Лондон по праву считается антикварной столицей Европы, а Англия – мировой кладовой старинных вещей. Большая часть антикварных магазинов сконцентрирована в столице, а именно в районе Черч-стрит. На этой улице находится около сорока галерей, некоторые ведут свою историю с конца девятнадцатого века и переходят по наследству. Благодарные потомки иногда вешают портреты отцов (а зачастую и дедов) – основателей семейного бизнеса «в красном углу». Это место не любит суеты, а двери многих салонов открываются только после звонка и пристального оценивающего взгляда торговца сквозь кованую решетку.
(На фото: Антикварный салон на Portobello road)
У большинства магазинов есть четкая специализация. Так, галерея "Claude Jewellery" торгует преимущественно старинной ювелиркой, "Denton" – люстрами, "Michael German" – тростями и оружием, "Harrington" – книгами, а "Sphinx" – европейской и русской живописью. Цены здесь весьма приличные и измеряются в десятках тысяч фунтов, хотя, конечно, есть и исключения. Чаще всего у прилавка стоят сами владельцы магазинов, и если гость вызовет у антиквара симпатию, есть шанс получить небольшую скидку. Если вы не располагаете внушительной суммой денег, а к антиквариату неравнодушны, то есть резон отправиться в поход по блошиным рынкам. Здесь тоже немало тонкостей.
(На фото: Блошиный рынок в Оксфорде)
Страсть к собиранию всякой всячины у британцев в крови. Они почти никогда ничего не выбрасывают, а накапливают вещи из поколения в поколение, постепенно обрастая фамильными ценностями. Основное отличие блошиных рынков Великобритании от СНГовских – это огромное разнообразие интереснейших, иногда уникальных вещей. Британцы всегда жили небедно, поэтому и ассортимент на их базарных прилавках гораздо богаче, а цены невелики, потому что практически нет барыг-перекупщиков. В основном каждый продает свое наследное, десятилетиями хранившееся в бабушкиных чуланах. Здесь вам с удовольствием расскажут о судьбе каждой вещи, например, о том, сколько поколений играло раскрашенными вручную оловянными солдатиками. «Конечно, это все произведено в Европе, неужели вы думаете, что мой папа играл китайскими игрушками?! – шутливо возмущается пожилая женщина. – Берите по семь фунтов за штуку, не пожалеете! Сейчас таких уже не делают». Последняя фраза в разных вариациях звучит постоянно: «Посмотрите на этот фарфор, он светится, ваша семья будет вам признательна, у вас в стране такое вы вряд ли найдете».
(На фото: Блошинный рынок на Portobello road)
Пожалуй, самый известный блошиный рынок в мире расположен на лондонской Portobello road, увековеченный в культовой детской книжке о медвежонке Паддингтоне, чей лучший друг, мистер Крубер, по воле автора, жил и работал в этом районе.
Идеальное время для посещения этого места – субботнее раннее утро (8-9 часов). Потом уже будет не протолкнуться, да и все самое интересное могут разобрать. В отличие от провинции, где антиквариат преимущественно европейский, здесь вещицы со всего света. Очень широко представлен Восток: Индия, Китай, Япония. И продавцы у этих развалов тоже с особым философским складом мышления. «Эта фигурка у меня давно, но либо она недостаточно нравилась покупателям, либо покупатели недостаточно нравились ей, – говорит хозяйка симпатичной нэцкэ. – Если приглянулась, берите, вечером будете ею любоваться и радоваться. А если не приобретете, будете жалеть и горевать, что не купили. В конце концов, вы даете мне всего лишь бумажку, пусть и с портретом королевы, а приобретаете вещь».
Этот рынок известен очень давно, но лишь с середины прошлого века он стал культовым местом, обросшим множеством легенд об уникальных антикварных находках и историй о богатых и знаменитых, наносящих визиты сюда с завидной регулярностью. Однако Portobello Road - это не только блошиный рынок, это еще и огромное количество антикварных магазинов, ряд из которых образуют целые комплексы под единой крышей. Цены здесь повыше, чем у уличных торговцев, но все-таки поскромнее, чем на элитной Church-street. Неформальная творческая атмосфера создается уличными музыкантами, некоторые из них играют весьма прилично. Подобные места помимо коммерческой составляющей предполагают еще и живое общение, совсем другое, нежели в обычных супермаркетах (да и лица продавцов там совсем иные).
Старые вещи можно приобрести еще на одном блошином рынке – Берманзи. Он, конечно, не так популярен, как Портобелло, но считается, что у него большие перспективы. Много лет назад Берманзи имел не очень хорошую репутацию, так как здесь воры и жулики всех мастей сбывали краденое. Сейчас многое изменилось, и здесь собираются вполне почтенные торговцы антиквариатом. Единственное, что не ушло безвозвратно в прошлое – это традиционное ночное открытие базара. В стародавние времена потенциальные клиенты Скотланд-ярда обустраивали свои делишки под покровом темноты. Вот и сейчас продавцы начинают раскладывать свой товар в два-три часа ночи. К сожалению, рынок работает всего раз в неделю, в ночь с четверга на пятницу, и закрывается около полудня.
Кризис согнал на рынки даже тех, кто еще недавно и не помышлял о том, что на старости лет придется стоять у прилавка. Особенно заметно это в провинции. Пару лет назад продавцов было куда меньше.
Один из самых колоритных и недорогих блошиных рынков находится в Оксфорде. Около часа на электричке от Лондона и десять минут пешком от вокзала. Цены здесь значительно меньше, чем в любом столичном районе, но выбор немного поскромнее. Часы, трости, монеты, книги – все, чем богаты английские семьи, выставлено здесь на продажу.
Развалы столового серебра и огромные жестяные коробки из-под печенья, наполненные старыми пуговицами. «Я был бы вам признателен, если бы вы купили у меня это блюдо. Всего за двадцать фунтов! – улыбается еще довольно молодой человек. – Очень уж непросто его таскать сюда каждый день».
Многие посетители рынка приходят в сопровождении четвероногих друзей, и умные животные с интересом разглядывают разномастный товар на прилавках. Здесь нет толчеи, как в Лондоне, и поэтому собаки чувствуют себя очень комфортно.
Блошиный рынок в Оксфорде – это своеобразная ностальгия по старой доброй Англии с ее многовековыми устоями и традициями. По той стране, которой уже нет, да и не будет никогда. Увидеть которую можно только на кадрах кинохроники или в экранизации произведений Конан Дойла. А вот попробовать на ощупь и даже прикупить частичку еще пока вполне реально.