USD
498.34₸
+3.470
EUR
519.72₸
-0.930
RUB
4.85₸
-0.060
BRENT
75.28$
BTC
98693.70$
-72.300

О нюансах ведения бизнеса в Китае, Африке и Индии

Предприниматели рассказали, на какие сферы лучше сделать ставку

Share
Share
Share
Tweet
Share
О нюансах ведения бизнеса в Китае, Африке и Индии- Kapital.kz

В Китае любят тестовые контракты, в Индии предоставляют сотрудникам различные бонусы к зарплате, а в Африке активно развивают венчурные инвестиции. О нюансах ведения бизнеса в трех регионах рассказали участники конференции Start Global Day, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Ставка на финтех-проекты

Cтарший менеджер по бизнес-развитию региона Китай Amazon Web Services Чжан Шаньшань напомнила, что КНР находится на втором месте в мире по объему цифровой экономики и лидирует по количеству пользователей интернета и мобильными телефонами. «У нас порядка 900 млн пользователей мобильными телефонами и 600 млн человек, которые пользуются мобильными платежными системами», - рассказала она. Поэтому для развития бизнеса в Китае нужно обратить внимание на два аспекта: потенциал идеи и регуляторную среду. От этого будет зависеть, сможет ли проект рассчитывать на господдержку. «Например, недавно в Китае было ужесточено регулирование онлайн-образовательных услуг. Стало понятно, что в данной области генерируется огромный объем капитала... Сейчас в этой сфере нет большого потенциала для развития», - подчеркнула Чжан Шаньшань.

А вот для финтех- или интернет-проектов в Китае создана благоприятная среда. «Например, обеспечивается защита инвестиций. Хотя поддержка финтех-проектов постепенно снижается. Проекты в сфере интернета вещей, производства полупроводников, здравоохранения, фармацевтики имеют более высокий потенциал. В КНР уделяется и большое внимание продвижению компаний, которые работают с BIG Data и различными цифровыми решениями. Здесь не стоит забывать, что в этом направлении принят ряд законов, которые ограничивают использование личных данных пользователей, - отметила Чжан Шаньшань, добавив, что многие клиенты Amazon Web Services для того, чтобы обслуживать клиентов из КНР, планировали разместить свою инфраструктуру в Европе. - С точки зрения пользовательского опыта, лучше расположить инфраструктуру в Китае».

Китай - другая планета

«Китай - как другая планета и проникновение технологий тут очень высокое. Здесь даже милостыню просят через QR-коды, Alipay и WeChat Pay», - рассказывает CEO ExpoPromoter Семен Загайнов. Его компания помогает с дистрибуцией билетов на выставки Азии и вышла на рынок Китая в 2015 году. Предприятиям, которые планируют покорить Поднебесную, он советует как можно быстрее локализовать свой бренд в КНР.

«Нужно продумать, как вы будете красиво звучать в этой стране и как будет выглядеть ваш сайт. Локализация относится и к языку. В Китае много людей говорят на хорошем английском, но большинство предпочитают воспринимать информацию на китайском. Также не стоит привязывать платежи к картам Visa или MasterCard – они не будут востребованы. Еще я бы рекомендовал привлекать команду продажников и поддержки клиентов из Китая. И, если нужно дорабатывать продукт под рынок КНР, желательно нанимать местных разработчиков и дизайнеров», - отмечает Семен Загайнов.

Еще одна особенность китайского рынка - долгое заключение сделок. «Сначала вам предложат тестовый контракт, потом еще один. Это как игра, ты должен каждый раз выходить на более высокий уровень», - рассказывает он.

Не стоит недооценивать и конкурентов. По его словам, порядка 60% стартапов в Китае основаны выходцами из Baidu, Alibaba, ByteDance. «Такие компании имеют определенные связи и капиталы от инвестиционных фондов. Поэтому предприниматели должны быть готовы конкурировать с такими сильными игроками», - отметил Семен Загайнов.

Особая мотивация сотрудников 

Одна из местных особенностей Китая - стиль менеджмента. «Найти подходящего лояльного сотрудника в КНР очень тяжело. А если вы его нашли, то можете легко потерять из-за неправильных коммуникаций. Например, китайских сотрудников лучше хвалить прилюдно, а отчитывать один на один. Казалось бы, это очевидно, но все-таки этот момент стоит учесть. Конечно, можно привнести в компанию западный стиль управления, но это нужно делать постепенно и аккуратно, объясняя почему именно так было сделано», - подчеркивает Семен Загайнов.

