Список 12-ти самых эффективных чиновников Казахстана составило исследовательское агентство «Рейтинг.kz».
Лидирующие позиции в этом рейтинге занял руководитель Администрации Президента РК Карим Масимов. Несмотря на недостатки в работе возглавляемого им правительства, он не просто сохранил свою политическую «непотопляемость», но и более того получил серьезное повышение по службе, расширяющее его статус и полномочия, говорится в исследовании. Уже под руководством Масимова Администрация Президента, как главный контролирующий и идеологический орган, сыграла ключевую роль в недопущении в День Независимости Казахстана вероятных беспорядков и массовых акций протеста в связи с годовщиной жанаозенских событий. Можно сказать, что это был редкий случай, когда власть успешно сработала на опережение, заранее просчитав возможные риски и предприняв все необходимые контрмеры для их предотвращения. Кроме того, именно под эгидой АП в сжатые сроки был разработан и представлен казахстанцам такой важный стратегический документ, как Стратегия «Казахстан -2050». Критическим моментом в работе Масимова остается отсутствие решительности инициировать перед Президентом РК вопрос о проведении серьезных кадровых изменений в составе правительства и среди региональных акимов.
2-ую строчку занимает премьер-министр Серик Ахметов. За несколько месяцев работы в новой должности он продемонстрировал свою профессиональную подготовленность к руководству правительством. Беспрецедентной стала частота зарубежных поездок премьера за данный период и его встреч со своими коллегами в Кыргызстане, России, Узбекистане и Германии. Можно сказать, что эти поездки в определенной степени подняли статус действующего главы правительства до уровня политической фигуры, а не просто технократа и исполнителя волеизъявления Президента. В целом, в активе Ахметова на его новом посту пока нет каких-либо особых достижений, но в то же время нет и явных провалов. С другой стороны, такое персональное позиционирование премьера нисколько не тождественно оценке деятельности руководимого им правительства и не сглаживает его многочисленных минусов.
На 3 месте председатель КНБ Нуртай Абыкаев. Он остается одним из немногих ветеранов казахстанской политики и преданных соратников Президента РК, находящихся при делах на властном «Олимпе» республики. Несмотря на все перипетии прошлого года, он в очередной раз сумел устоять под напором потенциальных политических конкурентов и сохранил свои позиции и, следовательно, высокое доверие Главы государства. Хотя откровенно тревожные инциденты вокруг вверенных ему пограничных войск, а также фактическая уступка главной спецслужбой страны первенства в процессе противодействие терроризму и экстремизму МВД, являются своего рода «темными пятнами» на фоне отмеченных выше факторов эффективности действующего председателя КНБ. В целом, в конце 2012 года Нуртай Абыкаев сумел в полной мере компенсировать имиджевые и административные потери. Одним из проявлений этого стало участие председателя КНБ в пресс-конференции после трагического инцидента с гибелью большой группы представителей офицерского состава пограничных войск в авиакатастрофе, отметили составители рейтинга.
4-ая строчка у вице-премьера Крымбека Кушербаева. Он также продемонстрировал свою политическую устойчивость и востребованность лично у Главы государства, вопреки фактору жанаозенских событий. В пользу этого свидетельствует его перемещение с ничего не решающей позиции советника Президента на пост заместителя главы правительства с конкретным большим участком работы и соответствующими полномочиями. К тому же, имея солидный послужной список работы в центральных органах и на региональном уровне, он органически дополняет Серика Ахметова в руководстве правительством.
К заслугам акима Астаны Имангали Тасмагамбетова, который на 5-ом месте рейтинга, можно отнести, прежде всего, презентацию столицы Казахстана на прошедшей в июне 2012 года в Париже 151-й Генеральной ассамблее международного бюро выставок в рамках конкурса на проведение EXPO-2017. Тем самым он сыграл ключевую роль в победе Казахстана в борьбе за право проведение данной всемирной выставки. К тому же Тасмагамбетов продолжает демонстрировать свои управленческие качества в процессе дальнейшего развития Астаны. С другой стороны, в главном городе Казахстана остаются нерешенными ряд вопросов.
Аким Восточно-Казахстанской области Бердыбек Сапарбаев на 6-ом месте. Он в течение прошлого года также проявил себя в качестве компетентного и способного управленца. Показательно, что он стал одним из немногих, кто удостоился похвалы Президента РК в ходе прошедшего 28 сентября 2012 года совещания по развитию регионов. Глава государства, в частности, отметил роль Восточно-Казахстанской области в развитии автомобильной промышленности. Однако при всем этом сохраняются низкие показатели в сфере здравоохранения, что особенно касается онкологических заболеваний, а также ряд других проблем. Исходя из этого, присутствие Сапарбаева в числе наиболее эффективных чиновников можно рассматривать как своего рода «кредит доверия» с надеждой на то, что он учитывает официальные и неофициальные замечания в адрес области и своей персональной работы и способен предпринять необходимые меры по их устранению.
