Автомобилю – 128 лет, и сегодня на дорогах мира уже свыше миллиарда машин. Получив задание от редакции приготовить репортаж об авто-музее, я была, мягко говоря, озадачена. Ведь у почитателей искусства, слово «музей» ассоциируется с картинами, скульптурами, драгоценностями, музыкальными инструментами. Не то, чтобы я никогда не слышала о музеях транспорта, просто раньше мне казалось: Ну что там может быть интересного?! Железо на колёсах, которое и так видишь ежедневно? «Ну, надо, так надо! И вообще, чем труднее задание, тем интереснее результат!» – сказала я себе и обратила свои взоры, естественно, на родину автомобиля – Германию.
Ведь у каждого уважающего себя флагмана немецкого автопрома есть свой музей, и именно там 29 января 1886 года немецкий инженер Карл Бенц (Karl Benz) получил патент на свой самодвижущийся трехколесный экипаж. Готлиб Даймлер (Gottlieb Daimler) сконструировал свой самодвижущийся экипаж почти одновременно с Бенцем, но сделал четырехколесным, а Вильгельм Майбах (Wilhelm Maybach) разработал для него мотор.
Кстати, в 2011 году ЮНЕСКО внесла то самое патентное свидетельство Бенца за номером 37435 на сконструированный им аппарат под названием «моторваген» в международный регистр ЮНЕСКО для документального наследия человечества «MemoryoftheWorld». Но теперь по порядку.
«Кобылий сад»
Музей «Мерседес-Бенц» находится в столице земли Баден-Вюртемберг и одном из важнейших промышленных центров Германии – Штутгарте, что в переводе с немецкого означает — «кобылий сад». Так как в 950 г. швабский герцог Людольф, сын императора Священной Римской империи германской нации Оттона I Великого, выстроил на здешнем болотистом лугу конный завод и первые городские укрепления. Привязанность штутгартцев к лошадям нашла отражение и в гербе города: черный конь на золотом фоне.
Строительство в 1887 году в городе автозавода концерна Mercedes-Benz прочно присвоило ему титул «колыбели автомобилестроения». Жители Штутгарта с нежностью называют свой город «Бенцтауном». Но звание цитадели автопрома сыграло и злую роль во время Второй мировой войны, когда Штутгарт пережил 53 налёта англо-американской авиации. Самая разрушительная бомбардировка произошла 12 сентября 1944 года – британские ВВС сбросили на старую часть города 75 тяжелых авиабомб, 4 300 взрывных бомб и 180 тысяч зажигательных бомб. В целом, за время войны было разрушено 68% всех жилых домов и 75% промышленных объектов, 4477 человек погибло, и 8908 было ранено. 21 апреля 1945 года, почти не встретив сопротивления, в Штутгарт вошли французские войска. После окончания войны Штутгарт входил в Американскую оккупационную зону. В 1946 году он стал столицей образованной земли Вюртемберг-Баден, вошедшей в 1949 году в состав Федеративной Республики Германия. После объединения в 1952 году земель Вюртемберг-Баден, Баден и Вюртемберг-Гогенцоллерн Штутгарт стал столицей федеральной земли Баден-Вюртемберг.
Сейчас Штутгарт считается одним из крупнейших инновационных центров Европы и имеет самый высокий уровень благосостояния среди всех городов Германии. И это действительно так. Кризис там, в отличие от остальной Европы, не чувствуется. Народ весело и бесшабашно гуляет по улицам и без сожаления тратит деньги в бутиках и ресторанах. Повсюду очереди и аншлаги. За всё время нашего там пребывания – нам ни разу не встретился ни один бомж, ни один попрошайка, ни один мошенник. Всё чинно и благородно.
Наш 3* отель находился в двух шагах от Кёнигштрассе – длиннейшей пешеходной торговой улицы Европы, прямо в историческом центре города. И просторный 2-х местный номер без завтрака обошелся нам всего в 45 евро за сутки. Бесплатных парковок в городе нет – от 3 евро в час, в подземных паркингах в среднем 20-30 евро в стуки. Главное читайте внимательно информацию на паркометре. Немецкая кухня скромная и недорогая. Десяток вариантов блюд из… колбасных изделий и картофеля будет встречаться вам в каждом кафе и ресторане, большинство из которых – пивные. А вот выбор и вкус пива приятно удивляют, впрочем, как и цены на него.
