Manolo Blahnik во всем мире у людей ассоциируется с роскошью и элегантностью. История началась на банановой плантации Канарских островов, куда в конце 1930-х годов бежал уроженец Чехословакии от наступающего фашизма. Найдя там убежище, он встретил дочь владельцев банановых плантаций, сделал ей предложение и женился. В 1942 году у супругов родился сын, которого назвали Мануэль Бланик Родригез. В публичных источниках имена родителей будущего дизайнера не упоминаются.
В детстве мальчик много времени проводил в одиночестве, поскольку сверстники считали его странным. Однако Бланик по-настоящему одиноким себя не чувствовал. С раннего детства Мануэль с большим интересом относился к обуви, так как пытался смастерить туфли для своей ручной обезьянки и любимой собаки, придумывал туфли и ботинки из алюминиевой фольги для ящериц. Сам же любил носить эспадрильи - обычные веревочные туфли, в которые обувались в это время большинство жителей Канарских островов. Только вот маленький Маноло превращал их в авторские, украшая всем, что попадалось ему под руку: монетками, ракушками, камешками.
Когда мальчику было 12 лет, семейство переехало на материк и его отдали в школу в Женеве. После ее окончания он поступил в университет, где изучал литературу, но оставался там недолго. Однако довольно быстро понял, что это не дело всей его жизни и переехал в Париж, где занялся сценографией. Здесь Маноло устроился в антикварный салон и поступи слушателем в Парижскую школу изобразительных искусств. Но вскоре оставил столицу моды и переехал в Лондон, где тоже посещал лекции по искусству. Параллельно Бланик работал над постановкой «Сон в летнюю ночь», писал модные обзоры для журналов. Маноло с легкостью заводил друзей среди британской богемы, несмотря на то, что сам был из другого общества. Одной из подруг Бланика была дочь Пабло Пикассо, Палома, именно она, заметив его талант, показала его рисунки своей приятельнице. По велению судьбы та оказалась легендарной Дианой Вриланд, директором Института костюма Метрополитена. Ее внимание привлек эскиз босоножек на головокружительно высоком каблуке, украшенных вишнями. Видение Бланика было смелым и даже странным.
Вриланд захотела встретиться с Маноло и, встретившись, сразу же заявила ему, что он должен создавать обувь. Вспомнив о своем детском увлечении и, вдохновленный словами Дианы, Маноло начал самостоятельно изучать тонкости обувного производства: посещал фабрики, говорил с мастерами. Через пару лет после того знакового разговора он уже разработал свою первую коллекцию обуви для показа самого известного британского модельера того времени Осси Кларка, которого никогда не уставал благодарить за путевку в модную индустрию. Вскоре после своего дебюта он открыл собственный магазин в одном из самых модных районов Лондона – в Челси, где проводили дни и ночи звезды сцены, модели, журналисты и фотографы.
Маноло Бланик в сущности не был большим поклонником дерзкой и почти вульгарной моды семидесятых годов. Танкетки и платформы ему не нравились. Что касается каблуков, то оставалось только убедить клиенток в том, что им они тоже нравятся. Человек утонченный, с безупречным вкусом Маноло Бланик нашел баланс между элегантностью, дерзостью, иронией, агрессией и изысканностью. Яркие гладкие туфли с каблуками-стилетами, аккуратно декорированные, с ремешками, нежно обвивающими ногу, или сверкающими пряжками – такой ассортимент пришелся девушкам из Челси по душе. И звездам экрана тоже. Оценили талант Бланика и известные модельеры – он сотрудничал с Кельвином Кляйном, Джоном Гальяно.
Обувь от Маноло Бланика – кинематографична по своей сути. Он разрабатывал аксессуары для многих фильмов, клипов и сериалов. Помимо Кэрри Брэдшоу, его туфли носила, например, королева Мария-Антуанетта в одноименном фильме Софии Копполы, а Дженнифер Лопес появлялась в своих клипах в его головокружительных ботильонах на шнуровке, сразу же задав мировой тренд на эту модель.
Жизни самого дизайнера посвящена документальная кинолента «МАНОЛО: Мальчик, который шил обувь для ящериц» режиссера Майкла Робертса. Постоянными клиентками бренда стали Сара Джессика Паркер, Наоми Кэмпбэлл, Анна Винтур, Мадонна и Кайли Миноуг.
