у Казахстана есть козыри: для производства современных аэротакси требуются материалы, которыми богаты казахстанские недра, например, титан для корпусов или редкоземельные металлы для электромоторов. Вместо того чтобы просто покупать готовую технологию, страна может участвовать в её создании, поставляя критически важное сырьё и интегрируясь в глобальную производственную цепочку.
Наконец, Казахстан обладает огромной территорией и растущими городами, где новые транспортные решения действительно востребованы. Миллионный Алматы известен пробками на улицах, а рядом строится принципиально новый город Алатау, который задумали как витрину передовых технологий. Всё это делает Казахстан естественным кандидатом испытать аэротакси на практике. И когда представилась возможность, правительство не упустило шанс стать одним из первопроходцев.
Внедрение аэротакси сулит Казахстану сразу несколько выгод, причём как прикладных, так и имиджевых. Прежде всего это шаг к современной транспортной системе. Появление воздушного такси может частично разгрузить дороги в крупных городах и предоставить людям принципиально новый способ перемещения. Представьте, что добраться из центра Алматы в пригород или в аэропорт можно будет не за час по загруженному шоссе, а минут за десять прямиком по воздуху. Особенно ощутят эффект деловые путешественники и туристы: первые сэкономят драгоценное время, вторые получат зрелищный опыт перемещения над красивыми пейзажами Алматы, окружённого горами.
Новый вид транспорта стимулирует и развитие самих городов. Алатау изначально спроектирован как "умный" город. Все улицы, здания и коммуникации там возводятся с учётом новейших технологий. Воздушное такси вписывается в эту концепцию, делая Алатау привлекательной площадкой для высокотехнологичных компаний, стартапов, экспериментов с городским пространством. Если проект выгорит, Алатау сможет претендовать на статус своеобразной "лаборатории" будущего урбанистики в Центральной Азии.
Косвенно это повлияет и на кадровый потенциал: появится запрос на местных специалистов: пилотов новых летательных аппаратов, инженеров по их обслуживанию, специалистов в области информационных технологий для управления воздушным движением. Университеты и технопарки получат стимул развивать программы в области беспилотной авиации, электроники, новых материалов.
Экономический эффект тоже многогранен. Развитие местной инфраструктуры (строительство вертипортов, сервисных центров) принесёт инвестиции и создаст новые рабочие места. Кроме того, если Казахстан действительно станет поставщиком материалов или площадкой для сборки частей аэротакси, это откроет местным предприятиям выход на новый глобальный рынок. В условиях, когда мир постепенно уходит от нефти в сторону электрических технологий, участие в цепочке создания электрических летательных аппаратов выглядит дальновидной стратегией.
Наконец, успех проекта поднимет международный имидж страны. Казахстан покажет себя не просто потребителем чужих технологий, а партнером, готовым к смелым инновациям. В глазах инвесторов и технологических компаний республика предстанет модернизирующейся экономикой, где можно реализовывать передовые идеи и не бояться, что они увязнут в бюрократии или отсутствующей инфраструктуре.
Наконец, нельзя недооценивать и символический капитал. Когда одни страны ещё только присматриваются к идее летающих автомобилей, Казахстан уже строит площадки для их приземления. Это формирует образ державы, устремлённой в будущее. В сознании мировой публики Казахстан всё чаще будет ассоциироваться не только с природными ресурсами и космодромом Байконур, но и с ультрасовременным транспортом. Такой пиар на глобальной арене дорогого стоит: это и туристический интерес, и дополнительный аргумент в пользу того, чтобы вести бизнес именно здесь.
Кроме того, аэротакси стимулирует развитие смежных инноваций. Чтобы оно работало массово, нужны умные системы управления воздушным движением, безопасные батареи большой ёмкости, компактные электромоторы. Все эти технологии затем найдут применение и в других сферах, например в беспилотном транспорте и в возобновляемой энергетике. Так что запуск аэротакси можно сравнить с брошенным в воду камешком: круги инноваций разойдутся очень широко.
Для людей же в повседневной жизни появление аэротакси может стать таким же привычным прорывом, каким стало, скажем, появление смартфонов или интернета. Сначала в новинку и доступно немногим, но постепенно становится дешевле, массовее и удобнее. Может быть, уже наши современники в Казахстане застанут момент, когда вызвать воздушное такси будет делом столь же обыденным, как вызвать обычное такси через приложение в телефоне. Да, поначалу полёт на аэротакси наверняка будет дороговат и экзотичен, но с ростом конкуренции и развитием технологий цена снизится. Помните, ещё недавно мобильная связь или авиаперелёты считались роскошью, а теперь стали повседневностью? То же может случиться и с городскими перелётами.
Особенно актуально это для таких городов, как Алматы, которые географически ограничены: город зажат между горами и равниной, расширять дороги сложно, а население растёт. Воздушный транспорт снимает эти ограничения. К тому же он экологичен, то есть не создаёт ни выхлопов, ни сильного шума, значит, городское пространство станет комфортнее. И не стоит забывать про вопросы безопасности: современные аэротакси напичканы датчиками и автоматикой, которые сводят к минимуму шанс аварии, а в случае неполадок аппарат способен планирующим полётом безопасно приземлиться.
Конечно, впереди ещё много работы. Надо и нормативы продумать, и убедить общество, что летать над городом так же безопасно, как ездить по земле. Но прогресс не остановить. Ещё недавно электромобили вызывали скепсис, а теперь беззвучно ездят по улицам. Так и электрические летательные аппараты уже не фантастика, а дело ближайшего будущего. Для Казахстана участие в этом процессе даёт шанс вписать своё имя в историю высоких технологий. Возможно, очень скоро утреннее небо над Алатау и Алматы украсит первая эскадрилья аэротакси, и тогда страна подтвердит свой статус динамично развивающейся, смелой и устремлённой вперёд.