Предпринимателям придется менять и методы мотивации сотрудников. «На российском рынке обычно предоставляется оклад, и если сотрудник не выполняет поставленные задачи, зарплата уменьшается. Мы опробовали такой подход в Китае, он не работает. В КНР выплачивают фиксированную зарплату, а уже к ней начисляют бонусы за хорошую работу», - уточнил Семен Загайнов.

Как отбирают проекты венчурные фонды Африки?

Интересный регион для развития бизнеса - Африка. За 9 месяцев 2021 года стартапы континента сумели привлечь порядка 3 млрд долларов инвестиций, 44% из них приходятся на Нигерию, ЮАР и Кению. «На континенте работают около 250 венчурных фондов. Ранее в Африке объем (венчурных — Ред.) инвестиций не превышал 20 млн долларов, сейчас - от 4 млрд долларов. В 2021 году на африканском континенте появилось 6 единорогов и теперь их 10. При этом на долю финтех-компаний приходится 57% финансирования, также востребованы проекты в сфере образования и здравоохранения», - рассказал управляющий партнер венчурного фонда Launchafrica Захария Джорджа.

Он перечислил критерии, по которым венчурные фонды Африки выбирают партнеров. Это  квалификация команды и перспектива выхода проекта на рынок объемом не менее 100 млн долларов. Важно, чтобы компания за счет своего основного бизнеса стабильно зарабатывала минимум 100 тыс. долларов.

При выборе страны в Африке, где компании могут начать свой бизнес, по словам Захария Джорджа, нужно обратить внимание на развитость экономики. «Технологическим проектам стоит заходить в страны, где активно развивают цифровизацию. К ним относятся Нигерия, ЮАР, Египет и Кения», - рассказывает спикер.

Еще один лайфхак - юридическая регистрация компании. Многие организации, с которыми работает Launchafrica, проходят ее в Сингапуре. «Для инвесторов это удобно. Бизнес платит налоги на африканском континенте, но при этом его интеллектуальные права регистрируются в гораздо более комфортных юрисдикциях», - подчеркнул управляющий партнер фонда.

Cтоит ли регистрировать компанию в Индии?

«Если вы выходите с каким-то сервисом на рынок Индии, то лучше назвать его по-английски», - рассказывает региональный менеджер по Индии сервиса по доставке продуктов Dostavista Евгений Панфилов. Компания вышла на индийский рынок в 2016 году под брендом Borzo.

Самый главный фактор, который стоит принять во внимание в этой стране, - разнообразие во всем. «В Индии 28 штатов и 8 союзных территорий. В разных штатах жители говорят на разных языках и имеют разный культурный бэкграунд. При этом граждане Индии легко перемещаются из штата в штат ради работы. Поэтому, если компания планирует принять на работу в отдел продаж специалиста, то нужно узнать, говорит ли он на языке этого штата. По нашему опыту, когда отдел продаж компании устанавливает близкие отношения с клиентами, в общении они часто переходят на местный диалект. Хотя в Индии многие говорят на английском», - рассказывает Евгений Панфилов.

Компания Borzo запустила сайт и приложение на английском языке, но крупные индийские стартапы изначально выпускают свои сервисы на хинди или местном диалекте. «По нашему опыту, общение с клиентом происходит в основном на английском», - рассказывает Евгений Панфилов.

Предприниматель поясняет, что дистанционная работа персонала Borzo не дала понимания об уровне проникновения сервиса в Индии. «Только после открытия физического офиса, перевода удаленной команды в офлайн и моего переезда в Индию мы прощупали рынок», - рассказал региональный менеджер.

Он добавил, что без регистрации компании в качестве юридического лица в этой стране работать очень тяжело. «Это гораздо тяжелее, чем зарегистрироваться и открыть офис в Индии. Если компания не зарегистрируется как юрлицо на индийском рынке, то она будет ограничена в привлечении качественного персонала. Организация будет восприниматься как нестабильный работодатель. Уточню, крупные индийские компании, в том числе digital, предоставляют работникам множество бонусов, которые нам незнакомы. Например, за присоединение к компании, за выслугу лет и так далее», - отметил Евгений Панфилов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.