Маноло Бланик всегда был художником – но это слово применительно к себе терпеть не может, ведь обувной дизайнер должен быть в первую очередь хорошим ремесленником, мастером своего дела, а не полагаться во всем на полет фантазии и внешние эффекты. Однако он, например, является пылким сторонником ручного эскизирования, и пока компьютерное проектирование становилось все популярнее, не изменяет соболиным кистям и акварели. Каждый созданный им эскиз – это произведение искусства, а сам процесс сродни медитации. Он до сих пор разрабатывает модели полностью самостоятельно, без помощников, ассистентов и «подмастерьев».
Однако не меньше Бланик с годами полюбил проводить время на фабриках. Он и сегодня контролирует процесс создания коллекций буквально от и до – наблюдает за созданием трехмерных моделей, строгает вручную колодки и пришивает стельки, чтобы продемонстрировать мастерам, как в итоге должны выглядеть туфли. Энергичный человек в белоснежном лабораторном халате с шелковым платком в нагрудном кармане (не утилитарности – красоты ради), вездесущий, успевающий следить за всем и всеми – таким он пришел впервые на обувную фабрику, таким и остается по сей день.
«Всю мою жизнь происходят странные вещи. Я вспоминаю Мадрид: меня вместе с Педро Альмодоваром снимает Марио Тестино в огромнейшей студии, в которой воссоздали 1985 год. Не понимаю, как им это удалось. В стране кризис и экономика в плохом состоянии, а они устроили такое! Мы с ними очень много смеялись на этой съемке, для меня невероятное ощущение – находиться рядом с Альмодоваром», - вспоминал в одном из интервью Бланик.
Современные дизайнеры обуви не скупятся на смелые эксперименты - в новых коллекциях можно увидеть туфли-бананы и обувь из высокотехнологичного пластика.
В кинокартине «Голод», вышедшей на экран в 1983 году, Катрин Денев появилась в костюмах Yves Saint Laurent, дополненных парой классических черных туфель-лодочек Manolo Blahnik. Дэвид Боуи не отствал от партнерши и появился в триллере в образе обворожительного вампира.
В 1990 году Маноло Бланик выпустил туфли, которые стали бешено популярны среди женщин и воспринимались как символ бренда, это остроносые лодочки на шпильке. 2000 год ознаменовался для дизайнера выпуском туфель с открытым носком и задником, которые назвали Tortura.
Множество поклонников дизайнера не в курсе, но пара босоножек Manolo Blahnik появилась в экранизации «Ромео + Джульетта» База Лурмана в 1996 году, где главные роли исполнили Леонардо ДиКаприо и Клэр Дейнс. Специально для фильма маэстро создал золотые сандалии в духе Греции, которые идеально сочетались с костюмом ангела Джульетты.
Маноло Бланик является первым дизайнером обуви, которого в 2003 году удостоили персональной выставки в лондонском Музее дизайна. Через пару лет он создал обувь для фильма Софии Копполы «Мария Антуанетта», который получил Оскара в номинации «Лучшие костюмы».
Свадебные Manolo Blahnik — туфли-лодочки с драгоценными пряжками Hangisi — были замечены на Леди Гаге на съемках «Дома Gucci». Фильм рассказывает историю семьи, которая создала итальянский дом моды. Хотя эта модель хорошо подходит для гламурного стиля героини Патриции Реджани, выбор оказался исторически неточным. Туфли появились в коллекции весна-лето 2008 года. А свадьба Реджани состоялась 35 лет назад.
Во легендарной кинокартине 2006 года «Дьявол носит Prada» ассистентка Энди (Энн Хэтэуэй) просит Найджела (Стэнли Туччи) помочь ей в преображении. Он вручает ей пару Manolo Blahnik из модного гардероба редакции Runway. Поначалу вяло сопротивляясь, Энди все же не может скрыть восхищения. Эти туфли совершенны.
В 2007 году Маноло Бланик за вклад в развитие английской индустрии моды становится кавалером ордена Британской империи.
