В Китае любят тестовые контракты, в Индии предоставляют сотрудникам различные бонусы к зарплате, а в Африке активно развивают венчурные инвестиции. О нюансах ведения бизнеса в трех регионах рассказали участники конференции Start Global Day, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Ставка на финтех-проекты
Cтарший менеджер по бизнес-развитию региона Китай Amazon Web Services Чжан Шаньшань напомнила, что КНР находится на втором месте в мире по объему цифровой экономики и лидирует по количеству пользователей интернета и мобильными телефонами. «У нас порядка 900 млн пользователей мобильными телефонами и 600 млн человек, которые пользуются мобильными платежными системами», - рассказала она. Поэтому для развития бизнеса в Китае нужно обратить внимание на два аспекта: потенциал идеи и регуляторную среду. От этого будет зависеть, сможет ли проект рассчитывать на господдержку. «Например, недавно в Китае было ужесточено регулирование онлайн-образовательных услуг. Стало понятно, что в данной области генерируется огромный объем капитала... Сейчас в этой сфере нет большого потенциала для развития», - подчеркнула Чжан Шаньшань.
А вот для финтех- или интернет-проектов в Китае создана благоприятная среда. «Например, обеспечивается защита
инвестиций. Хотя поддержка финтех-проектов постепенно снижается. Проекты в сфере интернета вещей,
производства полупроводников,
здравоохранения, фармацевтики имеют
более высокий потенциал. В КНР
уделяется и большое внимание продвижению
компаний, которые работают с BIG
Data и различными цифровыми решениями. Здесь не стоит забывать, что в этом направлении принят ряд
законов, которые ограничивают использование личных данных пользователей, - отметила
Чжан
Шаньшань, добавив, что многие клиенты Amazon
Web Services для того, чтобы обслуживать клиентов из КНР, планировали разместить свою
инфраструктуру в Европе. - С точки зрения
пользовательского опыта, лучше расположить
инфраструктуру в Китае».
Китай - другая планета
«Китай - как другая планета и проникновение технологий тут очень высокое. Здесь даже милостыню просят через QR-коды, Alipay и WeChat Pay», - рассказывает CEO ExpoPromoter Семен Загайнов. Его компания помогает с
дистрибуцией билетов на выставки Азии и вышла на рынок Китая в 2015 году. Предприятиям, которые планируют покорить Поднебесную, он советует как можно быстрее локализовать свой бренд в КНР.
«Нужно продумать, как вы будете красиво звучать в этой стране и как будет выглядеть ваш сайт. Локализация относится и к языку. В Китае много людей говорят на хорошем английском, но большинство предпочитают воспринимать информацию на китайском. Также не стоит привязывать платежи к картам Visa или MasterCard – они не будут востребованы. Еще я бы рекомендовал привлекать команду продажников и поддержки клиентов из Китая. И, если нужно дорабатывать продукт под рынок КНР, желательно нанимать местных разработчиков и дизайнеров», - отмечает Семен Загайнов.
Еще одна особенность китайского рынка - долгое заключение сделок. «Сначала вам предложат тестовый контракт, потом еще один. Это как игра, ты должен каждый раз выходить на более высокий уровень», - рассказывает он.
Не стоит недооценивать и конкурентов. По его словам, порядка 60% стартапов в Китае основаны выходцами из Baidu, Alibaba, ByteDance. «Такие компании имеют определенные связи и капиталы от инвестиционных фондов. Поэтому предприниматели должны быть готовы конкурировать с такими сильными игроками», - отметил Семен Загайнов.
Особая мотивация сотрудников
Одна из местных особенностей Китая - стиль менеджмента. «Найти подходящего лояльного сотрудника в КНР очень тяжело. А если вы его нашли, то можете легко потерять из-за неправильных коммуникаций. Например, китайских сотрудников лучше хвалить прилюдно, а отчитывать один на один. Казалось бы, это очевидно, но все-таки этот момент стоит учесть. Конечно, можно привнести в компанию западный стиль управления, но это нужно делать постепенно и аккуратно, объясняя почему именно так было сделано», - подчеркивает Семен Загайнов.