На 7-ом месте председатель Агентства по делам спорта и физической культуры Талгат Ермегияев. Главным показателем эффективности его работы стало достижение казахстанской сборной небывалых успехов на XXX Летних Олимпийских играх в Лондоне. При его участии для олимпийцев были созданы все условия для подготовки к главному старту четырехлетия и увеличены суммы призовых. К тому же, несмотря на свою молодость и сравнительно небольшой опыт государственной работы, Ермегияев не только хорошо проявил себя в сфере развития отечественного спорта, но и имеет большой потенциал для работы на любых различных участках в качестве «пожарного» менеджера, ориентированного на устранение критических моментов и улучшение качества управления. Единственно, что ему пока недостает, это опыта работы на региональном уровне.
При непосредственном участии председателя Мажилиса Парламента Нурлана Нигматулина (8-ая строчка рейтинга) фактически произошла своего рода политическая реанимация нижней палаты законодательного органы страны. В результате после четырехлетнего застоя парламент постепенно начинает возвращаться в структуру государственной власти в качестве ее полноправного и активного участника, говорится в исследовании. Существенным недостатком в работе депутатского корпуса Мажилиса и составляющей его ядро фракции Народно-демократической партии «Нур Отан», возглавляемой непосредственно спикером нижней палаты, остается крайне низкий уровень самостоятельной законотворческой инициативы.
Председатель Агентства по делам государственной службы Алихан Байменов (9-ое место) проводит весьма результативную и последовательную работу по реализации разработанной при его личном участии и утвержденной в июле 2011 года Концепции новой модели государственной службы Республики Казахстан. Так, в ноябре 2012 года по инициативе Агентства парламентом были внесены поправки в законодательные акты по вопросам государственной службы, которые расширили конкурсную составляющую при назначении на определенные должности и сократили основания для внеконкурсного перевода с одной должности на другую, а также ввели ответственность для руководителей госорганов за принуждение своих подчиненных к увольнению. Очевидно, что соответствующие меры призваны улучшить работу госслужащих и повысить уровень привлечения в их состав людей, исходя из принципов их профессиональной компетентности и отдачи приоритета государственным интересам, а не выдвижения со стороны каких-либо влиятельных персон. Вместе с тем Агентству и его руководству недостает активности и механизмов воздействия на другие госорганы в целях повышения качества оказания ими тех или иных услуг населению.
Вопреки пессимистичным ожиданиям ряда экспертов и общественности, Умирзак Шукеев (10-ое место) в целом справился с обязанностями председателя правления АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». Несмотря на отсутствие соответствующего опыта в сфере корпоративного управления, он сумел сохранить определенную преемственность и позитивные результаты рабочего процесса данного квазигосударственного органа, достигнутые при его предыдущем руководстве. Одновременно Шукеевым и его командой были приняты меры, призванные улучшить работу ФНБ «Самрук-Казына», включая сокращение персонала «дочерних» компаний, создание Центра социального партнерства, разработку и внедрение программы сокращения затрат с целью повышения эффективности деятельности компаний группы, привлечение зарубежных консультантов и т.д. Большую работу ФНБ «Самрук-Казына» также проделал по популяризации и продвижению программы «Народное IPO», включая привлечение свыше 25 тыс. заявок на приобретение акций АО «КазТрансОйл». Вместе с тем в работе ФНБ «Самрук-Казына» сохраняется большой уровень непрозрачности, что особенно касается вопросов распределения между структурными подразделениями и «дочерними» компаниями холдинга и расходования ими бюджетных средств. Не ясны также критерии подбора кадров на работу в фонд и его подведомственные организации и установления высокой заработной платы их сотрудникам. Тем самым Шукееву как первому лицу «Самрук-Казына» можно сделать замечание за фактическое игнорирование интересов граждан как налогоплательщиков и потребителей продукции и услуг подведомственных структур холдинга.
В актив вице-премьера и одновременно министра индустрии и новых технологий Асета Исекешева (11-ое место), в частности, можно включить успешное проведение 4 июля 2012 года индустриально-инновационного форума «Сильный Казахстан построим вместе!» с участием Президента РК и презентацией 6 крупных промышленных предприятий, запущенных в рамках госпрограммы Форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР). Кроме того, Исекешев возглавил государственную комиссию по подготовке и проведению международной специализированной выставки ЭКСПО-2017, что является серьезным показателем доверия к нему со стороны Главы государства. С другой стороны, Исекешеву приходится разрываться между исполнением обязанностей вице-премьера и руководством работой Министерства. Возможно, что этот фактор влияет на те сложности и недостатки, которые наблюдаются в процессе правительственного контроля за реализацией госпрограммы ФИИР в регионах. Особенно это касается сбоев и даже откровенного простаивания в работе некоторых предприятий после их торжественного открытия. В результате вице-премьер и его команда пока не обеспечивают полноценную динамику ФИИР.
Замыкает список аким Западно-Казахстанской области Нурлан Ногаев. В его пользу, в частности, свидетельствуют положительные оценки Президента РК по достижениям в развитии Западно-Казахстанской области, которые он выразил по результатам своей поездки в регион в мае прошлого года. При этом Глава государства сделал акцент на реализацию в области программы «Питьевая вода» и создание рабочих мест для молодежи. Позднее на совещании по развитию регионов Президент также отметил опыт руководства области по эффективному стимулированию развития МСБ посредством предоставления доступных кредитов.
Также агентство «Рейтинг.kz» представило рейтинг самых неэффективных чиновников. В первую тройку вошли Григорий Марченко, Калмуханбет Касымов и Асылжан Мамытбеков.