USD
522.63₸
-2.030
EUR
548.66₸
-1.550
RUB
5.07₸
-0.020
BRENT
72.98$
+0.090
BTC
101220.00$
-4767.000

Какова роль Product Engineering в разработке цифровых продуктов?

Продакт-инжиниринг – это ответ на растущие требования заказчиков в сфере массовой цифровизации

Share
Share
Share
Tweet
Share
Какова роль Product Engineering в разработке цифровых продуктов?- Kapital.kz

Продуктовый инжиниринг в корне меняет подходы к созданию цифровых сервисов и приложений, фокусируясь не на количестве функций, а на ожиданиях и бизнес-целях клиентов.

Для более полного освещения этой темы я счел нужным взять в соавторы моего коллегу Павла Максимова, лид-менеджера Akhter Studios, имеющего многолетний опыт управления различными командами в сфере разработки ПО. Благодаря его ценным мыслям и комментариям часть очерка об организации спринтов значительно выиграла в плане фактологии.

Шамиль Ахмедов, CPO & Co-Founder Akhter Studios - Kapital.kz

Шамиль Ахмедов, CPO & Co-Founder Akhter Studios

Продакт-инжиниринг vs. software development

В это трудно сейчас поверить, но в истории кодинга (software development) был такой длительный период, когда рядовым программистам приходилось заниматься буквально всем, что касалось создания цифровых продуктов: от системной архитектуры и бизнес-аналитики до разработки дизайна интерфейса. Даже сейчас эта ниша универсалов-многостаночников (full-stack developer) вполне процветает, пусть и в ограниченном объеме.

Но когда производство цифровых продуктов вышло на промышленный уровень, в отрасли возникла потребность в более узкой специализации исполнителей. Рядовые кодеры больше не думали об общих целях проекта, им достаточно было сосредоточиться на решении собственного пула задач.

Но в связи с ускоряющимся трендом цифровизации, затягивающим в свой круговорот все большее число организаций и стартапов, на рынках стали появляться зоны высокой неопределенности. В игру вступает множество компаний, нуждающихся в срочной трансформации своего бизнеса, но не обладающих при этом ясной стратегией перехода «на цифру».

Зачастую в разработке приходится наблюдать следующую картину — клиент не может определиться с выбором приоритетов, выдвигая одно требование за другим. Это неизбежно отражается в скоупе задач, вынуждая разработчиков на ходу менять план выполнения рабочих процессов.

Наиболее адекватное решение на эти вызовы дает продуктовый подход, в котором культивируются общность целей и стремление каждого члена команды к осознанному выполнению своей задачи.

В такой группе программисты не работают изолированно, словно в закрытом отсеке, а активно вовлекаются во все процессы дизайна и маркетинга продукта. И вместо слепого исполнения воли клиента изучают его запросы, а затем компетентно предлагают гипотезы и пути решения проблем. Этот подход называют продакт-инжинирингом, то есть кодингом в составе продуктовой команды, и его описанию я посвящу первую часть статьи.

Казалось бы, продакт-инжиниринг в целом соотносится с понятием software development, ведь он охватывает все основные процессы производства цифровых продуктов. Тем не менее эти понятия не являются синонимичными. Новизна данного подхода состоит в замене привычной проектной иерархии на методологию Agile, которая в корне меняет отношение программиста к сути того, чем он занимается. Об этом расскажет Павел Максимов во второй части статьи.

Роль продуктовых исследований и дизайна в постановке задач

В своей прошлой статье «В чем ценность Product discovery для начинающих бизнесменов», посвященной фазе продакт-дискавери, я подробно рассказывал о важности исследований в продуктовом подходе.

Только с помощью исследований команда разработчиков может получить ответ на ряд жизненно важных вопросов, без решения которых работа над заказом грозит превратиться в бесконечный бег по замкнутому кругу:
- Насколько актуальным будет приложение или сервис на предполагаемом рынке?
- Какими важными свойствами должен обладать продукт, чтобы завоевать внимание?
- Что движет людьми, чего они ожидают от нас?
- Какие качества целевой аудитории могут оказаться полезными для заказчика?

Кроме этих знаний, исследования дают ответ на ряд важных общемаркетинговых вопросов, которыми не следует пренебрегать даже в эпоху цифры:
- Как выстроить финансовую модель — то есть где клиент будет тратить и зарабатывать деньги.
- С помощью чего расписать первичный функционал.
- Для чего нужно знать примерный объем рынка.