Немецкая педантичность
Так как моя поездка в Штутгарт выпадала на воскресный и предрождественский день, я заранее написала письмо в концерн Даймлер, с просьбой об интервью с представителем музея. Мне с большими извинениями ответили, что ответственный человек будет уже в отпуске, но мне вышлют все интересующие материалы и дадут телефонное интервью. Через неделю мне доставили прямо домой бандероль с брошюрами, проспектами и буклетами о музее и концерне. Меня приятно удивило уже это, ведь мало какие музеи так учтивы. Кстати, Вы тоже можете заполнить он-лайн форму на сайте mercedes-benz-classic.com во вкладке музея, и Вам вышлют брошюру на выбранном языке, где будет краткое описание, карта проезда и контакты.
Там же на сайте, вы можете совершить виртуальную прогулку по музею.
Как найти музей
Найти музей очень просто. Он располагается в двух шагах от центральных ворот завода Даймлер в Штутгарте (Daimler-Werks Untertürkheim), по адресу: Mercedesstraße 100, 70372 Stuttgart, Germania. И его массивную серебристую конструкцию видно издалека. Можно ознакомиться заранее с маршрутом на сайте музея. Часы работы – с 9:00 до 18:00 со вторника по воскресенье, понедельник – выходной.
Билет стоит: 8€ для взрослого; 4€ для молодёжи (от 15-ти до 17-ти лет), учащихся, студентов, военнослужащих, посетителей в возрасте от 60-ти лет, безработных; бесплатно для детей до 14-ти лет (в сопровождении взрослых), журналистов, работников компании Даймлер. Льготы предоставляются при предъявлении действительного удостоверения.
В стоимость билета входит так же аудиогид на 8 языках, включая русский, и буклет-гид по музею. Фирменная тесьма с карабином на шею и наушники остаются Вам на память.
Паркинг в музее платный, но если Вам повезет, то можно найти освободившееся место на огромной прилегающей к музею и авто-центру территории, которую используют как выставочное пространство.
Здание музея
Нынешнее, уникальное в архитектурном плане, девятиэтажное здание музея было построено датчанином Беном ван Беркелем, главой архитектурного бюро UN Studio, открылось 19 мая 2006 года, к 120-летнему юбилею первого автомобиля и сразу стало одной из достопримечательностей Германии.
Стоимость строительства составила 150 млн. евро.
Замысел архитектора – сравнение двойной спирали конструкции музея с ДНК человека, такой же уникальной и неповторимой. Проходящие через круговые экспозиции и коллекционные залы два разных маршрута, пересекаясь друг с другом, ведут к одной цели: выставке «Чудо техники». Насколько необычен сам музей, настолько неординарна и подборка его экспонатов. Рядом с легковыми автомобилями стоят малотоннажные и грузовые, также вошедшие в историю. Основой современному музейному собранию послужила выставка, открытая еще в 1911 году при заводе «Daimler Motoren Gesellschaft», которая в 1961-м окончательно трансформировалась как музейная экспозиция.
Новое здание музея в форме трилистника, состоящего из трёх кругов с удалённым центром, высотой 47,5 м было спроектировано таким образом, чтобы занимать минимум площади при максимальном использовании пространства. В центре образован треугольный 42 метровый атриум, вокруг которого размещены помещения выставки, спускающиеся по закрученной спирали и опоясывающие все этажи. Ширина залов достигает 33 м, а благодаря винтовой форме отсутствуют несущие колонны. На 16 500 кв. м. музея выставлено около полторы тысячи экспонатов, из которых: 160 автомобилей (80 легковых, 40 грузовых и специальных, и 40 спортивных), 1 гидроцикл, 2 самолета, 19 двигателей, 1 велосипед и много разного другого.
Экспозиция музея
Визит в музей «Мерседес-Бенц» получился неожиданно увлекательным, ведь он интересен не только с архитектурной точки зрения, но представляет историю развития автомобильной марки и человеческой мысли, воплощающей лучшие инженерные решения на протяжении почти полутора веков.
