Поскольку весну и лето мы «пропустили» из-за коронавирусной эпидемии, для подавляющего большинства казахстанских учреждений «период расцвета» наступил осенью этого года. На этой неделе послабления коснулись объектов общепита (теперь им разрешено работать с пяти утра и до двенадцати ночи), возобновили свою работу театры, при условии заполняемости зала не более чем на 50%, бары и рестораны потихоньку расширяют посадку, и лишь кинотеатры, которые были закрыты в числе первых в марте этого года, по-прежнему остаются закрытыми.
На днях в сети появилась петиция, созданная Альянсом кинотеатров Казахстана, казахстанскими кинопроизводителями и неравнодушными зрителями. В тексте, который адресован президенту страны Касым-Жомарту Токаеву, просят «отменить запрет и разрешить деятельность кинотеатров с применением ограничительных мер, рекомендованных министерством здравоохранения».
Однако казахстанские чиновники в один голос вторят о «второстепенности»
киноиндустрии в экономической и культурно-социальной жизни страны. Так,
например, в Усть-Каменогорске местные власти на вопрос о том, почему
открыты, например, фитнес-центры, но закрыты кинотеатры, ответили, что от
последних слишком малая налоговая доходность. Неожиданный момент был подгадан для проявления прагматизма.
Давайте посчитаем. Если верить данным, одна только сеть Kinopark&Kinoplexx Theatres, занимающая 30% рынка, ежегодно приносит около 1 млрд тенге налоговых отчислений. Несложные математические вычисления подводят нас к цифре около 3 млрд тенге недополученных государством налогов.
Давайте поговорим и о «повышенном риске заражения коронавирусной инфекцией», которую несут кинотеатры. Каждый казахстанец помнит, что пик заражения в стране произошел в июне текущего года. К тому времени кинотеатры не работали более трех месяцев.
Отметим, что кинозалы оснащены самыми современными системами вентиляции воздуха.
В то же время ни в одной из стран мира не было выявлено ни одного случая, когда всплеск заражения произошел среди посетителей одного кинотеатра.
К слову, еще раз о зарубежном опыте. Кинотеатры России, Китая и ряда европейских стран использовали посткарантинный период и перенос голливудских релизов, чтобы дать возможность реализации национальной кинематографии. Так, например, китайский кинопрокат практически вернулся к докарантинным кассовым сборам исключительно за счет локальной продукции, российские дистрибьюторы забили прокатную сетку местными картинами до конца текущего года.
Фактически, учитывая стабилизацию по уровню заражаемости коронавирусной инфекцией, казахстанские власти могли бы открыть дорогу креативному классу страны и дать отечественным кинематографистам несколько месяцев бесконкурентного поля для проката своих проектов. Ведь кризис – это не только время потерь, но и больших и неожиданных возможностей.
Но, увы, для отечественных чиновников киноотрасль стала своего рода «витриной» борьбы с коронавирусом и неважнейшим из всех видов искусств.
Материал предоставлен компанией "Кинопарк"