Какова роль Product Engineering в разработке цифровых продуктов? 1636423 - Kapital.kz

Весь этот массив запросов обрабатывается продакт-оунером с одной целью — составить и детализировать так называемый БФТ к будущему продукту (Бизнес Функциональные Требования) — основополагающий документ, в котором без углубления в технические спецификации излагается логика работы всей системы или приложения.

В пакет исследований также входит готовая документация и заключение в виде артефактов. Таким образом команда под управлением продакт-оунера заявляет об общем понимании ею поставленных задач, специфики рынка и особенностей целевой аудитории. Этот набор знаний может быть подкреплен презентацией и КП (коммерческое предложение) для отправки в разработку.

После того как БФТ сформулировано, к работе подключается продуктовый дизайнер, который путем анализа и экспериментов воздвигает жизнеспособную концепцию будущего сервиса или программы. Подробней о фазе продакт-дизайна вы можете прочесть в моей статье «Как донести до клиентов важность продакт-дизайна?», где рассказывается об отличиях между продакт-дизайном и UX/UI.

Если коротко, фаза продакт-дизайна активируется в тех случаях, когда в списке функциональных требований, заявленных клиентом, присутствуют значительные пробелы, не позволяющие концептуально описать будущее приложение или сервис, а также каналы его взаимодействия с пользователями.

В отличие от дизайнера интерфейсов, продуктовый дизайнер не столько рисует, сколько занимается проектированием и всесторонним изучением продукта. Он выстраивает непротиворечивый облик или прототип, дающий ясное представление о потенциале проекта, его слабых и сильных сторонах и, конечно, о взаимодействии с целевой аудиторией.

Кроме дизайнера, продакт-менеджер и продакт-оунер часто подключают к работе QA-инженера, чтобы протестировать рабочую модель продукта и выявить скрытые проблемы. В таких случаях присутствие дев-команды (то бишь программистов), хотя бы в точечном формате, тоже бывает очень полезным.

Миссия технической команды

В конечном счете в техзадании должны найти свое отражение все ключевые требования клиента. Особенно важен на этом этапе вклад системного аналитика: он считывает и анализирует спецификации исходных программ, проводит серию интервью с заказчиком. Например, если требуется создать мультиплатформенное приложение, то будет использован стек Flutter, а если клиент хочет ограничиться платформами iOS и MacOS, то подойдет язык программирования Swift.

Пока финализируются БФТ и техзадание, дорабатываются все оставшиеся артефакты, которые необходимы для передачи в фазу инжиниринга, в свои права вступает техническая команда. Ей скоро предстоит запустить ряд важных процедур:
- Создание архитектуры продукта — выбор краеугольных элементов организации всего приложения или сервиса.
- Развертывание так называемой среды разработки (dev) — подключение сервера, на котором программисты будут кодить.
- Заведение необходимых артефактов для кодинга — в программировании термин «артефакты» описывает ключевые рабочие документы.
- Отладка алгоритмов — это workflow всей команды, то есть последовательность действий, обусловленная причинно-следственной связью и логикой программирования.

Ближайшая цель на данном этапе инженерной работы — создать архитектуру программы, которая, подобно каркасу или фундаменту, будет способствовать гладкому процессу написания кода и обслуживания готового ПО. От этого зависит и перспектива развития продукта в будущем: хорошая архитектура позволяет легко тестировать результаты труда инженеров, добавлять новый функционал и интегрировать с другими системами.

Итогом технической работы должны стать элементы для сборки MVP (minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт), обладающего ограниченным функционалом, но вполне пригодного для испытаний, либо уже готовое к запуску ПО.

Этап тестирования

В процессе разработки и в конце каждой итерации проводится серия различных тестов, осуществляемых QA-специалистами. Описание принципов и приемов тестирования вполне может стать темой отдельной статьи, поэтому перечислю лишь основные подходы к проверке труда программистов.

Очевидно, что на выходе каждый образец ПО должен решать одну или несколько основных задач, заложенных в него в начале проектирования. Если вы создаете приложение для получения скидок в фитнес-центрах, то вас в первую очередь должно волновать, как программа справляется с основной задачей. Такой вид тестирования называется функциональным, оно позволяет выявить ЧТО именно в программе работает/не работает.

Но помимо функционала, приложение должно обладать рядом дополнительных качеств типа удобной навигации или дизайна. В таком случае QA-инженеры применяют так называемое нефункциональное тестирование, позволяющее выяснить КАК именно программа работает/не работает.

По итогам тестирования готовится отчет с перечнем доработок и настроек всех модулей.

