Все началось в 1982 году в Копенгагене, когда молодой ювелир Пер Эниволдсен решил открыть в центре города небольшой магазин украшений и назвал его Pandora, в честь мифической женщины, созданной греческими богами. Нужно отдать должное его вкусу и вкусу его жены Винни, которая поддерживала супруга и помогала, ассортимент их товара состоял в основном из ювелирных украшений из стран Азии, сделанных из сплавов серебра и с необычным дизайном. Но что еще очень важно – цены в магазине Эниволдсен были невысокими, в отличии от того, что предлагали европейские ювелирные бренды. Однако вскоре супруги захотели вырасти – создавать собственные коллекции ювелирных украшений, открыть розничные магазины по всему миру.
Отточив стиль и скорость производства, Пер стал одним из ведущих ювелиров столицы Дании. Желание дать женщинам во всем мире модные оригинальные украшения, не разоряя их при этом, стало отправной точкой успеха бренда, а затем и причиной его популярности на всех континентах.
В 1987 году супруги Эниволдсен пригласили в свой бизнес дизайнера Лоуна Франдсена, который создал первую уникальную коллекцию ювелирных изделий - браслеты из золота, серебра, кожи и дерева, которые быстро пришлись покупателям по душе. Продукцию начали узнавать по ее уникальному стилю и быстро сметали с полок.
Первая производственная линия Pandora заработала в Таиланде в 1989 году. Через 3 года здесь открылось второе предприятие, а в 2010 году – третье и четвертое. Все это были высокотехнологичные фабрики, которые сейчас обеспечивают украшениями 3 тыс. розничных магазинов-франчайзеров в более чем в 100 странах мира.
Самая известная концепция сборного ювелирного украшения появилась в 1999 году. Каждая покупательница могла выбрать бусины и шармы по своему вкусу. Первая коллекция уникальных браслетов со сменными подвесками получила название Pandora Charm и появилась в продаже в 2000 году. Это было больше, чем украшение, своего рода ювелирный конструктор, позволяющий создать уникальную модель с таким набором бусин, который хочет владелица. Браслет изготавливали и продолжают производить из золота, серебра, натуральных камней, муранского стекла, дерева и разных других материалов. Есть бусины с надписями, символами и изображениями: рождественские елки, пудинги, духи, гондолы, куклы, ежи и т.д. Такой подход позволил Pandora получать хороший доход. Стоило женщине стать владелицей одного браслета бренда, как у нее появлялось желание создавать для себя все новые и новые экземпляры.
Все элементы делали вручную, а дизайн каждого хорошо продумывался. Новые украшения исчезали с прилавков магазинов буквально на глазах. Коллекция была распродана за 2 месяца, а бренд стал известен далеко за пределами Дании: Pandora покорила рынки США, Канады, Австралии и Германии, начала активно развивать дистрибьюторскую сеть и открывать новые фабрики.
Компания ежегодно стала презентовать 7 новых коллекций, то есть одну каждые два месяца, чтобы покупатели постоянно имели доступ к новинкам и полюбившимся бусинкам. Таким образом ей удалось обойти таких конкурентов как итальянская компания Nomination и датскую Trollbeads.
Вместе с тем Пер решил добавить в свои магазины элемент интерактивности. Например, в бутике Pandora, расположенном в торговом центре на Манхеттене, появился сенсорный экран, который выдает всю информацию о выбранном украшении, плюс, голографическое устройство, позволяющее увидеть понравившиеся подвески в 3D-формате.
Интерьеры магазинов изначально были выполнены в белых тонах, как бы намекая на скандинавское наследие. Белый оттенок использовался как символ чистоты и легкости. С его помощью создавалась подходящая для покупок атмосфера. Затем в оформлении появился еще и розовый – для привлечения молодой аудитории.
Что касается логотипа Pandora, то он представлял собой название бренда, написанное черным цветом на белом фоне, а над буквой «о» нависал небольшой символ – корона. Этот символ активно используется и отдельно.