Предпринимателям придется менять и методы мотивации сотрудников. «На российском рынке обычно предоставляется оклад, и если сотрудник не выполняет поставленные задачи, зарплата уменьшается. Мы опробовали такой подход в Китае, он не работает. В КНР выплачивают фиксированную зарплату, а уже к ней начисляют бонусы за хорошую работу», - уточнил Семен Загайнов.
Как отбирают проекты венчурные фонды Африки?
Интересный регион для развития бизнеса - Африка. За 9 месяцев 2021 года стартапы континента сумели привлечь порядка 3 млрд долларов инвестиций, 44% из них приходятся на Нигерию, ЮАР и Кению. «На континенте работают около 250 венчурных фондов. Ранее в Африке объем (венчурных — Ред.) инвестиций не превышал 20 млн долларов, сейчас - от 4 млрд долларов. В 2021 году на африканском континенте появилось 6 единорогов и теперь их 10. При этом на долю финтех-компаний приходится 57% финансирования, также востребованы проекты в сфере образования и здравоохранения», - рассказал управляющий партнер венчурного фонда Launchafrica Захария Джорджа.
Он перечислил критерии, по которым венчурные фонды Африки выбирают партнеров. Это квалификация команды и перспектива выхода проекта на рынок объемом не менее 100 млн долларов. Важно, чтобы компания за счет своего основного бизнеса стабильно зарабатывала минимум 100 тыс. долларов.
При выборе страны в Африке, где компании могут начать свой бизнес, по словам Захария Джорджа, нужно обратить внимание на развитость экономики. «Технологическим проектам стоит заходить в страны, где активно развивают цифровизацию. К ним относятся Нигерия, ЮАР, Египет и Кения», - рассказывает спикер.
Еще один лайфхак - юридическая регистрация компании. Многие организации, с которыми работает Launchafrica, проходят ее в Сингапуре. «Для инвесторов это удобно. Бизнес платит налоги на африканском континенте, но при этом его интеллектуальные права регистрируются в гораздо более комфортных юрисдикциях», - подчеркнул управляющий партнер фонда.
Cтоит ли регистрировать компанию в Индии?
«Если вы выходите с каким-то сервисом на рынок Индии, то лучше назвать его по-английски», - рассказывает региональный менеджер по Индии сервиса по доставке продуктов Dostavista Евгений Панфилов. Компания вышла на индийский рынок в 2016 году под брендом
Borzo.
Самый главный фактор, который стоит принять во внимание в этой стране, - разнообразие во всем. «В Индии 28 штатов и 8 союзных территорий. В разных штатах жители говорят на разных языках и имеют разный культурный бэкграунд. При этом граждане Индии легко перемещаются из штата в штат ради работы. Поэтому, если компания планирует принять на работу в отдел продаж специалиста, то нужно узнать, говорит ли он на языке этого штата. По нашему опыту, когда отдел продаж компании устанавливает близкие отношения с клиентами, в общении они часто переходят на местный диалект. Хотя в Индии многие говорят на английском», - рассказывает Евгений Панфилов.
Компания Borzo запустила сайт и приложение на английском языке, но крупные индийские стартапы изначально выпускают свои сервисы на хинди или местном диалекте. «По нашему опыту, общение с клиентом происходит в основном на английском», - рассказывает Евгений Панфилов.
Предприниматель поясняет, что дистанционная работа
персонала Borzo не дала понимания об уровне проникновения сервиса в Индии.
«Только после открытия физического офиса, перевода удаленной команды в офлайн и моего переезда в Индию мы прощупали рынок», - рассказал региональный менеджер.
Он добавил, что без регистрации компании в качестве юридического лица в этой стране работать очень тяжело. «Это гораздо тяжелее, чем зарегистрироваться и открыть офис в Индии. Если компания не зарегистрируется как юрлицо на индийском рынке, то она будет ограничена в привлечении качественного персонала. Организация будет восприниматься как нестабильный работодатель. Уточню, крупные индийские компании, в том числе digital, предоставляют работникам множество бонусов, которые нам незнакомы. Например, за присоединение к компании, за выслугу лет и так далее», - отметил Евгений Панфилов.