Участники рынка торговли переориентируются. По данным исследования PwC Kazakhstan и АЦК, после локдаунов и изоляции розничные игроки изменили свои приоритеты. Они стали перераспределять инвестиции в пользу развития интернет-площадок, так как потребители ушли в онлайн.
Трансформация общества потребления
В настоящее время, считают аналитики, формируется новое сознание, которое определяет ежедневные привычки и потребности населения. «Мы все наблюдатели и участники нового этапа, когда из общества потребления человечество трансформируется в общество осознанного потребления. Пандемия спровоцировала не только серьезные экономические потрясения, структурные изменения в образе жизни и здоровья людей, но и дала возможность ускорить развитие и адаптацию цифровых услуг повсеместно», - отметили аналитики.
Розничная электронная коммерция уже не первый год является быстрорастущим трендом как в мире, так и в Казахстане. Если год назад онлайн-продажи для многих – были неосновным каналом продаж, то после 12 месяцев локдаунов и изоляции розничные игроки изменили свои приоритеты. Теперь они нацелены на развитие интернет-площадок.
Резкий рост онлайн-продаж
Объем рынка розничной электронной коммерции в 2020 году увеличился на 82% по сравнению с 2019 годом, с 327 млрд тенге до 596 млрд тенге. Количество онлайн-транзакций за год выросло на 20%. «При этом средний чек по таким покупкам увеличился в тенге на 52%», - говорится в исследовании.
Аналитики отмечают, что отсутствие возможности приобретать товары в физических магазинах спровоцировало игроков на улучшение своих платформ, сервисов, процессов оплаты и доставки. «Это повлияло на рост доверия со стороны потребителей и послужило более быстрому развитию электронной коммерции и росту спроса на покупку товаров в онлайн-формате», - считают они.
Растет средний чек
Одна из тенденций – люди стали делать онлайн более дорогостоящие покупки, такие, как электроника и бытовая техника. «Или они стали заказывать большее количество товаров за один раз. Это также подтверждается ростом среднего чека в тенге на 52%», - говорится в исследовании.
В 2020 году транзакции увеличились непропорционально росту продаж, - отмечают аналитики. «То есть люди стали заказывать больше или более дорогие товары в одном чеке. Это и отражается в росте среднего чека в тенге с 15 тыс. в 2019 году до 23 тыс. тенге в 2020 году», - говорится в исследовании.
Заказывать товары стало проще
Аналитики отмечают, что заказывать товары через электронные площадки стало удобнее и быстрее. Теперь, отмечают они, часть казахстанцев отдают предпочтение онлайн-заказам. «Несмотря на частичное снятие ограничений, в третьем квартале 2020 года рост онлайн-покупок не просто сохранялся, но и достиг максимального квартального прироста в 65%», - говорится в исследовании.
Специалисты предполагают, что значительный рост продаж, скорее всего, связан с реализацией отложенного спроса в третьем квартале 2020 года, желанием потребителей продолжать придерживаться социального дистанцирования, соблюдать другие карантинные меры.
«Более того, возможно, за время локдауна сформировались новые паттерны в поведении потребителей. Люди стали больше доверять электронной коммерции и совершать покупки онлайн», - отмечают аналитики.
Сервис стал лучше
Своим мнением по развитию e-commerce поделились игроки рынка.
В Kaspi.kz уверены, что ключевым изменением в поведении потребителей было резкое увеличение спроса в онлайне. «Мы подключили к нашему маркетплейсу большое количество новых продавцов, тем самым расширили ассортимент товаров. Организовали бесплатную доставку по всему Казахстану, чтобы сделать покупки онлайн еще более доступными для клиентов», - сообщили в Kaspi.kz
В Mechta.kz считают, что покупатели стали больше доверять онлайн-магазинам. «Соответственно клиенты, которые покупали только в офлайн, теперь, преодолев барьер недоверия, могут совершать покупки в онлайне, но в то же время многие получают удовольствие от живого общения с продавцом. Во время консультации и выбора товара они могут обменяться новостями, мнениями. Офлайн продолжает быть востребованным. Выбор товара - непростой шаг для покупателя, поэтому мы активно работаем над контентом и отзывами, тем самым помогая покупателю сделать правильный выбор», - отметили в магазине бытовой техники.