Путешествие во времени начинается с футуристического панорамного лифта, поднимающего посетителей на девятый этаж – в 1886 год, когда Карл Бенц предложил людям слезть с лошади, на которую они сели много лет тому назад. Первый экспонат - лошадь. Символично. Именно лошадь стала мерилом автомобильной мощи.
С 34-метровой высоты, спускаясь сверху вниз по спирали, посетители знакомятся со всеми экспонатами. В хронологическом порядке, расположенные на 7 уровнях и охватывающие 128 лет истории автомобилестроения, следует 7 легенд, одна за другой:
1. «Пионеры» - Изобретение автомобиля, 1886-1900 гг.;
2. «Mercedes» - Рождение бренда, 1900-1914 гг.;
3. «Время перемен» - дизель и компрессор , 1914-1945 гг.;
4. «Послевоенное чудо» - форма и разнообразие , 1945-1960 гг.;
5. «Прорицатели» - безопасность и окружающая среда , 1960-1982 гг.;
6. «Новые экологичные старты» - Глобальные и индивидуальные, с 1982 г. по сегодняшний день;
7. «Серебряные Стрелы» - Гонки и рекорды.
Перемещаясь по залам музея и слушая аудиогид, вы погружаетесь в каждую из вех развития, важных для «Мерседес-Бенц» и представленных в пяти коллекционных залах:
- «Галерея путешествий»,
- «Галерея грузчиков»,
- «Галерея помощников»,
- «Галерея знаменитостей»,
- «Галерея Героев».
Более подробно обо всем Вам расскажет аудиогид. Кстати, там, где вы его уже вернёте, будет еще одна выставка – «Чудо техники», где возле специальных пилонов вы можете скачать по bluetoth или QR-код к себе на устройство – информацию, картинки, рингтоны и многое другое.
Вполне возможно, что выйдя из музея, вы почувствуете себя загруженным, как после лекций по мировой истории, конструированию, инженерии и изобретениям одновременно. Настолько последовательно, насыщенно и интересно организовано его посещение.
Инновации на память
На самом нижнем уровне, в пассаже между музеем и автоцентром, есть сувенирный магазин с ассортиментом одежды, аксессуаров, книг, дисков, игрушек (как для детей, так и для взрослых) и даже фирменных ароматов. Здесь Вы найдете самую большую во всем мире коллекцию миниатюрных моделей «Мерседес-Бенц». Некоторые, правда, стоят почти как настоящие.
Шоппинг также круглосуточно доступен он-лайн, на сайте музея.
Ресторан и бар музея
Готовьтесь, что Вам придется пройти по маршрутам музея около 5 км, но ведь ещё надо останавливаться у экспонатов, слушать аудиогид и делать фотографии. И поэтому, лучшее, отведенное на визит время – целый день. Ну, или, хотя бы, полдня. Спустившись в цокольный этаж здания, можно перехватить в баре чашечку кофе с пирожным или сэндвичем. А можно пройти дальше – до ресторана.
Оформлен он великолепно – в стиле Мерседес. Большой холл занавесями из металлических бусин поделен на разные круглые салоны. Есть залы простотой напоминающие фастфуд-точку, есть более помпезные, а есть и VIP – с камином и креслами, всего на 4-6 человек. В любом из таких залов – вы в едином пространстве с другими, но всё же символично уединены.
Здесь уже есть WiFi, надо всего лишь зарегистрироваться и получить смс с логином и паролем. Нудно, но за то – бесплатно.
Кухня, как и было сказано выше, – скромная и питательная. Мы заказали 2 огромных фирменных блюда дня (угадайте, с чем? – ага, сосисками и картофелем), 2 пива и минводу. Счёт принесли в 48 евро.
И напоследок
После ресторана можно было продолжить своё путешествие и дальше – в авто-центр «Мерседес-Бенц» на выставку из 130 новейших авто. Но мы добрались до ресторана в 18:00, когда музей уже закрылся, невероятно уставшие и голодные. Поэтому закончив свою трапезу в 19:00, когда закрылся уже и ресторан, вышли оттуда с нашей официанткой одновременно. Которая ждала только нас, и сразу же грациозно укатила домой не на чём-нибудь, а на Mercedes-Benz SLK-класса второго поколения R171. На том самом кабриолете, похожем на Mercedes-Benz McLaren SLR. Да-да, у всех работников Даймлера есть такие возможности и преимущества.