Чтобы избежать ситуации, сложившейся этим летом с крупным туроператором и перевозчиком, специалисты туриндустрии Казахстана разработали рекомендации для тех, кто собирается на отдых.
По их мнению, при планировании отдыха надо обратить внимание на несколько факторов.
1. Внимательно ознакомиться с условиями договора на туристское обслуживание, проверить лицензию туроператора и договор ГПО (гражданско-правовой ответственности).
Дело в том, что продажу туров осуществляет турагентство. В договоре, помимо основных данных вашего отдыха, должна быть указана информация о туроператоре, его наименование, лицензия и номер страхового полиса. Туроператор - это компания, которая формирует турпродукт и несет полную ответственность за его выполнение. Помните о том, что страховка без оплаты считается недействительной, поэтому требуйте предъявления документа, подтверждающего оплату! Если вам не могут компетентно ответить на все интересующие вопросы, это должно насторожить.
3. Необходимо помнить, что помимо туроператора, страховку должна иметь также и авиакомпания.
В соответствии со статьей 87 Закона РК о Воздушном пространстве, собственники (владельцы) и эксплуатанты воздушных судов, других объектов и оборудования гражданской авиации обязаны застраховать свою гражданско-правовую ответственность, в том числе перед пассажирами и авиационным персоналом, в соответствии с требованиями законов Республики Казахстан об обязательных видах страхования. Страхование при международных воздушных перевозках осуществляется в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
4. Важно выяснить, каким самолетом и какой авиакомпанией состоится ваш перелет, и самое главное, уточнить наличие резервного борта.
Как показала практика последних нескольких лет, коллапсы на туристическом рынке случались именно из-за использования модели «мокрого лизинга» организации чартерных рейсов. Проблема в том, что казахстанская авиакомпания фактически не является самим перевозчиком, а предоставляет только свой флаг для иностранной авиакомпании. Вся ответственность лежит на иностранном перевозчике, который в случае возникновения проблем, просто «кидает» наших граждан и улетает.
К примеру, проблемы туристов Гульнар-тур начались именно тогда, когда единственный кыргызский борт, используемый в «мокром лизинге» и летающий под флагом казахстанской авиакомпании, попал в град, самолет нужно было срочно ремонтировать, а в это время своих рейсов ждали сотни туристов со всех концов Казахстана. Если бы у авиакомпании на тот момент был резервный борт, многочисленные туристы смогли бы спокойно воспользоваться своим долгожданным отпуском на море, но из-за его отсутствия сотни людей остались на курортах, а тысячи так и не воспользовались своим оплаченным отпуском.
5. Внимательно присматриваться к ценам. Если стоимость тура подозрительно низкая в отличие от других аналогичных услуг, это должно насторожить. Стоит помнить о том, что горящие туры бывают максимум за неделю до вылета.