USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.64$
+0.160
BTC
97050.30$
+2801.600

Рынок e-commerce в 2020 году увеличился на 82%

Опубликованы результаты исследования PwC Kazakhstan и Ассоциации Цифровой Казахстан

Share
Share
Share
Tweet
Share
Рынок e-commerce в 2020 году увеличился на 82%- Kapital.kz

Участники рынка торговли переориентируются. По данным исследования PwC Kazakhstan и АЦК, после локдаунов и изоляции розничные игроки изменили свои приоритеты. Они стали перераспределять инвестиции в пользу развития интернет-площадок, так как потребители ушли в онлайн.

Трансформация общества потребления

В настоящее время, считают аналитики, формируется новое сознание, которое определяет ежедневные привычки и потребности населения. «Мы все наблюдатели и участники нового этапа, когда из общества потребления человечество трансформируется в общество осознанного потребления. Пандемия спровоцировала не только серьезные экономические потрясения, структурные изменения в образе жизни и здоровья людей, но и дала возможность ускорить развитие и адаптацию цифровых услуг повсеместно», - отметили аналитики.

Розничная электронная коммерция уже не первый год является быстрорастущим трендом как в мире, так и в Казахстане. Если год назад онлайн-продажи для многих – были неосновным каналом продаж, то после 12 месяцев локдаунов и изоляции розничные игроки изменили свои приоритеты. Теперь они нацелены на развитие интернет-площадок.

Резкий рост онлайн-продаж

Объем рынка розничной электронной коммерции в 2020 году увеличился на 82% по сравнению с 2019 годом, с 327 млрд тенге до 596 млрд тенге. Количество онлайн-транзакций за год выросло на 20%. «При этом средний чек по таким покупкам увеличился  в тенге на 52%», - говорится в исследовании.

Аналитики отмечают, что отсутствие возможности приобретать товары в физических магазинах спровоцировало игроков на улучшение своих платформ, сервисов, процессов оплаты и доставки. «Это повлияло на рост доверия со стороны потребителей и послужило более быстрому развитию электронной коммерции и росту спроса на покупку товаров в онлайн-формате», - считают они.

Растет средний чек

Одна из тенденций – люди стали делать онлайн более дорогостоящие покупки, такие, как электроника и бытовая техника. «Или они стали заказывать большее количество товаров за один раз. Это также подтверждается ростом среднего чека в тенге на 52%», - говорится в исследовании.

В 2020 году транзакции увеличились непропорционально росту продаж, - отмечают аналитики. «То есть люди стали заказывать больше или более дорогие товары в одном чеке. Это и отражается в росте среднего чека в тенге с 15 тыс. в 2019 году до 23 тыс. тенге в 2020 году», - говорится в исследовании.

Заказывать товары стало проще

Аналитики отмечают, что заказывать товары через электронные площадки стало удобнее и быстрее. Теперь, отмечают они, часть казахстанцев отдают предпочтение онлайн-заказам. «Несмотря на частичное снятие ограничений, в третьем квартале 2020 года рост онлайн-покупок не просто сохранялся, но и достиг максимального квартального прироста в 65%», - говорится в исследовании.

Специалисты предполагают, что значительный рост продаж, скорее всего, связан с реализацией отложенного спроса в третьем квартале 2020 года, желанием потребителей продолжать придерживаться социального дистанцирования, соблюдать другие карантинные меры.

«Более того, возможно, за время локдауна сформировались новые паттерны в поведении потребителей. Люди стали больше доверять электронной коммерции и совершать покупки онлайн», - отмечают аналитики.

Сервис стал лучше

Своим мнением по развитию e-commerce поделились игроки рынка.

В Kaspi.kz уверены, что ключевым изменением в поведении потребителей было резкое увеличение спроса в онлайне. «Мы подключили к нашему маркетплейсу большое количество новых продавцов, тем самым расширили ассортимент товаров. Организовали бесплатную доставку по всему Казахстану, чтобы сделать покупки онлайн еще более доступными для клиентов», - сообщили в Kaspi.kz

В Mechta.kz считают, что покупатели стали больше доверять онлайн-магазинам. «Соответственно клиенты, которые покупали только в офлайн, теперь, преодолев барьер недоверия, могут совершать покупки в онлайне, но в то же время многие получают удовольствие от живого общения с продавцом. Во время консультации и выбора товара они могут обменяться новостями, мнениями. Офлайн продолжает быть востребованным. Выбор товара - непростой шаг для покупателя, поэтому мы активно работаем над контентом и отзывами, тем самым помогая покупателю сделать правильный выбор», - отметили в магазине бытовой техники.

