Как TikTok удается обходить своих конкурентов-гигантов

Простота при создании контента – главное отличие приложения

Share
Share
Share
Tweet
Share

Когда китайский бизнесмен Чжан Имин основал компанию ByteDance, которая в последующем создала известное приложение TikTok, ему было 28 лет. О его детстве, родителях и начале пути в качестве предпринимателя мало что известно. Имин старается тщательно скрывать свою личную жизнь.

Первым крупным проектом ByteDance стало создание мобильного приложения Toutiao – это новостной портал, который удовлетворял потребность в информации людей с разными интересами. На китайском рынке ничего подобного на тот момент, то есть в 2012 году, не было. Кстати, Toutiao существует и до сих пор. Тогда фишкой приложения было использование искусственного интеллекта, благодаря которому оно обучалось, учитывая привычки пользователей, и уже само начинало выбирать и предлагать им подходящие материалы. Увидев, какой успех получил Toutiao, ByteDance продолжила разрабатывать актуальные для рынка продукты и в 2016 году создала хостинг Douyin, который и стал «отцом» TikTok. Его целевой аудиторией были жители Китая.

Но TikTok не был бы самим собой, если бы не приложение Musical.ly, запущенное в КНР в 2014 году. Его цель заключалась в том, чтобы помочь в обучении молодежи с помощью пятиминутных образовательных роликов. Однако создатели решили сменить принцип работы приложения, поскольку аудитория не хотела смотреть такие длинные видео, а экспертам наоборот было сложно уместить свои мысли в 5 минут. Так Musical.ly превратился из edu-проекта в развлекательную платформу с 15-тисекундными видеороликами под фонограмму, которые записывали сами пользователи, а ее аудитория резко выросла. Одним из лучших маркетинговых решений разработчиков было вставлять в каждое видео логотип с адресом сайта и названием приложения.

Фортуна повернулась к Musical.ly лицом в 2016 году, когда закрылся сервис Vine, который был его конкурентом. Параллельно с этим ByteDance проводила свои изменения. К 2017 году у Douyin появился дочерний TikTok, а затем ByteDance в том же году выкупила Musical.ly и объединила его с TikTok, таким образом приложение получило тот вид, который всем знаком сегодня.

Объединенная аудитория стартапа составила 1,2 млрд человек. Однако эксперты в сфере мобильных приложений раскритиковали подобную коллаборацию и предрекали проекту скорый крах. В противовес их прогнозам география зрителей резко выросла.

Конкурентами TikTok были Instagram, YouTube, Vine и Coub. Помимо них у приложения стали появляться аналоги, например, Like от Bigo в 2017 году, создателем которого стали китайские предприниматели Лэй Цзюнь и Дэвид Ли. Концепция и история двух проектов очень похожи, как и их аудитория. Прямой борьбы между ними нет, они хорошо уживаются, несмотря на регулярное дублирование нововведений разработчиками одного приложения создателями другого и наоборот.

Простота при создании контента – главное отличие TikTok от конкурентов. Например, в отличие от YouTube, приложение изначально разрабатывалось для мобильных устройств. Это дает китайскому сервису преимущества в производительности: пользователь может создавать, редактировать и публиковать видео даже на слабых смартфонах. Так же как Toutiao, TikTok использует искусственный интеллект для улучшения взаимодействия с пользователем.

В мае 2018 года произошел конфликт между Чжаном Имином и главой Tencent Пони Ма. Пони Ма ругал приложение Douyin за нецензурный контент, а Чжан Имин обвинил WeChat в намеренной блокировке видео сервисов ByteDance и подал за это в суд на Tencent. В ответ на это Tencent обвинила ByteDance в распространении запрещенного цензурой контента. ЧжанИмин резко отреагировал на обвинение и подал на Tencent в суд за распространение ложной информации. В иске он потребовал компенсацию в размере 1 млн юаней ($157 тыс.). В июне 2018 года Tencent подала встречный иск в суд Пекина, обвинив Toutiao и TikTok в клевете.

Летом этого года издание The Wall Street Journal со ссылкой на анонимные источники сообщило, что ByteDance пытается договориться с Белым домом о неполной продаже американского сегмента приложения в канун приближающегося запрета его работы на территории США.

3 августа Дональд Трамп пригрозил запретить работу TikTok на территории страны, если оно не будет продано американской компании до 15 сентября. Позже он подписал два указа, запрещающие гражданам США заключать сделки и осуществлять транзакции с китайскими компаниями ByteDance и Tencent, а также их дочерними структурами. В США полагают, что приложение может передавать информацию о пользователях китайским спецслужбам. Опять же в августе заявки на покупку американского сегмента приложения подали Oracle и Microsoft.

А 14 августа ByteDance отказала Microsoft. «ByteDance сообщил нам сегодня, что они не будут продавать бизнес TikTok в США Microsoft», – процитировали «Ведомости» сообщение Microsoft. Компания выразила уверенность в том, что ее предложение было бы полезно для пользователей TikTok и при этом защитило бы интересы национальной безопасности. И сразу после этого Oracle подтвердила покупку американского сегмента TikTok. Как будет проводиться сделка и как Oracle будет развивать бизнес, не уточняется. Компания называет себя не покупателем, а надежным поставщиком технологий. Стоимость сделки не уточняется. Планируется, что Oracle станет технологическим партнером китайской ByteDance.

Однако, по сообщению WSJ, Дональда Трампа не устраивают условия соглашения между Oracle и ByteDance, в соответствии с которым американская компания станет технологическим партнером TikTok в США.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Новости партнеров: