В Казахстане 125 школ не подключены к интернету
Большинство СОШ имеет доступ к всемирной сети через волоконно-оптическую связь
В Казахстане 125 школ на сегодня не подключены к интернету. Об этом сегодня в ходе заседания правительства сообщил министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Жаслан Мадиев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«В Казахстане 8 042 школы, из них 7 917 уже подключены к интернету, из них через волоконно-оптическую связь – 4 663 школы, по другим технологиям – 3 254 школы (радиорелейная связь – 1 093 школы; Starlink – 1 657 школ; ADSL - 263 школы; LTE-модемы – 144 школы, спутниковые технологии – 97 школ)», - отметил он.
При этом из 3 254 школ до 450 школ возможно подключение через ВОЛС при строительстве «последней мили», так как волоконно-оптическая линия связи доведена до населенного пункта.
«В данном случае просим поручить местным исполнительным органам самостоятельно или с привлечением операторов связи довести ВОЛС до указанных школ», - обратился Жаслан Мадиев к премьер-министру.
В 2018–2020 годы 1 342 школы получили оптику через проект ГЧП 1.0; в 2024 году 1 657 школ подключены по технологии Starlink; в 2025 году 311 школ переключены на оптику силами операторов.
«Также в рамках Соглашения об инвестициях между министерством и Казахтелекомом в 2025–2026 гг. за счет партнера будет доведен ВОЛС до 2 010 школ. В 2025 году 819 школ; в 2026 году 1 191 школа. По итогам реализации это позволит обеспечить быстрый интернет во всех школах», - уточнил он.
Для обеспечения адресности и прозрачности государственных мер поддержки в пилотном режиме был внедрен проект «Социальный кошелек».
«Первый проект в его рамках – бесплатное и льготное питание школьников. Из 6 943 государственных школ среднего образования на текущий момент 2 369 полностью оборудованы современными аппаратно- программными комплексами (АПК). В 3 950 школах, с учетом проектной мощности, внедрён «Бизнес-кошелек» - специальное приложение для обеспечения учета и контроля фактического доведения горячего питания школьникам», - пояснил министр.
Через сервис «Социальный кошелек» в eGov Mobile родители могут в реальном времени проверять, получил ли ребенок горячее питание, видеть меню и оставлять отзывы.
«В будущем мы расширим «Социальный кошелек» на услуги дошкольного, среднего, дополнительного образования; путевки в лагеря; места в общежитиях и другие меры государственной поддержки. В этой связи местным исполнительным органам необходимо завершить оснащение школ до начала учебного года», - отметил глава МЦРИАП.
Министерство запускает инициативу по внедрению искусственного интеллекта в школьную программу совместно с MIT (Massachusetts Institute of technology).
Проект реализуется в два этапа: первый этап – это внедрение ИИ на уроках цифровой грамотности для 1–4 классов. Используется бесплатный контент Day of AI – интерактивные уроки по 30–60 минут с методичками для учителей и материалами для учеников. Контент будет доступен на казахском и русском языках.
«Следующий шаг – масштабирование программы на 1–12 классы. Это обеспечивает полное покрытие школьников – от начального до продвинутого уровня владения ИИ. Данная программа требует более тщательной адаптации, поэтому будет запущена вторым этапом. Рекомендуем министерству просвещения обеспечить внедрение Day of AI в школьное образование в виде обязательной образовательной программы», - подчеркнул Жаслан Мадиев.
«В мае министерство цифрового развития совместно с министерством просвещения и Федерацией спортивного программирования организовали первую Республиканскую олимпиаду по ИИ (AI Olymp) для школьников 9–12 классов, где участвовали 683 школьника из всех регионов. Лидерами определены города Алматы, Астана, а также Акмолинская и Туркестанская области. По итогам финала отобраны 12 сильнейших школьников на учебно-тренировочные сборы», - добавил он.
Сформирована национальная сборная из двух команд по четыре человека в каждой, которая представила Казахстан на международной олимпиаде по ИИ в Пекине.
«По результатам международной олимпиады в Пекине наша команда завоевала 3 золотые, 1 серебряную и 3 бронзовые медали, а также получила 1 похвальную грамоту. В неофициальном медальном зачете Казахстан разделил второе место по числу золотых медалей с Польшей, Индией и Вьетнамом», - отметил министр.
Для долгосрочного устойчивого развития этой отрасли открываются Центры креативных технологий TUMO в Астане и Алматы.
«Обучение бесплатное, без экзаменов и отборов по 11 направлениям: программирование, робототехника, генеративный ИИ, графический и веб-дизайн, анимация, 3D-моделирование, музыка и другие. Аналогичные центры уже работают в Париже, Берлине, Лиссабоне и Цюрихе. Планируем ежегодно обучать более 10 000 школьников в двух городах, формируя у них современные цифровые навыки», - заключил глава МЦРИАП.
Министр просвещения Гани Бейсембаев на заседании кабмина сообщил, что в сентябре в Казахстане откроют 83 новые школы. В настоящий момент, по его словам в Казахстане строят 232 школы на 267 тыс. мест. До конца года будет завершено строительство 111 школ на 140 тыс. мест.
Ведется работа по обновлению 245 школ, в которых обучается 190 тыс. учащихся, из них 145 – сельские, 100 – городские. К 1 сентября в 127 школах планируется завершить работы по реновации, что охватит около 99 тыс. учащихся. Министр подчеркнул, что акиматы несут ответственность за своевременное и качественное проведение этих работ. Сейчас требуется усилить работу в Алматинской, Атырауской областях и области Абай.
Читайте также
В предстоящий учебный год в первый класс пойдет 341 тысяча детей
