Daimler: не EV-first, а EV-only
Концерн Daimler обнародовал стратегию перехода на электромобили и скорректировал свою глобальную цель, которая теперь называется не EV-first, а EV-only.
Однако действовать в этом направлении Daimler будет осторожно. Как заявил глава концерна Ула Кэллениус, Mercedes готов полностью перейти на электромобили уже к концу этого десятилетия. Но с важной оговоркой: это произойдет только в тех странах, где к такому шагу готов рынок.
Ближайшей электрической новинкой в этом году станет седан Mercedes EQE (аналог E-класса), а в 2022-м ожидается дебют двух кроссоверов, которые пока условно называются EQE SUV и EQS SUV (включая версию Maybach). К концу следующего года Mercedes будет иметь восемь электрических моделей, производимых на семи заводах.
В дальнейшем электрические версии появятся и у других моделей, включая даже G-класс. Новым символом перехода на электротягу должен стать концепт-кар Mercedes EQXX. Он дебютирует в 2022 году, будет иметь очень обтекаемый кузов и пробег более 1000 км на одной зарядке. К 2025-му компания планирует довести долю электрифицированных машин, включая гибриды, в структуре продаж до 50%, хотя еще недавно прогнозировалось 25%. Одним из оплотов реализации этого плана назван Китай, где спрос на электрокары особенно высок.
Daimler пока не обсуждает полный отказ от машин с двигателями внутреннего сгорания. Однако после 2025 года концерн станет разрабатывать только электрические платформы и тогда же представит три универсальные архитектуры для разных сегментов рынка. Платформа MB.EA ляжет в основу среднеразмерных и крупных легковых моделей, AMG.EA адресована спорткарам, а для легких коммерческих моделей готовится архитектура VAN.EA.
С 2022 по 2030 год Daimler собирается инвестировать в электромобили 40 млрд евро. Часть финансирования пойдет на разработку электродвигателей с осевым магнитным потоком, которые должны стать компактнее и экономичнее нынешних. В разработке находятся и унифицированные аккумуляторные ячейки, из которых будут делать тяговые батареи для 90% выпускаемых машин. Уже скоро должны появиться аккумуляторы с кремниево-углеродным анодом, а в более далекой перспективе - твердотельные батареи. Для производства аккумуляторов планируется строительство восьми дополнительных гигафабрик общей мощностью 200 ГВт/ч в год. А в немецком Куппенхайме уже в 2023 году заработает предприятие по переработке старых аккумуляторов.
Все это не отменяет дальнейшую модернизацию существующих бензиново-дизельных платформ (а до 2025 года и создание новых). Тем не менее красноречивее всего о снижении приоритета этого направления говорит другое заявление: к 2026 году инвестиции в развитие ДВС и гибридных систем сократятся на 80% по сравнению с 2019-м.
Volkswagen: единая электроплатформа
Концерн Volkswagen представил стратегию развития под названием New Auto, которая обещает глобальные перемены к 2030 году. Речь идет о переходе на электромобили, хотя он должен стать не таким быстрым, как планируют другие компании. На это будет потрачено 73 млрд евро до 2025 года, и это только половина запланированных инвестиций.
Сейчас доля батарейных машин в глобальных продажах концерна VW всего 6%, но к 2030 году она должна вырасти до 50%, а к 2040-му вплотную приблизиться к 100%.
В ближайшем будущем концерн собирается серьезно повысить прибыльность электромобилей благодаря увеличению объемов производства и снижению цен на аккумуляторы. Автомобили с двигателями внутреннего сгорания, наоборот, будут становиться все менее выгодными - главным образом из-за скорого введения эконорм Euro 7 (переход на них потребует больших затрат) и растущей налоговой нагрузки. Поэтому Volkswagen уже начал сокращение линейки моделей и силовых агрегатов. По прогнозу, уже через 2-3 года маржинальность электрокаров и моделей с ДВС сравняется.
Главная новость: Volkswagen планирует разработку универсальной электроплатформы SSP (Scalable Systems Platform), которая станет единой для всех легковых брендов концерна! В перспективе она заменит не только все существующие модульные платформы (MQB, MLB, MSB, MEB), но и платформу PPE, которая будет готова только через 2 года и ляжет в основу крупных и дорогих электрических моделей. Для разработки SSP в Вольфсбурге создан отдельный научно-технический центр, инвестиции в который составят 800 млн евро. Перспективные проекты Artemis и Trinity будут использовать архитектуру SSP, а первая серийная модель на ней должна появиться в 2026 году. По плану общий объем выпуска электромобилей на основе SSP превысит 40 млн экземпляров, причем для увеличения тиража VW будет предлагать эту платформу и сторонним производителям.
Конечно, это не значит, что условные Volkswagen Polo и Porsche Cayenne будут иметь одинаковую технику. Речь в первую очередь об унификации модулей и производственных процессов. Но важным пунктом в разделении брендов и моделей также станет программное обеспечение и набор предоставляемых сервисов. К 2025 году дочерняя компания Cariad разработает единую операционную систему нового поколения, которая в разных вариациях станет использоваться во всех автомобилях концерна VW. Собственное ПО позволит не только гибко настраивать функционал в зависимости от модели, но и оперативно обновлять софт и интегрировать новые возможности. Также совместно с компанией Argo AI уже ведется разработка автопилота четвертого уровня, а на 2025 год намечен запуск проката беспилотных авто.
К 2030 году Volkswagen планирует подготовить унифицированный формат твердотельных ячеек тяговых батарей, которые окажутся вдвое дешевле нынешних литий-ионных (хотя до того времени будет вестись их совершенствование). В марте концерн анонсировал строительство в Европе шести гигафабрик по выпуску аккумуляторов общей производственной мощностью 240 ГВт/ч. Первый из этих заводов - совместное предприятие VW и Northvolt в шведском городе Шеллефтео - начнет работу в 2023 году. Открытие второго завода намечено на 2025 год в немецком Зальцгиттере на пару с китайской компанией Gotion High-Tech. Третья гигафабрика должна запуститься в Испании, а расположение оставшихся трех еще не утверждено.
Утилизацией старых аккумуляторов Volkswagen уже занимается, но в планах - создание замкнутого цикла, в котором из отслуживших батарей после требуемой переработки будут делать новые аккумуляторы.