Замок в стиле барокко и собрание произведений искусства
Город, в котором жили и творили такие гении человечества как Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг Ван Бетховен, Франц Петер Шуберт, Иоганн Штраус, Стефан Цвейг, создатель психоанализа Зигмунд Фрейд, физик Эрвин Шредингер, естествоиспытатель Георг Иоганн Мендель и многие другие, заслуживает всяческих похвал и только в превосходной степени. Именно так и никак иначе нельзя сказать о Вене, самой наипрекраснейшей, наиудивительнейшей европейской столице.
Вена поражает своей красотой и изяществом, ее невысокая архитектура позволяет чувствовать себя легко и свободно. Вы никогда не наступите прохожему на ногу, потому что редко встретите такового. На площади в 415 кв. км проживает около 1,6 млн. человек. Для сравнения: в Алматы, согласитесь, не самом густонаселенном мегаполисе, на площади на 100 кв. км меньше проживает примерно такое же количество горожан, и это только по официальным данным.
Безусловно, в Вене множество достопримечательностей, но одной из самых поразительных архитектурных построек австрийской столицы является огромный барочный замковый ансамбль Бельведер, который в прошлые времена называли «веселым замком». С 1781 года в замке была открыта картинная галерея.
Замок состоит из нескольких зданий: Верхний Бельведер, Нижний Бельведер и Оранжерея. Все эти великолепнейшие постройки окружены не менее прекраснейшими парками и фонтанами. Предназначение замкового комплекса в ходе истории несколько менялось. Так, в 1896 году кайзер Франц Йозеф I принял решение, согласно которому Верхний Бельведер должен был перестать быть музеем, а стать не просто садовым домиком, дачкой по-нашему, как задумывалось изначально, а полноправной резиденцией престолонаследников. Замок был перестроен наследником Францем Фердинандом и использовался им впоследствии как место жительства.
Тем временем, 2 мая 1903 года в Нижнем Бельведере была открыта «Современная галерея». Этот музей как первое государственное собрание в Австрии был задуман исключительно для демонстрации современного искусства, сама же идея восходит к инициативе объединения художников Австрии «Сецессиона». Целью этого объединения было сравнение австрийского современного искусства и международных произведений в духе модерна. В связи с этим обстоятельством «Современной галереей» уже в самом начале своего существования были приобретены основные произведения Винсента ван Гога, Моне и Сегантини. Однако концентрация усилий в области одного лишь модерна в скором времени ушла в прошлое, в силу того, что стала понятным необходимость собирать предметы искусства и прежних эпох. В итоге в 1911 году музей был переименован в «Императорско-королевскую государственную галерею».
Коллекция музея Бельведер охватывает все эпохи развития живописи в мире, но отдельно хотелось бы отметить некоторые неоспоримые шедевры общечеловеческого достояния. В галерее Бельведер находится самое большое в мире собрание «характерных образов» представителя барокко Франца Ксавьера Мессершмидта. Работы этого выдающегося скульптора невозможно забыть, они поражают своей агрессивностью, точностью, необычностью и новизной радикального описания человеческой мимики и эмоций.
В венском музее искусств хранится роскошное произведение главного мастера французского классицизма Жака Луи Давида: картина гиперболизированного формата «Наполеон при переходе через Сен-Бернар», написанная в 1801 году. Давид как придворный художник Наполеона создал картину в честь перехода, который Первый Консул осуществил в мае 1800 года через большой перевал Сен-Бернар, чтобы впоследствии занять Ломбардию. Данная картина предзнаменовала новое веяние в искусстве, которое заключается в том, что художники обращают внимание и на текущие политические события.
В музее Бельведер, кроме того, представлены и произведения эпохи Бидермайер, и полотна, выполненные в историческом стиле, и в стиле импрессионизма. Но, пожалуй, самым известным разделом галереи во всем мире считается коллекция «Венского искусства на пороге ХIХ-ХХ веков», которая базируется на представителях венской школы сецессиона. Самым важным национальным австрийским представителем сецессион можно назвать Густава Климта. «Любое искусство эротично», – провозгласил архитектор Адольф Лоос в книге «Орнамент и преступление». Климт одним из первых решился на откровенную демонстрацию сексуальности в искусстве, сделав ее лейтмотивом своего творчества, за что часто встречал волну негодования и непонимания со стороны венской общественности того времени. Он во многом опередил свое время, привнеся в творчество чувственность и эротизм задолго до экспрессионизма и сюрреализма. Когда вы смотрите на шедевр кисти Густава Климта «Влюбленные», или как он более известен «Поцелуй», вы окунаетесь в калейдоскоп композиции его работ, который наполнен скрытым символизмом орнамента. Первый взгляд на картину никогда не даст вам полной ее разгадки, чтобы прочувствовать всю полноту замысла художника, необходимо вдумчиво наслаждаться каждым сантиметром этого полотна.
Приемником и продолжателем традиций живописи Густава Климта многие исследователи считают Эгона Шиле. Художественная карьера, как и сама жизнь, (художник умер в возрасте 28 лет) этого во многом спорного автора была короткой, но плодотворной. Многие сюжеты Шиле были связаны с его увлеченностью трудами еще одного знаменитого жителя Вены Зигмунда Фрейда. Во многом из-за этого Шиле подвергался тюремному заключению – «из-за создания аморальных картин». Его картины «Смерть и девушка», «Семья», «Стена дома» и многие другие, тоже хранящиеся в коллекции музея Бельведер, отличаются нервными цветовыми контрастами, изощренно-нервными и гибкими линиями, достигают драматического эротизма, непосредственно предвосхищают экспрессионизм.
Какого бы направления в живописи вы не являлись любителем, посещение настолько великолепного музея как Бельведер доставит вам несказанное удовольствие.
Часы работы: Пн. – выходной, Вт. – Вс. с 10:00 до 18:00
Стоимость билета: 12,50 евро
Адрес: Верхний Бельведер Prinz Eugen-Stra?e 27, 1030 Wien
Электронный адрес: https://www.belvedere.at/