Начиная с 2011 года бренд Маноло Бланик решил расширить свои горизонты и начал сотрудничество с маркой TОUS, делающей ювелирные украшения, вместе они выпустили потрясающую коллекцию, в которую входили подвески-туфельки, которые были украшены позолоченым серебром, золотом и бриллиантами. В том же 2011-ом поклонники «Сумерек» насладились предпоследней частью саги. Байкерские ботинки и кроссовки, пожалуй, более привычны для Беллы Свон (Кристен Стюарт). На свадьбу с Эдвардом (Роберт Паттинсон) она выбрала лодочки Manolo Blahnik. Интересно, что художники по костюмам выбрали модель на шпильке, созвучную с фамилией героини Swan.
2012 год принес дизайнеру наивысшую награду в области моды в Великобритании - British Fashion Awards. Туфли Manolo Blahnik были очень популярны среди актрис «Сплетницы». В сериале главные героини — Блэр (Лейтон Мистер) и Серена (Блейк Лайвли) — часто выбирали именно их из великого множества обуви в своих гардеробных. А затем отправлялись украшать своими ножками в Manolo Центральный парк и улицы Верхнего Ист-Сайда.
В фильме «Волк с Уолл-стрит», вышедшем в прокат в 2013 году, одна из впечатляющих сцен та, где Наоми (Марго Робби) вместе со своим мужем (Леонардо ДиКаприо) находится в комнате их дочери. Художники по костюмам выбрали для Марго модель Camparinew Mary-Janes, которая идеально сочетается с мини-юбкой цвета фуксии и туфлями Manolo Blahnik.
В 2016 году Маноло Бланик выпустил джинсовую коллекцию, разработанную с Рианной. Итог совместной работы дизайнера с популярной певицей - 4 модели обуви из денима, украшенные пайетками и вышивками.
В мае 2017 года лучшие работы испанского дизайнера, которые он создавал на протяжении 45 лет, были показаны на выставке в Эрмитаже.
Свой первый специализированный мужской бутик в Лондоне, который находится рядом с женским магазином в Burlington Arcade, Маноло Бланик открыл в июле 2018 года. Бренд представляет в нем 4 коллекции в год. Раньше это была только женская обувь, но теперь Manolo Blahnik выпускает сумки и линейку мужской обуви.
В июле 2022 года бренд выиграл судебный спор в Китае, таким образом он получил право свободно использовать в стране свой товарный знак, что позволит расширить географию компании. Спор возник из-за другой торговой марки обуви Manolo & Blahnik, которая была зарегистрирована в Китае еще в 2000 году гражданином страны Фан Ючжоу. Поскольку в КНР действует право первого заявителя, Маноло Бланику и его одноименному бренду все 22 года было запрещено выходить на китайский рынок под своим названием. Сдвиги в законодательстве произошли лишь в 2019 году. Верховный народный суд КНР предоставил Маноло Бланику право опротестовать регистрацию «неправильного» бренда только в 2020 году. Спустя два года было принято окончательное решение суда, которое в Manolo Blahnik назвали «замечательным». Глава фирмы Кристина Бланик, племянница Маноло, охарактеризовала этот судебный процесс и невозможность выйти на рынок Китая как «огромную дыру в существовании компании». Первые партии товаров испанского бренда поступят в продажу в Китае во второй половине этого года.
Маноло не курит, не пьет, никогда не принимал наркотики, однако, у него есть своя зависимость, которую он сам называет абсолютной. Дизайнер любит шоколад. Пожалуй, его главной привычкой является то, что в каждом городе, в котором он бывает, покупает диски с немым или другие носители с немым кино. Дома у Бланика огромная коллекция таких фильмов, разделенная по каталогам.
Говоря о том, в чем основная проблема современных дизайнеров, Маноло Бланик называет то, что они слишком много всего создают, постоянно производят новое, делают пре-коллекции, круизные коллекции, вторые линии. Сам кутюрье считает, что коллекции должны быть безупречными, выпускать новые можно не чаще 1-2 раз в год. И что лучше делать меньше, но лучше. Сам же Бланик в творчестве вдохновляется художниками XX века. Одно время он восхищался только русским конструктивизмом, постоянно пересматривает работы этих художников. Особенно любит период русского балета, когда либретто писал Борис Кохно, а ставил спектакли Дягилев. Дизайнер любит литературу, итальянскую архитектуру. Созданная им обувь стала объектом модного фетиша для людей по всему миру.