К официальному искусству советских времен можно относиться по-разному. Критиковать за пафосность, многочисленные клише и стереотипы. Хвалить за жизнеутверждающее начало, интернационализм, неравнодушие к судьбе простого человека. Как обычно в подобных ситуациях, идеальным арбитром становится время. И оно выносит свой вердикт, пускай неспешно, выждав, пока улягутся страсти. Термин «социалистический реализм» массово вошел в употребление в 1934 году после того как Максим Горький использовал его на первом съезде советских писателей. С тех пор на долгие годы в Советском Союзе культура стала средством агитации и пропаганды. Идеологически выдержанные работы, чья монументальность распространялась даже на натюрморты.
«Было время, когда работы советских художников в стиле соцреализма у нас почти не продавались, – рассказывает антиквар из Санкт-Петербурга Игорь Меерович. – У меня в салоне простаивала целая подборка Лениных, Брежневых и всевозможных рабочих-колхозников. Крайне редко приобретали что-нибудь связанное со Сталиным и его эпохой. Где-то лет десять назад начали потихоньку брать, и я, соответственно, стал увеличивать цену. Сейчас ценники на приличный соцреализм, по сравнению с тем же 2000 годом, выросли минимум в пять раз, и полагаю, что впереди только рост».
Похожая ситуация и на казахстанском арт-рынке, только уровень цен у нас несколько иной. Многие приобретают подобные работы в ностальгическом порыве, как символ ушедшей эпохи. Сегодня мастера соцреализма 50-х – 80-х годов снова на волне популярности. Свидетельство тому: успешные аукционные продажи советской живописной школы.
«Когда-то это стоило совсем недорого. Одну коллекцию нам даже из-за границы привозили в пределах ста долларов за полотно, – продолжает тему антиквар из Алматы Мина Бакарасова. – Роскошные картины, именитые авторы. Это было лет 15-20 назад. На Украине в то время было выгодно приобретать работы. Один раз мы даже Шарденова там купили.
Много соцреализма увезли когда-то иностранцы, сочетание цена-качество тогда было изумительное, ну как не взять по такой цене и, естественно, отложить в долгий ящик. Мы тогда прекрасно понимали, что придет время, и этого не будет. И вот теперь это время пришло. На сегодняшний день соцреализма либо нет на рынке, либо за него просят очень хорошие деньги. Люди начали разбираться, что авторы там зачастую высококлассные художники, профессора. Многие состояли в Союзе художников СССР. А туда кого попало не принимали, этого нужно было добиться. И я считаю, что даже сейчас их работы рановато за среднюю цену продавать. Сегодня стартовая цена за подобные работы начинается от тысячи долларов. А если брать что-то посерьезнее, то в той же московской галерее «АртИнвест» очень хорошо идут продажи именно соцреализма. В России цены, конечно, повыше, чем у нас. Были случаи, когда цена работы переваливала за миллион долларов.
То, что когда-то могло валяться на чердаке, сегодня уже миллионы стоит, – продолжает антиквар. – Поэтому к любому искусству надо всегда относиться с пиететом. Если это холст-масло и видно, что это не ученическая рука, никогда не надо выкидывать или задешево продавать. Желательно просто разобраться в этом. Хочется отметить, что в советские времена портреты партийных деятелей даже неподписные делали лучшие художники, просто подписывать было нельзя. В долгосрочной перспективе соцреализм еще будет расти в цене. Во многом потому что в свое время огромное количество работ этого направления скупили китайцы. Они ездили и массово приобретали картины в той же России. У китайцев сейчас много денег, и они знают, что если они вложились в соцреализм, это рано или поздно на их китайских торгах будет очень дорого стоить. Они очень прагматичные люди, они никогда не будут вкладывать деньги, если с этого хорошо не заработают. По их пути идут и некоторые европейские галереи. Там есть категория людей, увлеченных этим направлением, у нас, например, итальянцы много покупали, кое-что французы».
Некоторое время назад определенная группа искусствоведов в постсоветских республиках устроила настоящую травлю всего, что связано с искусством советского времени. Досталось и соцреализму. Особо рьяные инквизиторы от искусства предлагали даже убрать работы этого направления из выставочных залов. Хорошо, что это практически нигде не получилось, и как бы ни хотелось поделить искусство на «правильное» и «неправильное», имена подлинных мастеров останутся в истории, а их работы всегда будут в цене.