USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96686.60$
-392.900

Помогут ли предложения АЗРК решить вопрос слабой конкуренции на рынке ипотеки

Необходим правильный баланс между оказанием помощи населению с низкими доходами и улучшением рынка жилья для среднего класса

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Валерия Змейкова

Фото: Валерия Змейкова

Автор: эксперт Аналитического центра «Halyk Finance» Санжар Калдаров

Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) опубликовало отчет о состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках за 2023 год (Отчет), охватывающий 40 товарных рынков. В рамках Отчета отдельный короткий раздел был посвящен анализу состояния конкуренции на рынке ипотеки с соответствующими рекомендациями. В данной публикации мы хотели бы высказать наше мнение об этих рекомендациях, а также о проблемах развития рынка ипотеки в Казахстане.

Жилищный рынок является сложным, многогранным сектором с экономическими, региональными, социальными, культурными, физическими, экологическими, финансовыми и другими нюансами. Это долгосрочный актив для населения с часто неэластичным предложением, когда спрос на жилье не может увеличить объемы жилищного строительства, из-за чего растут цены на жилье. Успешная государственная политика в данной сфере требует, чтобы все эти нюансы были учтены как на стороне предложения жилья от застройщиков, так и на стороне спроса на жилье от населения.

Как мы ранее писали, на сегодняшний день существует множество международных исследований, оценивающих государственные меры по обеспечению доступности жилья в различных странах. На основании этих исследований можно с уверенностью сказать, что практически все государственные меры, предпринимаемые правительством в прошлом и сейчас, являются неэффективными, а многие из них снижают доступность жилья в средне- и долгосрочном периоде, поскольку они разрушают рыночные механизмы в жилищном секторе и искажают конкуренцию на рынке ипотеки. В последние годы подобное вмешательство осуществляется через (1) жилищные займы Отбасы банка, входящего в структуру Байтерека; а также (2) жилищные программы с субсидированием процентной ставки, осуществляемые через БВУ.

Анализ, проведенный в рамках Отчета АЗРК, подтверждает, что рынок услуг ипотечного жилищного кредитования в стране является высококонцентрированным, с неразвитым уровнем конкуренции. Хотя кроме государственного оператора на рынке присутствуют и другие БВУ, Отбасы банк занимает доминирующее положение на рынке ипотеки (как в рамках, так и вне государственных программ), то есть обладает возможностью контролировать данный рынок и оказывать значительное влияние на общие условия. Главной причиной такого доминирования являются льготные ипотечные кредиты по ставкам в несколько раз ниже рыночных. По нашим собственным оценкам, по итогам 2022 года доля жилищных займов, тем или иным образом просубсидированных государством, составила 88%, 64% из которых пришлись на Отбасы банк.

В целях усиления конкуренции и рыночных отношений в ипотечном жилищном кредитовании АЗРК предлагает следующие меры:

  1. Введение адресного субсидирования ипотеки на основе социального статуса заемщика;
  2. Использование пенсионных накоплений граждан в ЕНПФ в качестве целевого депозита на улучшение жилищных условий на счетах БВУ;
  3. Снижение индивидуального подоходного налога (ИПН) для ипотечных заемщиков в БВУ;
  4. Введение механизма «сдвоенной ипотеки» для лиц, входящих в социальную категорию;
  5. Сокращение доли промежуточных и предварительных займов и выведение Отбасы банка из коммерческого сегмента рынка;
  6. Установление фиксированных цен на жилье в рамках государственных ипотечных программ.

В целом мы поддерживаем предложения АЗРК в части поддержки социально уязвимого населения через адресное субсидирование ипотеки напрямую заемщику, а также через механизм «сдвоенной ипотеки», когда государство выдает льготный заем для первоначального взноса по ипотеке. Такие меры госпомощи не будут нарушать рыночные механизмы в предоставлении ипотечных кредитов, поскольку заемщики должны будут получать ипотеку только по рыночным условиям. В этом случае все участники рынка будут конкурировать между собой, предлагая наиболее выгодные условия по ипотечному займу. Однако важно отметить, что во всем мире ипотечные кредиты (как инструмент финансового рынка) в первую очередь ориентированы на категорию людей со средними и высокими доходами. Поэтому существует четкая необходимость по соблюдению правильного баланса между оказанием помощи населению с низкими доходами и улучшением рынка жилья для среднего класса. Мы также приветствуем предложение по вычету ИПН для потребителей ипотечных займов в БВУ в части суммы погашения процентов по жилищному займу от заработной платы. Это распространенная мировая практика помощи ипотечным заемщикам.

Вместе с тем остальные рекомендации Агентства вызывают у нас вопросы. Во-первых, это касается использования единовременных пенсионных выплат из ЕНПФ в качестве целевого депозита в БВУ. Как мы уже не раз отмечали, предоставление возможности вывода пенсионных накоплений из ЕНПФ само по себе было спорным решением, негативно повлиявшим на устойчивость пенсионной системы, а также приведшим к резкому росту цен на рынке жилья. Для обеспечения адекватных пенсий в будущем любые досрочные изъятия пенсионных накоплений необходимо запретить. Что касается выведения Отбасы банка из коммерческого сегмента рынка и установления фиксированных цен на жилье в рамках госпрограмм, на наш взгляд, это не решит, а в последнем случае может даже усилить уровень государственного вмешательства в жилищном секторе. Административный контроль цен в любом сегменте, как показывает практика, в конечном итоге приводит к накоплению различных дисбалансов и ухудшению качества услуг.

В заключение хотим отметить, что обеспечение доступности жилья и ипотеки – это сложная задача для властей любой страны. То, что АЗРК начало поднимать вопрос о негативном вмешательстве государства в эту область, является позитивным сигналом. Однако для более глубокого анализа ситуации и разграничения роли государства и частного сектора на рынке ипотеки властям следует разработать отдельный документ по полноценной государственной политике доступного жилья (с отдельным разделом про ипотечный рынок), в котором должен быть объективный анализ прошлых мер и государственных программ, а также объективный анализ передового мирового опыта. 

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.