«Льготные программы покупки жилья. Их правда свернут?» - эта статья стала самой популярной у читателей центра деловой информации Kapital.kz на уходящей неделе. «К сожалению, льготные программы в совокупности с реформой ЕНПФ, которая позволила снимать пенсионные излишки, привели отрасль к практически полной монополизации. По последнему исследованию Национального банка, с учетом всех программ доля государственного участия в ипотечном кредитовании выросла с 61% в 2016 году до 99% в 2020 году, и именно такая позиция подстегнула рост цен, так как в большинстве программ никак не была прописана стерилизация льгот. В итоге купленные по заниженной ставке квартиры оказывались на рынке. Получилась ситуация, обратная целям программы — для тех, кому квартиры были не по карману, они стали еще недоступней», - считает Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане.
Смогут ли банки кредитовать экономику по рыночным принципам? По
мнению первого заместителя председателя Совета Ассоциации финансистов
Казахстана (АФК) Ирины Кушнаревой, влияние государственных программ на деятельность
банков значительно преувеличено. Для объективной оценки достаточно просто
сравнить объемы государственных программ и общий ссудный портфель сектора, считает она. «Кроме
того, ссудный портфель в силу разных причин составляет сейчас менее 50% от
активов банков. Если же посмотреть на структуру доходов в целом по сектору, то
процентные доходы по требованиям к клиентам составляют менее 10% от общей суммы
доходов банков. Поэтому перспективу поэтапного выхода Нацбанка из
государственных программ нужно оценивать применительно к реальному сектору
экономики, а не к банкам», - обращает внимание зампред АФК. Эта новость на втором месте.
Читайте также
Как выход Нацбанка из финансирования государственных программ повлияет на банковский сектор, рассказали в АФК
Требования к коллекторским агентствам ужесточили. Президент подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской, микрофинансовой и коллекторской деятельности в Республике Казахстан». Закон направлен на: усиление защиты прав заемщиков и повышение ответственности кредиторов путем введения обязательного порядка досудебного урегулирования проблемной задолженности; недопущение роста рисков в кредитовании и чрезмерного роста долговой нагрузки граждан по потребительским кредитам; регулирование микрофинансовой деятельности и повышение прозрачности условий предоставления микрокредитов; ужесточение требований и введение дополнительных ограничений для коллекторских организаций.
Срок давности для наказания за незаконные проверки бизнеса увеличат до 1 года. «В статье 62 срок давности у нас установлен два месяца. Это является очень большим препятствием для привлечения к ответственности по административному кодексу. Административным кодексом у нас предусмотрена ответственность должностных лиц по фактически нескольким составам. Это незаконное вмешательство в деятельность предпринимателей, незаконные проверки и безосновательное применение иных форм контроля. Практика показывает, что в частности за 2020 год органами прокуратуры в ходе проверок государственных органов по вопросам законности проведения проверок субъектов предпринимательства выявлено около 100 нарушений», - сказал заместитель генерального прокурора Асет Чиндалиев на пленарном заседании мажилиса, представляя поправку в Кодекс об административных правонарушениях.
По проекту Ashyq будут определять лидеров. Компании получат дополнительные льготы по времени и условиям работы. «Лидеры проекта будут определяться по количеству фиксаций на объекте в течение 2 недель, в зависимости от вида деятельности. Данный подход учитывает особенности столицы и городов республиканского значения. Участники, получившие статус лидера проекта Ashyq будут получать дополнительные льготы по времени и условиям работы», - пояснил он. Новость на четвертом месте списка.
Читайте также
Компании получат дополнительные льготы по времени и условиям работы