Изделия со сменными подвесками стали настолько популярны, что в некоторых магазинах появлялись целые очереди покупателей, которых не интересовало ничего, кроме знаменитых бусин. Таким образом, компания смогла увеличить свой доход - с 287 млн долларов в 2008 году до 528 млн долларов в 2009-ом. С тех пор популярность браслетов бренда в Соединенных Штатах только росла.
В 2010 году в ювелирном доме Pandora работало 4 300 сотрудников, из семейного магазинчика она превратилась в публичную компанию, разместившую свои акции на Копенгагенской фондовой бирже, в ходе торгов на которой была оценена в 5,1 млрд долларов. Спустя 2 года совокупный доход компании составил 900 млн евро.
Бренд начал дважды в год выпускать специальные коллекции с ограниченным количеством украшений, а средства от продаж перечисляет на благотворительные проекты фонда. В 2011 году ежесекундно в мире продавалось по одному изделию Pandora. Когда в компании решили сделать ставку на более дорогие и эксклюзивные украшения, потребительский интерес снизился и акции упали в цене на 80%. Тогда было решено вернуться к массовому рынку и изготовлению традиционных изделий.
В 2014 году на долю Штатов и Европы приходилось 90% продаж, а в 2015-ом Pandora объявила о планах увеличить свое присутствие в Китае. Тогда были выкуплены акции Oracle Investment и подписан договор об открытии новых магазинов. В том же году она вошла в топ-3 мировых ювелирных компаний по выручке в размере 2,4 млрд долларов и уступала только Tiffany & Co с оборотом в 4,25 млрд долларов и Cartier с оборотом 6,1 млрд долларов. Ювелирные украшения бренда стали абсолютными лидерами продаж в сегменте масс-маркет. А через год рыночная капитализация ювелирного дома достигла своих пиковых значений - 13,8 млрд долларов, таким образом она стала самой дорогой публичной ювелирной компанией в мире.
А в соцсетях набирало обороты движение по частной продаже шармов Pandora. Пользователи объединялись в фан-группы и выкладывали в сеть купленные бусины для дальнейшей продажи. Например, в Малайзии общество на Facebook насчитывало больше 16 тыс. поклонников, а в Австралии – около 10 тыс. В таких фан-группах можно было найти редкие шармы, которые появлялись в эксклюзивных коллекциях с ограниченным количеством или в первые годы работы бренда, когда он еще не был известным. Например, голубой цветок, принцесса на горошине, шляпа Андерсена, winiper - существо с телом льва, головой жирафа и крыльями шмеля. Последняя фигурка была создана специально для сотрудников компании и не продавалась в магазинах.
Однако с 2018-го Pandora начала терять завоеванные позиции. Объемы продаж, маржинальность и рентабельность бизнеса стали падать, на этом фоне капитализация компании снизилась наполовину до 7 млрд долларов.
В 2019 году компания провела ребрендинг с целью отстройки от конкурентов - Tiffany & Co и Swarovski - и привлечения молодежи, по результатам которого Pandora стала розовой. Этот оттенок должен был освежить бренд и сделать его более современным. Изменился и сам логотип. Линии шрифта без засечек стали толще, а просветы между буквами уменьшились. Также исчезла линия под символом короны. Сам значок, представляющий собой коронованную букву «о» на розовом фоне, стал монограммой бренда.
Стараясь идти в ногу со временем, Pandora в рамках участия в Глобальном договоре ООН, стремится минимизировать воздействие своего производства на природу, уменьшив потребление энергии и воды, а также внедрила программы по переработке отходов с целью повторного их использования в производстве. Компания планирует полностью перевести свои фабрики на возобновляемые источники энергии, сократить выбросы в атмосферу углекислого газа и увеличить повторное использование воды.
В 2019 году на ее заводах было переработано 23% употребляемой воды, а такие материалы, как гипс, стекло, резина и воск, задействованные в производстве, отправлены для повторного использования.
В 2020 году Pandora начала использовать упаковку, коробки и сумки с минимальным содержанием пластика.