По данным Astana Hub, с начала 2022 года 10 компаний из Украины, Беларуси, России, Китая и Кипра стали участниками международного технопарка IT-стартапов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz. Среди них сервис медицинских онлайн-консультаций, разработка конкурентоспособного заказного программного обеспечения на экспорт и специализированных информационных систем под заказ, платформа по созданию креативных публикаций для соцсетей с использованием нейросети и другие.
Между тем за последние три года на площадку Astana Hub зашли 73 иностранные компании, в том числе из Сингапура, Грузии, США, Южной Кореи, Турции, Японии, Кыргызстана и Чехии, помимо выше перечисленных стран.
Как отметили в Astana Hub, в первую очередь зарубежных IT-бизнесменов здесь привлекают налоговые преференции, в частности льготы по 13 видам налогов и дивидендов: корпоративный подоходный налог, индивидуальный подоходный налог, налог на добавленную стоимость, социальный налог на нерезидентов и др. Во-вторых, это упрощенная процедура получения визы для нерезидентов и членов их семей; неограниченное количество привлекаемых иностранных работников; получение рабочей визы категории С3 сроком до 5 лет вместо 3.
Кроме того, в рамках программы Seed Money IT-компании на разных стадиях могут претендовать на финансовую поддержку Astana Hub в размере от 5 тыс. долларов и выше, рассказали в технопарке.
Например, белорусская компания SipSim в прошлом году стала одним из финалистов программы финансирования стартапов Seed Money и получила 47 тыс. долларов для развития своего проекта. Данный стартап представляет собой систему офисной телефонии в обычной SIM-карте: запись звонков, виртуальная АТС, интеграция с CRM-системой, и при этом не требуется дополнительного оборудования или высокоскоростного интернета.
Заместитель директора SipSim по новым рынкам Анна Огородникова считает, что условия в Казахстане лояльны к стартапам и стимулируют компании развиваться.
Мало кто знает, но участником технопарка является и сервис доставки Glovo, корни которого берут свое начало в Испании. В Казахстане Glovo дебютировал в 2019 году. На сегодняшний день приложение скачали уже более 2,5 млн казахстанцев, к платформе подключились свыше 7 тыс. курьеров, средний заработок которых составляет от 246 до 334 тыс. тенге в месяц. По словам генерального менеджера Glovo в Казахстане Карима Богуспаева, последние события особенно ярко показали лояльность населения к таким проектам.
В Astana Hub также привели примеры, когда казахстанские стартапы нашли отклик за рубежом. Один из них - компания 1Fit. Этот сервис представляет единый фитнес-абонемент, позволяющий заниматься различными видами спорта в разных залах. Суммарно только за прошлый год стартап заработал около 2 млрд тенге, выручка составила порядка 75%, команда выросла с 20 до 100 сотрудников, а количество пользователей достигло 25 тыс. человек. Осенью 2021 года 1Fit закрыл инвестиционную сделку с фондом TMT Investments на 500 тыс. долларов при оценке компании в 40 млн долларов.
В текущем году компания планирует запустить проект за океаном. «В США есть города, где вовлеченность населения в фитнес составляет более 80%. А, к примеру, в Алматы это 10-15%. В Америке мы сможем долгое время существовать без инвестиций - развиваться будем на деньги, заработанные в Казахстане. И вполне возможно, что к концу года сможем стоить уже 100 млн долларов», - отмечает основатель 1Fit Мурат Алиханов.
Как пояснили в Astana Hub, те компании, которые готовы развиваться за рубежом, приглашаются к участию в акселерационной программе Scalerator, где мировые эксперты проводят трекшн-встречи, образовательные воркшопы и групповые экспертные разборы. Помимо этого есть международные агенты, которые помогают IT-предпринимателям найти клиентов в любой точке земного шара, резюмировали в технопарке.