В «Леруа Марлен Казахстан» отмечают, что 2020 год был успешным для рынка розничной электронной коммерции в Казахстане. «Большая часть населения, которые никогда ранее не покупали онлайн, пересмотрели свое отношение и сформировали свой первый опыт электронных покупок. В большей степени этот опыт был положительный. Предприниматели изменили свое отношение к омниканальности и стали больше уделять внимания развитию электронных каналов продаж и коммуникации с клиентами», - считают в магазине.

Новые вызовы

Участники рынка электронной торговли также рассказали, какие тренды будут наблюдаться на рынке электронной розничной торговли в 2021 году.

Как отметили в Kaspi.kz, малый бизнес будет активно вовлекаться в продажи через маркетплейсы.

«В следующем году увеличится количество предпринимателей, которые продают только онлайн и через маркетплейсы. Многие из них будут расширять свой ассортимент, выходя в новые для себя вертикали», - сообщили в Kaspi.kz.

В Mechta.kz предполагают, что в 2021 году конкуренция между игроками рынка электронной коммерции усилится.

«Приход и развитие новых игроков, в частности тех, кто идет по пути маркетплейса. Чем больше товара на сайте, тем больше у него будет посетителей. Сейчас мы видим, что уже немало новых игроков выходят на рынок и начинают активно предлагать свои товары в онлайн, тем самым популяризируя E-Com торговлю. От этого сильнее будет развиваться конкуренция за покупателя. А чем выше конкуренция, тем выше будет сервис. Также основными трендами для E-Com можно будет назвать бесплатную и быструю доставку в любой регион страны, немаловажный факт - удобство оплаты на сайте, сейчас уже имеется много видов оплаты, такие как Apple Pay, Samsung Pay и другие. Некоторые участники рынка e-commerce даже начинают принимать оплату биткоином», - считают в интернет-магазине бытовой техники.

Барьеры все же есть

Также участники рынка поделились, какие барьеры могут возникнуть при развитии розничной электронной коммерции в Казахстане. «Для того чтобы этот рынок развивался, необходимо улучшить качество мобильного интернета. В отдельных регионах Казахстана качество интернета особенно низкое. Для развития этого рынка необходимо расширение логистики инфраструктуры и увеличение количества курьерских и логистических компаний», - отметили в Kaspi.kz

В Mechta.kz считают, что основная проблема в Казахстане, - низкая плотность населения. «В связи с этим логистика очень дорогая и сложная, недостаточно развита инфраструктура. Поэтому есть трудности и нет реального игрока, способного быстро и в срок доставить товар до покупателя», - отметили в магазине электроники.

В «Леруа Мерлен Казахстан» практически не видят барьеров для развития электронной коммерции. «Разве что мало специалистов в этой сфере. Но мы уверены, что тот, кто хочет развиваться, найдет способы достижения своих целей», - сообщили в магазине. 

Отметим, объем рынка розничной электронной торговли рассчитан на основе данных, предоставленных основными игроками электронной коммерции и Ассоциацией Цазахстан (АЦК).

В рамках исследования в определение электронной коммерции входит предпринимательская деятельность, связанная только с онлайн продажей товаров физическим лицам с доставкой или самовывозом из магазинов и пунктов выдачи. Из расчетов исключены категории: продажа железнодорожных и авиабилетов, доставка еды, сайты объявлений, купонные сервисы, коммунальные и иные платежи, а также прочие категории, не связанные с продажей товаров физическим лицам. АЦК предоставила предположительные данные по части продаж крупнейших игроков розничной торговли e-commerce.

В опросе приняли участие крупные игроки розничной электронной коммерции в Казахстане, в том числе Mechta.kz, Kaspi.kz, «Леруа Марлен Казахстан», Казпочта и другие респонденты, пожелавшие сохранить конфиденциальность.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.