На правительственном часе мажилиса Парламента депутаты высказали обеспокоенность судьбой АО «Жилстройсбербанк» после приватизации. По словам парламентария Петра Шарапаева, депозитная база ЖССБК составляет более 520 млрд тенге, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Люди поверили в данный серьезнейший системообразующий проект государства, активно участвуют в его программах. Довольно привлекательные условия, процентная ставка составляет 4%. Но, скорее всего, банк будет участвовать в новой инициативе главы государства 7−20−25. Какова основная цель приватизации данного объекта, что будет с льготными ставками кредитования банка, когда появится новый инвестор? Сохранит ли банк свое участие в государственных программах, и, если придет новый инвестор, не отменит ли он выплату существующих премий для вкладчиков банка, снижающих стоимость ипотеки?» — озвучил свой вопрос Петр Шарапаев.
Как ответил министр нацэкономики Тимур Сулейменов, ЖССБ сохранит все условия кредитования и предоставления жилья в рамках программы «Нурлы жер». То есть «функционал банка не претерпит изменений».
«Единственное, что меняется, — вместо владельца в лице холдинга „Байтерек“ будет стратегический инвестор. Но роль (банка. — Ред.) в реализации задач, которые стоят перед нами, не поменяется. Что мы получаем? Мы получаем новые дополнительные деньги, которые поступят от приватизации. Мы надеемся получить (в зависимости от того, какой стратегический инвестор будет выбран), новые технологии, новое правильное корпоративное управление, большую эффективность самого этого финансового института. При этом со стороны государства никаких других условий не будет ставиться», — пояснил Тимур Сулейменов.
Свои пояснения дал и заместитель председателя правления холдинга «Байтерек» Галымжан Таджияков. Он сообщил, что доля приватизации Жилстройсбербанка миноритарная — не более 49%, то есть контроль над банком останется за государством. Поэтому все действующие льготные условия по ставкам, государственные премии сохранятся в полном объеме, так как они регулируются законом.
«Что касается участия банка в государственных программах, Жилстройсбербанк является основным оператором жилищных программ государства… Мы ожидаем, что вкладчики Жилстройсбербанка и дальше будут иметь возможность приобретать у государства жилье по льготной цене. Что мы ожидаем от приватизации? Мы ожидаем привлечь стратегического партнера, который внесет свое ноу-хау», — рассказал Галымжан Таджияков.
Депутата Омархана Оксикбаева ответ не удовлетворил, он попросил более конкретно объяснить выгоду от привлечения стратегического партнера в капитал банка.
«Что мы выиграем? Если этот партнер придет стратегический, он же будет свои (условия. — Ред.) диктовать, у него свои правила будут. Какие правила будут, что мы ему разрешаем? Что мы теряем, что находим? Никто конкретно ничего не говорит. Какие правила, какие результаты? Можете вы объяснить, в конце концов?» — возмутился Омархан Оксикбаев.
Как объяснил Галымжан Таджияков, порядок дальнейшей работы с инвесторами еще не обговаривался, так как стратегический партнер еще не определен.
«Мы планируем, что финального инвестора определим уже к середине этого года, получим финальное предложение, дальнейшая детализация по этому предложению будет оговариваться. В качестве инвестора мы видим стабильный финансовый институт с международным опытом, который обеспечит качественное развитие банка. От этой сделки в первую очередь ожидаем, что выиграют клиенты банка, так как они будут получать более технологические услуги и обновленные продукты», — заявил Галымжан Таджияков.
«Малоубедительно, конечно», — высказал свое мнение мажилисмен Владимир Божко.
«Мы не хотим звучать обтекаемо. Первое — все льготные условия Жилстройсбербанка будут сохранены. Второе — участие Жилстройсбербанка в программах „Нурлы жер“ и, возможно, „7−20−25“ будет сохранено и прописано. Если не хочет инвестор, значит, мы не продадим (долю в ЖССБ. — Ред.). И третье — государственная премия 20% от ежегодного накопления будет сохранена. Если мы найдем такого стратегического инвестора, который, соблюдая все эти условия, захочет прийти и достаточно в эффективный инструмент вложиться, значит, мы продадим. Если не сможем — тогда будем смотреть дальше», — попытался прояснить ситуацию министр нацэкономики Тимур Сулейменов. Он сообщил, что главная цель передачи ЖССБК в конкурентную среду — это пополнение Национального фонда.
«Национальный фонд мы сильно задействовали на „Нурлы жол“, „Нурлы жер“ и видим, что его активы у нас пополняются не так быстро, как хотелось бы, поэтому перед нами стоит задача пополнения Нацфонда. И второе, мы надеемся, что стратегический инвестор с хорошим именем сможет привнести дополнительные управленческие технологии», — заключил глава ведомства.