Авторынок Казахстана: итоги марта
По итогам марта в Казахстане через официальные каналы было реализовано 13 134 пассажирских автомобиля (легковые, внедорожники, пикапы и минивэны). Рынок вырос на 4,7% к февралю и на 27,7% относительно марта 2022 года. Накопительный результат за I квартал – 35 787 автомобилей.
Первая десятка брендов в марте сложилась следующим образом: на первое место со второго вырвался Hyundai - 3757 единиц (+8,6% к февралю), сместив на вторую строку Chevrolet - 3516 ед. (-2,7%), Kia удерживает третье место - 2038 ед. (+12,2%), на четвертое поднялся Chery - 712 ед. (+6,7%), оттеснив на пятое Toyota - 590 ед. (-32,4%), шестой по-прежнему Exeed - 506 ед. (+36,7%), Jac продвинулся с восьмого на седьмое место - 362 ед. (+12,4%), Changan – с девятого на восьмое - 314 ед. (+27,1%), Haval скатился с седьмого на девятое место - 310 ед. (-11,9%), а замыкает десятку по-прежнему Lexus - 307 ед. (+29,5%).
По итогам I квартала топ-10 выглядит так: Chevrolet - 10 333 единицы, Hyundai - 9452 ед., Kia - 5576 ед., Toyota - 2066 ед., Chery – 2031 ед., Exeed – 1085 ед., Haval - 1032 ед., Jac - 911 ед., Lexus – 736 ед., Changan – 700 ед.
Среди премиум-брендов топ-10 не набралось, есть лишь «девятка», и она сформировалась так: первое место у Lexus - 307 единиц (+29,5% к февралю), второе у Audi - 100 ед. (+1150%), третье у BMW - 97 ед. (-11%), четвертый Mercedes - 61 ед. (+96,7%), пятый Cadillac - 22 ед. (+1000%), шестой Porsche - 21 ед. (+5%), седьмой Land Rover - 17 ед. (0%), восьмой Jaguar - 5 ед. (+150%), девятый Mini - 2 ед. (-33,3%).
В разрезе моделей в марте на первом месте седан сегмента В Chevrolet Cobalt с результатом 2364 единицы, на втором кроссовер сегмента С-SUV Hyundai Tucson – 1391 ед., на третьем кроссовер сегмента С-SUV Kia Sportage – 1062 ед., на четвертом седан сегмента В Chevrolet Nexia – 865 ед., на пятом кроссовер сегмента D-SUV Hyundai Santa Fe – 706 ед., на шестом седан D-сегмента Hyundai Sonata – 534 ед., на седьмом седан сегмента С Hyundai Elantra – 449 ед., на восьмом кроссовер сегмента D-SUV Kia Sorento – 381 ед., на девятом кроссовер сегмента С-SUV Chery Tiggo 7 Pro - 348 ед. и на десятом месте вернувшийся на местный рынок седан сегмента В Hyundai Accent - 268 ед.
Если же брать премиум-модели, то топ-10 сложился так: на первой строчке кроссовер сегмента E-SUV Lexus RX – 250 единиц, на второй кроссовер сегмента D-SUV Audi Q5 – 76 ед., на третьей кроссовер сегмента E-SUV BMW X5 – 64 ед., на четвертой кроссовер сегмента F-SUV Lexus LX – 44 ед., на пятой кроссовер сегмента F-SUV Cadillac Escalade – 21 ед., на шестой кроссовер сегмента E-SUV Mercedes GLE Coupe – 17 ед., на седьмой кроссовер сегмента E-SUV Range Rover Sport – 14 ед., восьмую строку делят кроссоверы BMW X7, Mercedes GLE и Porsche Macan – по 12 ед., на девятой строчке кроссовер сегмента F-SUV Mercedes GLS – 11 ед. и замыкает рейтинг кроссовер сегмента E-SUV BMW X6 – 9 единиц.
Не Jaguar Land Rover, а JLR
Jaguar Land Rover объявил о масштабных изменениях. Длинное название Jaguar Land Rover, образованное в 2008 году после перехода двух компаний под контроль индийского концерна Tata, заменено аббревиатурой JLR.
Бренд Land Rover вскоре станет частью истории: вместо него в структуре JLR будут сразу три отдельные марки - Range Rover, Defender и Discovery. Как объяснили в компании, слишком длинные официальные названия моделей (например, Land Rover Range Rover Velar SVAutobiography Dynamic) остро нуждаются в сокращении.
На вершине внедорожной гаммы останутся модели Range Rover и Range Rover Sport, которые недавно сменили поколения. Их версии с двигателями внутреннего сгорания JLR будет выпускать максимально долго. Однако в конце этого года будет представлен электрический Range Rover, который выйдет на рынок в 2024-м. Выпускать все разновидности Range Rover будут на одном заводе в английском Солихалле.
Младшие кроссоверы полностью перейдут на электротягу: для них готовится отдельная электрическая платформа EMA (Electrified Modular Architecture). К 2025 году под выпуск этих машин будет переоборудован завод в Хейлвуде. На платформу EMA перейдут модели Discovery Sport, Range Rover Evoque и Range Rover Velar. Возможно, появится и четвертая модель - некий компактный Defender. «Большой» Defender продолжит конвейерную жизнь в нынешнем виде, а вот о судьбе Land Rover Discovery пока ничего не говорится.
Особняком в структуре JLR стоит Jaguar, который ждет масштабная трансформация. Как и было объявлено два года назад, Jaguar поднимется из «премиума» в сегмент luxury и полностью перейдет на электротягу. Перспективная гамма включает три модели на отдельной платформе JEA (Jaguar Electrified Architecture), для которых команда дизайнеров готовит уникальный стиль, не подражающий каким-либо существующим автомобилям. Первенцем новой гаммы в 2024 году станет большой седан класса GT. Это будет самый мощный серийный Jaguar в истории (сейчас верхняя планка - 575 л.с.), а на одной зарядке он сможет проехать до 700 км. Ориентировочная цена - от 100 тыс. фунтов стерлингов. Формат двух других моделей пока не рассекречен, но, скорее всего, это будут кроссоверы. Выпускать всю троицу станут в Солихалле. Планируемый объем продаж автомобилей Jaguar - 50 тыс. в год (в 2022 году было 62 тыс.).
С переходом на четыре бренда (Range Rover, Defender, Discovery, Jaguar) JLR перестроит работу с дилерами. Фактически будет реализована схема прямых продаж с заказом машины прямо на заводе. Роль автосалонов будет сведена к демонстрационной зоне и пункту выдачи автомобилей. Поэтому глобальную дилерскую сеть JLR ждет сокращение.
В ближайшие 5 лет JLR планирует инвестировать в программу электрификации 15 млрд фунтов стерлингов, но она не предусматривает строительства собственного аккумуляторного завода. Первоначально компания будет закупать тяговые батареи на стороне (для Jaguar I-Pace их поставляет LG Chem), а примерно через 5 лет материнский концерн Tata построит в Европе собственную гигафабрику. По плану к 2026 году у каждого из четырех брендов JLR будет как минимум по одному электромобилю, к 2030-му электрическая версия будет у каждой модели, а к 2036-му компания полностью откажется от ДВС.