Работа над релизом

После того, как QA-специалисты завершили тестирование, а кодеры исправили все ошибки, готовое цифровое изделие передается в пользование заказчику. Как и в случае с любым сложным техническим устройством, процесс сдачи/приемки сопровождается целым набором процедур, из которых следует отметить самые главные: подготовка документации и инструкций пользователя, обучение представителей клиента, передача исходников, дизайн-системы, элементов фирменного стиля.

Продуктовая команда стремится не ограничивать возможности своего участия в будущей судьбе продукта, поэтому обязательно предлагает заказчику дополнительную фазу продвижения – product launch. Особенно это важно, если команда обладает значительной экспертизой и опытом запуска ПО, следовательно может создать для клиента целостную стратегию по продвижению и развитию продукта. Данная тема хорошо проработана на практике, поэтому продакт-менеджеры всегда могут предложить заказчику различные подходы типа «Стратегия Go-to-Market», PMF (product/market fit) и мн. др. Этому большому финальному этапу цифрового производства я планирую посвятить отдельный материал, благо там есть о чем рассказать.

Принципы управления в продакт-инжиниринге

В своем рассказе об управленческом аспекте продакт-инжиниринга я буду опираться на опыт нашей компании Akhter Studios, поэтому следует учитывать, что указанные сведения привязаны к особенностям моей команды и могут отличаться от стиля работы в других продуктовых компаниях.

Павел Максимов, CPMO (Chief Project Management Officer) Akhter Studios - Kapital.kz

Павел Максимов, CPMO (Chief Project Management Officer) Akhter Studios

Для начала скажу пару слов о так называемых циклах разработки ПО. Как понятно из названия, жизненный цикл означает некий период времени от запуска до завершения проекта. Последовательность событий внутри цикла состоит из следующих этапов: дизайн проектапрограммированиетестирование → готовность проекта.

Такая идеальная схема событий называется predictive life cycle, то есть прогнозируемый жизненный цикл.

Конечно, на практике в эту стройную картину неизбежно приходится вносить коррективы, исходящие, во-первых, от самого клиента, а во-вторых, от участников: тестировщиков, менеджеров, дизайнеров, аналитиков. Реакция команды на эти изменения и определяет характер избранного исполнителем стиля управления проектом.

Наша продуктовая компания работает по методологии Agile, следовательно, проповедует определенные ценности, присущие «гибким» методам управления: сотрудничество с заказчиком и стремление выдавать качественные решения на каждом шаге производства.

Какова роль Product Engineering в разработке цифровых продуктов? 1636450 - Kapital.kz

В соответствии с этим мы действуем по инкрементальной схеме (incremental life cycle). Особенность данного подхода заключается в том, что программисты сдают клиенту работу отдельными завершенными фрагментами, практически готовыми к использованию. Каждая такая единица нашего труда называется инкрементом.

В качестве основной техники мы используем Scrum, что подразумевает работу спринтами — хронологически равными итерациями по 1-2 недели. Учитывая, что продакт-инжиниринг относится к фазе глубокой разработки, к началу инженерных работ все артефакты должны быть качественно прописаны: созданы «эпики» (крупные этапы работы) и «сторики» (небольшие задания в составе эпиков). Необходимо убедиться, что задачи как следует «прогрумлены», то есть бэклог продукта изучен и проработан всеми заинтересованными участниками, а текущий спринт спланирован полностью.

В конце каждого спринта мы стараемся предоставить клиенту очередной инкремент, причем в таком виде, чтобы его можно было либо сразу запустить в работу, либо протестировать и изучить на предмет дальнейшего использования в бизнесе. Все это происходит, конечно, под неусыпным оком продакт-оунера, который продолжает сопровождать готовый модуль после релиза. Он заносит в бэклог обнаруженные «баги» (ошибки), изучает реакцию и действия пользователей (customer journey), одним словом, готовит участников к следующей итерации. 

Со временем все продуктовые команды оттачивают собственный стиль производства, выпуская улучшенные версии рабочего фреймворка. Например, в нашей компании вышла уже 9-я редакция нашего workflow. Каждая такая версия строится на основе обратной связи от клиентами и проектными группами, и, соответственно, с каждой версией команда растет и масштабируется.

Надеюсь, наше совместное описание фазы продакт-инжиниринга окажется полезным для тех молодых бизнесменов, кто желает попробовать себя в IT-бизнесе и уже задумывается о формировании своей первой команды. Как неоднократно говорилось на самых разных медийных площадках, многие проекты часто стагнируют или даже закрываются, столкнувшись с критической нехваткой инженерной экспертизы. В таком случае хочется пожелать нашим читателям главного – обращать внимание на технический опыт управленцев, которым вы хотите доверить свой бизнес.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.