В «Леруа Марлен Казахстан» отмечают, что 2020 год был успешным для рынка розничной электронной коммерции в Казахстане. «Большая часть населения, которые никогда ранее не покупали онлайн, пересмотрели свое отношение и сформировали свой первый опыт электронных покупок. В большей степени этот опыт был положительный. Предприниматели изменили свое отношение к омниканальности и стали больше уделять внимания развитию электронных каналов продаж и коммуникации с клиентами», - считают в магазине.
Новые вызовы
Участники рынка электронной торговли также рассказали, какие тренды будут наблюдаться на рынке электронной розничной торговли в 2021 году.
Как отметили в Kaspi.kz, малый бизнес будет активно вовлекаться в продажи через маркетплейсы.
«В следующем году увеличится количество предпринимателей, которые продают только онлайн и через маркетплейсы. Многие из них будут расширять свой ассортимент, выходя в новые для себя вертикали», - сообщили в Kaspi.kz.
В Mechta.kz предполагают, что в 2021 году конкуренция между игроками рынка электронной коммерции усилится.
«Приход и развитие новых игроков, в частности тех, кто идет по пути маркетплейса. Чем больше товара на сайте, тем больше у него будет посетителей. Сейчас мы видим, что уже немало новых игроков выходят на рынок и начинают активно предлагать свои товары в онлайн, тем самым популяризируя E-Com торговлю. От этого сильнее будет развиваться конкуренция за покупателя. А чем выше конкуренция, тем выше будет сервис. Также основными трендами для E-Com можно будет назвать бесплатную и быструю доставку в любой регион страны, немаловажный факт - удобство оплаты на сайте, сейчас уже имеется много видов оплаты, такие как Apple Pay, Samsung Pay и другие. Некоторые участники рынка e-commerce даже начинают принимать оплату биткоином», - считают в интернет-магазине бытовой техники.
Барьеры все же есть
Также участники рынка поделились, какие барьеры могут возникнуть при развитии розничной электронной коммерции в Казахстане. «Для того чтобы этот рынок развивался, необходимо улучшить качество мобильного интернета. В отдельных регионах Казахстана качество интернета особенно низкое. Для развития этого рынка необходимо расширение логистики инфраструктуры и увеличение количества курьерских и логистических компаний», - отметили в Kaspi.kz
В Mechta.kz считают, что основная проблема в Казахстане, - низкая плотность населения. «В связи с этим логистика очень дорогая и сложная, недостаточно развита инфраструктура. Поэтому есть трудности и нет реального игрока, способного быстро и в срок доставить товар до покупателя», - отметили в магазине электроники.
В «Леруа Мерлен Казахстан» практически не видят барьеров для развития электронной коммерции. «Разве что мало специалистов в этой сфере. Но мы уверены, что тот, кто хочет развиваться, найдет способы достижения своих целей», - сообщили в магазине.
Отметим, объем рынка розничной электронной торговли рассчитан на основе данных, предоставленных основными игроками электронной коммерции и Ассоциацией Цазахстан (АЦК).
В рамках исследования в определение электронной коммерции входит предпринимательская деятельность, связанная только с онлайн продажей товаров физическим лицам с доставкой или самовывозом из магазинов и пунктов выдачи. Из расчетов исключены категории: продажа железнодорожных и авиабилетов, доставка еды, сайты объявлений, купонные сервисы, коммунальные и иные платежи, а также прочие категории, не связанные с продажей товаров физическим лицам. АЦК предоставила предположительные данные по части продаж крупнейших игроков розничной торговли e-commerce.
В опросе приняли участие крупные игроки розничной электронной коммерции в Казахстане, в том числе Mechta.kz, Kaspi.kz, «Леруа Марлен Казахстан», Казпочта и другие респонденты, пожелавшие сохранить конфиденциальность.