Большинству людей корпорация Kawasaki известна мотоциклами, на самом же деле у нее богатая история, в которой им отведена не самая главная роль.
Сёдзо Кавасаки – праотец Kawasaki, родился в японском городе Кагосима. Его отец продавал кимоно, этим семья и жила. Когда Сёдзо исполнилось 17 лет, он присоединился к отцу, став торговцем. Публичной информации о том, как Кавасаки пришел к тому, чтобы основать судоходное производство, нет. Как бы то ни было, в 27 лет Сёдзо стал крупным предпринимателем в Осаке. К его несчастью, предприятие обанкротилось, поскольку один из построенных им торговых кораблей потонул, пришлось выплачивать убытки владельцу судна.
В 1869 году Сёдзо стал работать в компании, перевозившей сахар из Рюкю. В 1894 году он стал вице-президентом судоходной Japan Mail Steam-Powered Shipping Company и преуспел в открытии морского пути в Рюкю и перевозках сахара на основную территорию Японии.
Кавасаки очень доверял качеству западных судов, которые к тому же были просторнее и быстрее большинства обычных японских судов. В апреле 1878-го при поддержке заместителя министра финансов, который родился в той же провинции, что и Кавасаки, Сёдзо основал судоверфь «Кавасаки Цукидзи», участок под нее бизнесмен взял в аренду.
Успех к компании пришел благодаря крупным заказам, полученным от японской армии. Позже, помимо строительства судов, компания занялась морским судоходством. Сёдзо переименовал ее в Kawasaki Heavy Industries, ее первое пассажирское судно «Иёмару» спустили на воду в 1897 году. Компания построила 80 новых кораблей, в том числе 6 судов со стальным корпусом. Начало истории компании Kawasaki Dockyard - это начало современного судостроения в Японии.
Сёдзо Кавасаки прекрасно понимал, что судоверфи необходимо серьезно расширять свои мощности, поэтому решил построить сухой док на участке рядом с судоверфью. Строительство обошлось мало того что дороже ожидаемого, но и заняло в 3 раза больше времени.
Начавшаяся в 1901 году русско-японская война принесла Кавасаки заказы от командования военно-морского флота на строительство подводных лодок. Инженерам Kawasaki даже пришлось разработать собственные технические решения для этого.
К началу XX века компания расширила бизнес, занявшись производством локомотивов, пассажирских, грузовых вагонов и паровых турбин.
К 1920-м годам корпорация Kawasaki полностью освоила технологию сталепрокатного производства и занялась выпуском самолетов и запчастей. В 1922 году на заводе в Hyogo собрали первый металлический самолет. К 1930-1940-м годам компания серьезно занялась грузовым автомобилестроением и производством комплектующих запчастей.
Знаменитый экономический рост Японии, начавшийся в 1960-х годах, ознаменовался слияниями многих компаний, цель заключалась в том, чтобы усилить международную конкуренцию компаний страны. Руководство Kawasaki приняло решение о слиянии с несколькими другими компаниями, в итоге появилась Kawasaki Heavy Indastries, штат сотрудников составил 26 человек, акционерный капитал - 28 млрд иен, а продажи за первый год составили 200 млрд иен.
Компания стала пионером в сфере производства промышленных роботов в Японии. В 1968 году она подписала соглашение с американским предприятием Unimation Inc., так появился первый собранный в Японии промышленный робот Kawasaki-Unimate 2000.
Веха с производством мотоциклов в истории конгломерата началась в конце 1960-х. После выпуска мотоцикла Kawasaki серии W компания в 1969 году представила сенсационную новую модель H1 – это был 2-тактный, 3-цилиндровый, с объемом двигателя 498 см3 мотоцикл. В то время большую часть мощных мотоциклов выпускали европейские компании, которые занимали лидирующее положение и на рынке США. Но Kawasaki смогла благодаря своему Н1 показать, что японцам можно доверять в этом деле.
Через 3 года появилась модель Kawasaki Z1 с воздушным охлаждением, 4-тактным, 4-цилиндровым двигателем объемом 903 см3 с двумя верхними распределительными валами. Завоевав оглушительную популярность сразу после презентации, он надолго стал бестселлером.
В начале 1970-х годов Kawasaki разработала гидроцикл с 2-тактным, 2-цилиндровым двигателем объемом 398 см3, разработанным на основе двигателей для снегоходов. Продукт получил название Jet Ski, которое стало зарегистрированной торговой маркой компании Kawasaki. Получив положительные отклики во время пробных продаж в США, компания начала массовое производство.
В Америке корпорация стала активно расти в 1975 году, открыв новый завод по производству мотоциклов в городе Линкольне, штат Небраска. В 1981-м появилось дочернее предприятие, Kawasaki Motors Manufacturing Corp. (КММ). Сегодня у КММ помимо производства в Линкольне, есть завод в Мэривилле, штат Миссури, где производят мотоциклы, квадроциклы, гидроциклы, универсальные бензиновые двигатели, промышленных роботов и подвижные составы.
Разрабатывать многоцелевые двухмоторные вертолеты Kawasaki начала в 1977 году совместно с немецкой компанией MBB. Они были безопасны благодаря двум двигателям, легкое управление обеспечивала бесшовная конструкция ротора. Благодаря примененным технологиям вертолеты могли летать по приборам даже в условиях ограниченной видимости.
Kawasaki активно стремилась получать заказы на производство супертанкеров для перевозки сырой нефти, а так же занималась исследованиями для разработки судов с высокой добавленной стоимостью. Вместе с норвежской компанией Moss Rosenberg Verft A.S. она начала выпускать танкеры для транспортировки сжиженного природного газа.
Никто не ожидал, что конгломерат, который занимается производством движимости, окажется причастен к работам на мосту. Протянувшись через пролив Акаси, «Акаси Кайкё» был самым длинным однопролетным подвесным мостом в мире на момент строительства, общая длина моста составляла 3,9 тыс. м, а расстояние между двумя основными башнями – 1,9 м. Kawasaki стала основным подрядчиком при строительстве башни на стороне острова Авадзи - высотой 283 метра и массой более 25 тыс. тонн, в полной мере использовав передовые технологии в производстве стальных конструкций.
В 2000-х годах Kawasaki активно работала над ростом своего американского бизнеса. Например, она вложила крупную сумму в расширение и техническое оснащение завода КММ в Линкольне. Были запущены цеха по производству корпусов, испытаниям, покраске и отделке подвижных составов в едином потоке от входа до выхода. На заводе используются колесные и пневматические грузовые автомобили для перемещения серийных вагонов в его пределах, пол завода абсолютно плоский и не имеет рельсов. Таким образом предприятие стало более эффективным.
В XXI веке произошли изменения в структурировании бизнеса Kawasaki. Руководство корпорации разделило ее на бизнес-подразделения. Так появились Kawasaki Shipbuilding Corporation (судостроение), Kawasaki Precision Machinery (точное машиностроение), Kawasaki Plant Systems (промышленные установки), Kawasaki Environmental Engineering (оборудование для охраны окружающей среды).
В 2001 году корпорация стала основным подрядчиком Министерства обороны Японии по строительству самолетов XP-1 и XC-2. Проект стал первой программой страны по разработке крупных воздушных судов со времен самолета C-1 за 40 лет до этого и первой попыткой Японии работать над двумя такими самолетами одновременно. После проведения испытаний обоих самолетов на заводе Гифу в 2008 году Kawasaki передала министерству обороны самолет XP-1, а в 2010 году - самолет XC-2.