Артем Слесаренко: В РК есть возможность делать честный бизнес

01.06.2015 • 07:03 8897

Антикризис

Артем Слесаренко: В РК есть возможность делать честный бизнес

По мнению предпринимателя и бизнес-тренера, самое важное – выпускать качественный продукт

Артем Слесаренко к своим 25 годам успел заработать и потратить 1 миллион долларов. Начал бизнес в 2007 году и был на грани банкротства во время финансового кризиса. В настоящее время ведет три успешных бизнес-проекта. О том, с чего начинать свое дело и каких ошибок надо избегать он рассказал в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.

– К 25 годам вы заработали 1 млн долларов. Как вам это удалось и, каково ваше состояние в настоящее время?

Как нам удалось: мы работали по всему Казахстану, масштабировались, делали, зарабатывали деньги.  Сразу скажу, что наличных денег нет. У нас было много обязательств,  участвовали во многих проектах и так далее. То есть, все это к 25 годам дало мне результат, я заработал 1 млн долларов. Но я его и потратил. Если оценивать стоимость компании в настоящее время, то это где-то от 1,5 млн до 3 млн долларов. Цифра примерная, потому что мы компанию не выставляем на продажу и  не производили оценку. Но если считать по активам, по тому, сколько компания зарабатывает и так далее, то рыночная оценочная стоимость, наша интуитивная, то это от 1,5 млн до 3 млн долларов.

– С какими сложностями вы столкнулись, когда только начинали заниматься бизнесом?

В первое время не было совершенно никакого понимания, что есть бизнес. Считал, что были важны только продажи для того, чтобы делать успешный бизнес. Как оказалось, этого мало. Нужно к бизнесу подходить намного серьезнее, но, тем не менее, это было как раз время кризиса 2007-2008 года. Если бизнес начинаешь, когда экономика на подъеме, когда все хорошо, кидаешь семечку, и там вырастает дерево. Когда приходит кризис, неэффективный бизнес уходит и остается только то, что твердое, пустое уходит. В моем случае было так, что мой бизнес был пустым, он ушел с рынка. Я начал его делать заново, у меня было около 500 тыс. долларов обязательств, было оборудование, были убытки каждый месяц. Но мы начали работать на весь Казахстан и потихоньку начали выходить из долгов.

– Были ли у вас провальные бизнес-проекты? Почему они оказались такими?

Да, провальные проекты были. Например, в Узбекистане мы открывали совместное предприятие с местными предпринимателями. Провальным проект был потому, что партнеры, которые там должны были заниматься развитием бизнеса, они этим не занимались. С нашей стороны мы поставляли отсюда товары, но там партнеры «не дожали».  И мы потеряли 50-100 тысяч долларов.  Еще один провальный проект – интернет-магазин. Потому что тогда, в 2010 году мы открывали его, не было рынка в Казахстане, не было объемов.  

– Какие в настоящее время существуют сложности у молодых предпринимателей?

Сложности у молодых предпринимателей всегда одни – они не знают, что делать. Они думают, что нужно снять хороший офис, нанять красивую секретаршу, открыть фирму и через полгода будет светлое будущее и все. Но эта схема ведет к банкротству в 90% случаях. Правильное решение – минимум расходов, максимум доходов. Фокус на генерации доходов, фокус на зарабатывании денег. 

– С чего надо начинать свое дело? Что вы можете посоветовать начинающим предпринимателям?

Первое: не нужно придумывать ничего сверхъестественного, не нужно быть Цукербергом. Нужно взять что-то существующее на рынке, чем вам нравится заниматься, и сделать это лучше. Это вопрос к выбору идеи. Второе – вопрос в том, что и как делать. У нас у всех есть сильные и слабые стороны. Если у меня хорошо получается петь, но я ужасно рисую, глупо делать на рисовании бизнес. Вопрос понимания, в чем ты силен и это будет конкурентное преимущество, там, где у тебя больше шансов. Простое кредо, которое я говорю стартаперам: нет расходам, да – доходам. Фокусируйтесь на продажах, генерации прибыли. Когда будет понимание, что продукт есть и этот продукт продается, люди готовы платить за него деньги и платят, у вас уже пошли доходы, только  потом уже вы можете строить систему. Тогда можно снимать офис, нанимать персонал, делегировать техническую часть, фокусироваться больше на каналах продаж. 

– Какие ошибки чаще всего совершают казахстанские предприниматели?

Недавно в Астане проводили четырехдневный бизнес-марафон. Один из участников рассказал, что знакомые открыли бизнес и сидят, ждут клиентов. Вот эта одна из основных проблем: по факту не занимаются самыми важными вещами – привлечением клиентов и продажей. И это проблема не только у них.

К примеру, одна компания – наши хорошие друзья и партнеры, занимается лидогенерацией - привлечением заявок в бизнес клиентов:  Сделали проект для мебельной компании, они им сделали 28 заявок из них по факту только одна продажа. То есть 28 человек зашли на сайт, оставили свои контактные данные,  но продавцы не продают. Поэтому процент продаж у большинства очень слабый, рассказал  Ислам Саадулаев, представитель LPGenerator в Казахстане.

– Какие, на ваш взгляд, в настоящее время условия для развития бизнеса в Казахстане? Какие есть проблемы?

Условия в Казахстане одни из самых лучших в СНГ, потому что нет препонов. Можешь начать дело. К примеру, взять Узбекистан. Начинаешь дело, и на второй день к тебе приходит КГБ. Или Азербайджан, где чтобы открыть кафе надо 20 тысяч долларов взяток раздать всем подряд. Некоторые говорят, что в Казахстане все только через взятки. Разный бизнес бывает. Но в Казахстане можно делать честный бизнес.  Основная проблема Казахстана – некачественные продукты. Мы сами привыкли к тому, чтобы нам продавали некачественный товар. Один из таких примеров, люди купили квартиру в доме, построенном крупной строительной компанией. В квартире, стоимостью 300 тысяч долларов,  оказались проблемы с окнами, в лифте разбитое стекло, сдача квартиры черновая-чистовая отделка и самое ужасное, сама квартира была «загажена».  Сколько было фактов, когда в кафе продают шаурму, по которой бегает крыса. Совет один – делайте качественный продукт. 

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

бизнес стартап Артем Слесаренко

01.06.2015 • 07:03 8897

Поделиться
Новости партнёров
Loading...
  • Kapital.kz – информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. Запрещается использование материалов Центра деловой информации Kapital.kz казахстанскими интернет-СМИ, несмотря на наличие гиперссылки на источник. Данным разрешением обладают исключительно информационные партнеры. Также не допускается перепечатка материалов делового портала Kapital.kz, которые прозвучали в эфире радиостанций, телеканалов, появились на страницах газет или были размещены на интернет-ресурсах, являющихся информационными партнерами Kapital.kz.
    Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus